Семинар для родителей "Как развивать речь ребенка" | Набока Юлия Николаевна. Работа №310080
Семинар - практикум для родителей по теме "Как развивать речь ребенка" разработан по запросу родителей, проходит в форме дисскусии, в форме вопрос - ответ, что позволяет рассмотреть вопросы, возникающие у родителей во время становления речи, возможные причины нарушений речи, и пути коррекции речи в ДОУ и дома. Рассматриваются возрастные особенности речи детей, на что стоит обратить внимания на каждом возрастном этапе становления речи: речь детей от двух до трех лет, четырех -пяти лет, шести - семи лет.
На семинаре рассматриваются темы влияния гаджетов на развитие речи детей: польза и вред гаджетов в жизни детей дошкольного возраста.
Затем родителям предлагаются способы развития речи детей в семье. По окончанию семинара родителям предлагаются буклеты с нормами речевого развития детей двух- трех лет, четырех -пяти лет, шести - семи лет.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»
г. Рубцовска Алтайского края
Сценарий семинара – практикума для родителей:
Тема: «Как развивать речь ребенка».
Учитель – логопед
МБДОУ «Гимназия
«Планета Детства»
Набока Ю
г. Рубцовск
Здравствуйте уважаемые родители, рада видеть вас на семинаре – практикуме «Факторы речи»
Для начала, мне бы хотелось узнать, родители детей какого возраста здесь присутствуют, поднимите руки те, у кого дети 2-3 лет, 4-5 лет, 6-7 лет. Спасибо.
Все мы знаем, что каждый взрослый в душе остается маленьким ребенком, а все дети любят играть, поэтому я предлагаю вам сейчас поиграть в игру.
Обратите внимание на экран, в этой игре мы познакомимся с основными факторами, которые оказывают влияние на речевое развитие ребенка.
Перед вами табло. Вам необходимо выбрать фактор, с которого мы начнем.
Биологические:
наследственность
, та генетическая информация, которую несет в себе мама и папа,
здоровая беременность -
отсутствие заболеваний и вредных привычек у матери,
благополучные роды,
без отягощающих явлений, таких как кислородное голодание у ребенка, и
отсутствие каких – либо заболеваний у самого ребенка и травм, полученных на первом году жизни.
Сейчас мы выберем с вами следующий фактор, оказывающие влияние на развитие речи
Возрастные особенности детей
Послушайте аудио. Как вы думаете, ребенок какого возраста звучал сейчас. Как вы определили, что это ребенок 3 лет?
Как вы думаете, существуют ли нормы речевого развития детей для того или иного возраста.
Работа с чек-листом.
Просмотрите его ,соотнесите его с речевым развитием вашего ребенка.
Итак, когда же родителю нужна консультация специалиста:
Если у вас ребенок 2-3 лет – не произносит никаких звуков; не понимает речь взрослого; если говорит на своем языке «каша во рту»
Если у вас ребенок 4-5 лет – не выговаривает свистящие и шипящие звуки, пропускает или переставляет слоги, если не умеет пересказывать.
Если у вас ребенок 6-7 лет – не выговаривает звуки р,л, не определяет звук в слове, не умеет рассказывать и пересказывать.
Я остановилась лишь на некоторых параметрах, на которые нужно обратить внимание родителям, а с нормами речевого развития по возрастам вы можете познакомиться в буклетах, которые я раздам в конце семинара.
Речь это не только звуки, поэтому к логопеду можно обращаться с любыми речевыми трудностями, как и в каждой профессии, есть логопеды, занимающиеся только постановкой и коррекцией звуков, другие же специализируются исключительно на заикании.
Гаджеты:
Насколько верны эти высказывания:
Современные дети смотрят много познавательных передач, фильмов, поэтому у них значительно расширяется кругозор.
Но с другой стороны такой способ познания мира не должен подменять других способов знакомства с миром. У совсем маленьких детей ознакомление с миром происходит через предметно-манипулятивную деятельность. Поэтому так важно для ребенка ощутить окружающий его мир на собственном опыте. Давайте ребенку эти предметы кусать, облизывать, щупать, знакомиться с ними любыми способами. Поэтому для того, чтобы речь развивалась полноценно, нужна предметная деятельность, непосредственное взаимодействие с предметами, игра, которая сопровождается речью взрослого.
Например, при просмотре познавательных передач у ребенка появляется много взрослых слов, не понятных им в значении, поэтому важно подбирать материал к просмотру, подходящий по возрасту ребенку.
Что же касается детей постарше, здесь важно обсуждать с ребенком, что он смотрел, спросить его чувства от увиденного.
Если ребенок долго может «Сидеть» в телефоне или в компьютере, то тем самым у него развивается внимательность, сосредоточенность.
Все мы можем заметить, что после долгого нахождения ребенка за компьютером, телефоном ребенок активный, возбужденный, не собранный, капризный, не может найти себе дело? Почему? Потому что нервная система ребенка перенапрягается, не развивается внимательность, и на самом деле не развивается потому что ребенка концентрируют насильно, яркими образами, мельканием образов, звуковыми эффектами, ребенок практически погружается в транс. Обычная детская деятельность ( рисование, лепка, игр)а не может обеспечить таких сильных впечатлений, поэтому эти занятия требуют волевых усилий, и только тогда развивается внимание ребенка.
Если ребенок слышит много речи с экрана, то это стимулирует его речевое развитие.
Речь ребенка развивается только тогда когда она обращена к нему задевает его чувства и эмоции, а экранные персонажи они не предполагают коммуникации взаимодействия, они не требуют от ребенка ответа. Возможно это будет способствовать развитию пассивного словаря, но активной речи не будет, так как нет необходимости в коммуникации с другими людьми: он не умеет разговаривать со сверстниками, он не умеет решать конфликтные ситуации, у него падает интерес в общении со сверстниками.
Современная реальность такова, что мы не можем отказаться от электронных помощников, мы так или иначе прибегаем к их помощи, и компьютер может оказать обучающее воздействие на ребенка, если родитель будет испол
ьзовать его правильно, дозировано, соблюдая все правила и нормы.
Например, компьютерная игра направленная на развитие речи, развитие психических процессов, позволяет закрепить навыки, полученные в детском саду. Я рекомендую своим родителям электронные игры, даю им ссылки на различные варианты игр (автоматизация звуков, дифференциация звуков и понятий, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи). Пример игры на автоматизацию звука «Мемо».
Способы развития речи детей в семье.
Речевое развитие начинается с семьи. Именно здесь закладывается фундамент роста и развития ребенка.
Каждый ребенок индивидуален, и темп его развития тоже у всех разный и особенный, но тем не менее на что нужно обратить внимание родителям для полноценного развития речи детей.
Диалог родителя и ребенка глаза в глаза, развернутый ответ на вопросы ребенка.
В речи использовать развернутые высказывания, давать ребенку полный ответ на его вопрос.
Чтение сказок, рассказов, заучивание стихов.
Важно начинать это с самого рождения, пение колыбельных, рассказывание
потешек
во время купания, переодевания, когда усаживаем маленького ребенка читать книжку, это нужно делать на коленках, и чтобы книжка была перед взрослым и ребенком, обязательно обращаем внимание на то,
о чем прочитали. Детей старшего дошкольного возраста можно попросить пересказать прочитанный текст, рассказать о
каких то
интересных фактах, прочитанных в энциклопедии.
Точное называние предметов и явлений окружающей действительности (Обувка
, вкладыши - стелька
)
Работа над мелкой и крупной моторикой ребенка. Важно обратить внимание и развивать моторику рук, развивать двигательные навыки так как они способствуют развитию речи.
Если для ребенка от года до трех важно уметь держать ложку, откусывать, жевать твердую пищу, тем самым развивая артикуляционный аппарат, то дети по старше нужно давать возможность как можно больше лазать, ползать, кататься на велосипедах, лыжах, коньках, то есть любыми способами развивать физические навыки у детей
. Если ребенок развит физически, то будет развита и речь.
Сейчас, я предлагаю для вас буклеты с нормами речевого развития детей дошкольного возраста.