Семинар-практикум для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?». | Елена Владимировна Антропова. Работа №316573
Материал семинара-практикума отображает важность роли родителей в создании условий для эффективного сотрудничества детского сада и семьи с целью достижения ребенком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребенок оказывается способным принимать участие в школьном обучении. Родителям предлагается, с помощью теоретической информации и практической деятельности, более эффективно оказать помощь своим детям, имеющим задержку психического развития, в процессе подготовки к школе.
Семинар-практикум для родителей
подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
«Готов ли ваш ребенок к школе: психологическая готовность
к школе»
Цель: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада и семьи для достижения ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным принимать участие в школьном обучении.
Задачи:
1.Активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс,
обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей;
2. Повышение педагогической компетентности родителей при подготовке
дошкольников к обучению в школе.
Материал: Экран, мультимедийное оборудование, клубок ниток, листы бумаги, карандаши, дидактический материал для проведения практических заданий.
Ход:
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» –
Венгер Л.А.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на сегодняшнее мероприятие. Наша встреча посвящена обсуждению вопроса подготовки детей к обучению в школе.
Родители, как никто другой, заинтересованы в успехах своего ребёнка, поэтому в ваших силах помочь ребенку своевременно подготовиться к поступлению в школу. Поэтому, давайте, сначала разберемся, как понять что ребенок готов к школе.
Под школьной зрелостью понимается достижение ребёнком необходимого и достаточного уровня психического развития, когда ребёнок оказывается способным успешно обучаться в школе.
Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Зона ближайшего развития определяется тем, чего ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым, тогда как без помощи взрослого он этого выполнить пока еще не может. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи.
Причем обучение эффективно только в том случае, если оно попадает в зону ближайшего развития ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже той, которая требуется для освоения учебной программы в конкретной школе, то ребенок считается психологически не готовым к школе. Это происходит в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усвоить программный материал и сразу попадает в разряд отстающих.
Основным критерием готовности к школе является способность ребёнка успешно учиться в выбранной школе – цель сегодняшнего разговора.
Сначала, давайте, поприветствуем друг друга.
Приветствие родителей «Клубочек».
Начнем сегодняшнюю нашу встречу с игры-приветствия. У меня в руках клубок. Передавая его по кругу, каждый, у кого в руках окажется клубок, будет называть свое имя и коротко рассказывать о своем ребенке.
Уважаемые родители, когда вы слышите слово «школа», что первое приходит вам на ум? (ответы родителей…, «экзамен»). Конечно, экзамен является неотъемлемой частью жизни школьника. А сейчас мы с вами сдадим «Экзамен для родителей». Предлагаю сравнить, чем отличается жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов.
Упражнение «Экзамен для родителей».
Какие занятия проводятся в детском саду?
Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
Сколько занятий в день проводится в детском саду?
Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
Длительность занятия в подготовительной группе?
Длительность урока в школе?
Поступление в школу – очень ответственный момент в жизни, как самого ребенка, так и родителей. Успехи ребенка в школе во многом зависят от его психологической готовности к обучению.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Итак, психологическая готовность включает:
Личностная и социально-психологическая готовность;
Эмоционально-волевая готовность;
Мотивационная готовность;
Физическая готовность;
Интеллектуальная готовность;
1. Личностная и социально-психологическая готовность.
- Потребность в общении;
- Способность устанавливать отношения с другими детьми и взрослыми;
- Умение подчиняться правилам и интересам группы;
- Способность действовать совместно с другими. Умение входить во взаимодействие со сверстниками, общаться с другими детьми, являясь частью одного коллектива.
2. Эмоционально-волевая готовность.
- Способность управлять своими эмоциями и поведением;
- Умение слушать и слышать учителя;
- Умение выполнять требования;
- Умение действовать по образцу;
- Умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем;
- Умение думать;
- Умение общаться со сверстниками;
- Умение общаться с взрослыми;
- Стремление преодолевать трудности;
- Стремление к достижению результата своей деятельности;
- Положительное отношение к себе и другим;
- Соблюдение социальных и этических норм.
3. Мотивационная готовность.
- Принятие позиции школьника.
- Положительное отношение к школе, учебной деятельности, к учителям, к себе
самому.
4. Физическая готовность.
- Физическое развитие;
- Развитие анализаторных систем;
- Развитие мелких групп мышц.
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой.
- Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
5. Интеллектуальная готовность
- Достаточно высокий уровень психологического развития которое обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления.
- Ребёнок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей
действительности, уметь сравнить их, видеть сходство и отличие.
- Он должен научиться рассуждать, делать выводы.
- У ребенка появляется желание узнавать новое, любознательность.
- Сенсорное развитие.
- Развитие образных представлений.
- Развитие речи в соответствии с возрастной нормой.
- Смысловое запоминание.
- Сформированная система знаний об окружающем мире.
Чем же, мы, взрослые можем помочь своему ребенку, чтобы более эффективно подготовиться к школе? Предлагаю, вам в помощь, комплекс игр и упражнений для подготовки детей к школе, но сейчас мы выполним их вместе с вами:
Игры на развитие логического мышления, внимания, наблюдательности:
«Что изменилось», «Найди отличия», «Что не дорисовано», «Что перепутал художник», «Что лишнее?», «Собери похожие картинки», «Назови, одним словом», «Скажи наоборот».
«Ответь на вопрос?»:
1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трех? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. У квадрата четыре угла? (да)
7. Один меньше, чем много? (да) и др.
Для развития мышления в целом можно использовать всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками и спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение.)
Игры на развитие памяти:
Слуховая память - зачитываются слова : вишня, конфета, лиса, медведь, велосипед, мяч и т. д. с интервалов в секунду. Их необходимо повторить.
Зрительная память - предлагается сюжетная картинка, ее необходимо рассмотреть, затем она убирается, перечисляется сюжет. После предлагается такая же картинка, в которой не достает каких-либо деталей, или, напротив, появляются лишние изображения.
Аналогичное упражнение: на столе стоит 8-10 предметов, которые нужно внимательно изучить и постараться запомнить, затем эти предметы закрываются ширмой и их нужно перечислить.
Можно усложнить, если после запоминания предметов и их расположения изменить порядок размещения и их количество, а затем нужно точно воспроизвести исходный порядок.
Игры на развитие речи, мышления, знаний об окружающей действительности:
«Составь рассказ по картинке» (предлагается сюжетная картинка);
«Составь рассказ по набору картинок» (набор картинок, которые необходимо разложить по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ);
«Что нас окружает» (с помощью картинок задаются вопросы о предметах и явлениях окружающего мира).
Развитие моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребёнка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Развить тонкую моторику помогут такие занятия, как лепка, собирание конструкторов с мелкими деталями, аппликация, рисование, вязание, собирание мозаики, пальчиковые игры. Полезно предлагать ребёнку задания на «дорисовывание», когда взрослый рисует половину рисунка, а ребёнок дорисовывает зеркальное отображение,
задания на обведение намеченного точками или штрих пунктиром изображения, штриховки. Важно не перестараться, и обучение ребёнка точным движениям карандашом по бумаге превратить в увлекательное занятие.
Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело.
Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. А затем показать взрослому, какой он молодец, чтобы услышать похвалу в свой адрес. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому.
Итак, вы смогли почувствовать, насколько непросто приходится нашим детям. А сейчас, я вам предлагаю задать вопросы самим себе, насколько, вы, родители, готовы отдать своего ребенка в школу?
Тест для родителей
«Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?»
Уважаемые родители! Занесите свои ответы в таблицу: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик в свободной клетке, рядом с номером вопроса, если не согласны - оставьте клетку пустой.
1.Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2.Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3.На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают
детей.
5.Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница –
его собственная мама.
6.Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать,
считать и писать.
7.Мне кажется, что дети в этом возрасте еще неспособны дружить.
8.Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного
сна.
9.Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый
человек.
10.Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11.Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12.Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13.Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14.Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи
каждого ребенка.
15.Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"
№ вопроса
ответ
№ вопроса
ответ
№ вопроса
ответ
№ вопроса
ответ
№ вопроса
ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова их общая сумма. Если общий показатель принимает значение:
- до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать 1сентября, по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
- 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским педагогом-психологом.
А теперь обратите внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика:
1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику;
2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми;
3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями;
4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры; 5 - ребенок слишком привязан к матери, может быть, стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год.
Итог: Итак, хотелось бы подвести итог и отметить, что психологическая готовность ребёнка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребёнок читать, считать, писать, а состоит из компонентов личностной (социальная, эмоциональная, мотивационная), волевой и интеллектуальной готовности к школе. Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования педагога, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.
Психологическая готовность ребёнка к школе является результатам развития ребёнка на протяжении всего дошкольного детства. Это фундамент для развития человека в следующем возрастном периоде, в младшем школьном возрасте в условиях учебной деятельности. Обеспечить всестороннее развитие ребенка, и правильную подготовку его к школе можно только объединив усилия детского сада и семьи.
Упражнение: «Полотно поддержки»
И в конце нашей встречи, я предлагаю вам поделиться впечатлениями. Мы будем передавать друг другу клубок (клубок передаем в разных направлениях, создавая перекрестные линии) и говорить о том важном, что вам дала эта встреча, как это поможет вам в общении с детьми. (Реплики родителей…)
Посмотрите, наших руках оказалась мягкое, тонкое, прозрачное и нежное полотно, сотканное из ваших надежд и чаяний. Пускай это символическое полотно станет поддержкой и защитой для ваших детей на непростой дороге знаний.