Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

семинар-практикум для воспитателей "Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ" | Шабурова Нина Викторовна. Работа №363590

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Семинар-практикум для воспитателей

   Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

        Цель: усилить педагогическую компетентность воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.

        Задачи: 

- систематизировать знания воспитателей детского сада в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

- развивать полученные знания и умения в различных видах игровой и творческой деятельности;

- воспитывать любовь к Родине и родному краю в целях патриотического воспитания;

- расширять познавательный потенциал воспитателей детского сада.

        Актуальность: Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

Семинар-практикум для воспитателей

   Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ».

        Цель: усилить педагогическую компетентность воспитателя детского сада для воспитания патриотизма у дошкольников, а также развивать взаимодействие между педагогами детского дошкольного учреждения.

        Задачи: 

- систематизировать знания воспитателей детского сада в вопросах патриотического воспитания дошкольников;

- развивать полученные знания и умения в различных видах игровой и творческой деятельности;

- воспитывать любовь к Родине и родному краю в целях патриотического воспитания;

- расширять познавательный потенциал воспитателей детского сада.

        Актуальность: Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Актуальность заключается в том, что в настоящее время наша страна переживает непростой исторический период. Война, антирусская пропаганда Запада. Проблемы обесценивания традиционных норм и ценностей, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно влияют на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.

 

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

 

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, немаловажную роль играет влияние семьи и образования. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

 

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры

 

Цель патриотического направления воспитания - содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества, ответственного за будущее своей страны.

 

Воспитание патриотизма в современном мире. Во всех странах в той или иной форме существует патриотическое воспитание, являющееся частью общего воспитательного процесса. Его суть состоит в том, чтобы объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность Родине и готовность при необходимости выполнить свой гражданский долг. Как правило, патриотическое воспитание проводится на государственном и на региональном уровне. То есть, детей учат любить не только страну, но и родной край.

         Предварительная работа:

Проанализировать необходимую литературу по патриотическому воспитанию дошкольников, методические рекомендации для педагогов ДОУ, подготовить специальные задания и Квиз игру по выбранной теме.

         План семинара-практикума.

* Актуальность выявленной проблемы.

* Дискуссия на тему "Что мы знаем о патриотизме".

* Квиз игра "Родина на все времена"

Ход семинара:

- Здравствуйте, коллеги! Сегодня мы проводим семинар-практикум на тему «Патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ». Наш сегодняшний семинар направлен на то, чтобы выявить компетентность каждого педагога в сфере патриотического воспитания дошкольников, поделиться имеющимся опытом использования средств и методов воспитательной деятельности по вопросам патриотического воспитания, а также приобрести новые знания по теме нашего семинара в ходе совместной деятельности.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков т.к. акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен на патриотическое воспитание каждого дошкольника как важнейшую часть его дошкольного воспитания. Как известно, в дошкольном возрасте дети достаточно отзывчивы на новые знания, эмоционально открыты и любознательны, что позволяет педагогу ДОУ использовать эти качества в процессе нравственного и духовного воспитания. Именно дошкольный возраст позволяет воспитателю заложить у детей нравственную, эмоциональную и чувственную основу для их успешной адаптации в социуме. В это время ребёнок развивает своё мышление, начинает осознавать себя как субъект коммуникации, чувствовать себя полноправным участником совместного общения. Именно в этот период дошкольник подвержен как психологическому, так и эмоциональному воздействию со стороны педагога, поэтому важно использовать это свойство для дальнейшего развития его образного восприятия, в том числе и при воспитании чувства патриотизма и любви к Родине.

За последние годы общественная, экономическая и политическая жизнь страны претерпела значительные изменения и не всегда эти изменения были направлены на воспитание в детях духовных ценностей; отсюда - дефицит милосердия, доброты, патриотизма и любви к Родине.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Таким образом, задача патриотического воспитания в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с происходящими событиями в стране и мире.

Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».

1. Что означает термин “Патриотизм?”

     Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к Родине, но и готовность её защищать, а преданность отечеству означает стремление каждого гражданина страны служить её интересам и быть готовым сделать всё возможное для её развития и процветания.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Воспитание патриотизма - это целенаправленная и регулярная деятельность органов государства, а также общественных, некоммерческих организаций и руководящих лиц страны по формированию у российских граждан патриотической культуры, национального правосознания и готовности защищать свою родину при выполнении конституционного долга по защите государства и его национальных интересов.

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования патриотического сознания у каждого гражданина нашей страны.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Психологи считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для воспитания у ребёнка чувства патриотизма, которое начинает формироваться вначале с любви к своей семье, родным и близким, а затем формируется чувство любви к своему городу, родному краю и стране, в которой он живёт. В этом возрасте ребёнок абсолютно доверяет взрослым, а тем более своему педагогу, он эмоционально отзывчив, достаточно внушаем и пытается подражать взрослым. Поэтому любая информация, полученная ребёнком в дошкольном возрасте, прочно усваивается им на всю жизнь.

Однако заметим, что сформированные в детстве личностные качества не всегда остаются неизменными, в более позднем возрастном периоде они могут меняться под воздействием внешней среды, особенно негативной. Однако начатки гуманизма, духовности, нравственности, трудолюбия и патриотизма зарождаются именно в раннем возрасте. Таким образом, целью раннего патриотического воспитания детей выступает формирование и дальнейшее развитие любви к своей семье, к Родине, к своему отечеству и согражданам.

Важнейшими средствами патриотического воспитания являются систематические занятия с детьми на темы, связанные с историей родной страны, её духовными и нравственными ценностями, а также чтение книг на патриотические темы, в том числе связанные с Великой Отечественной войной и участием нашего государства в разгроме немецко-фашистских захватчиков.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

        Формировать у детей уважение и любовь к семейным ценностям, окружающим людям, родному городу и стране;

        Воспитывать у ребёнка желание принимать участие в массовых мероприятиях по благоустройству территории детского сада, родного двора, и улиц своего города;

        Учить ребёнка заботиться о своих родных и близких людях, сверстниках, бабушках и дедушках;

        Воспитывать любовь и уважение к любому труду, независимо от его значимости и важности;

        Воспитывать интерес к традиционным ценностям своей страны, а также их охране и защите;

        Учить бережному отношению к природе и природным ресурсам;

        Объяснять значение государственных символов, воспитывать в детях уважение к ним;

        Формировать правовое сознание с самого раннего возраста, информировать о правах ребёнка, и правах и обязанностях каждого гражданина в российском государстве;

        Знакомиться с историей родного края и страны;

        Научить ребёнка уважать чужие традиции и культуру.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Цель каждого педагога дошкольного образовательного учреждения при воспитании патриотизма в детях, во-первых, самому быть настоящим патриотом своей страны, и, во-вторых, передать свои патриотические знания и опыт подрастающему поколению в доступной познавательной форме, используя эффективные средства и методы, а также принцип развивающего обучения, нацеленный на всестороннее развитие личности дошкольника.                                                                   

6. Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя, и детей.

К организованным формам патриотического воспитания можно отнести:

- познавательные занятия, включающие в себя комплекс различных видов деятельности;

- разнообразные экскурсии на тему известных памятных дат истории страны;

- наблюдения.

Формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников могут включать:

- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;

- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;

- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;

- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;

- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;

- ознакомление дошкольников с русским народным творчеством;

- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;

- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;

- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;

- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр.

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа - координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.

Для достижения целей патриотического воспитания педагоги ДОУ совместно с родителями детей проводят: общие собрания, семинары, индивидуальные консультации, праздники, Дни открытых дверей, разнообразные досуговые занятия, в том числе совместно оформляют фото стенды на тему патриотического воспитания.

 

 

Образовательный квиз «Родина на все времена»

- А сейчас всем участникам нашего семинара предлагаю принять участие в образовательном квизе. Это командная, интеллектуально – развлекательная игра поможет нам не только получить бурю положительных эмоций и отличное настроение, но и пробудить любознательность и смекалку. Как говорил Конфуций: «Ученье без размышления бесполезно». Наш квиз посвящен теме «Родина на все времена» и у нас с вами будет возможность поразмышлять об этом.

- Вспомним крылатую фразу из мультфильма «Приключение капитана Врунгеля» - «Как корабль назовешь так он и поплывет!», поэтому предлагаю вам придумать название своим командам.

1 раунд «Блиц-опрос» (звоню в колокольчик)

Правила игры: участникам задаются в быстром темпе вопросы; необходимо ответить на большее количество вопросов. (оценка: 1 балл за правильный ответ)

1. Земля, где ты родился? (Родина).

2. Древнее название России? (Русь).

3. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).

4. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).

6. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).

7. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).

9. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).

10. Кто несет ответственность за воспитание ребенка(Родители).

11. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).

12. Официальная эмблема государства? (Герб).

14. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство? (семья)

16. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом – моралью (Басня)

17. Устное народное творчество, «народная мудрость» (Фольклор)

19. Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукава)

21. Из каких полос сверху вниз состоит современный государственный флаг (белый, синий, красный)

22. Как выглядит Знамя Победы? (Это красное знамя)

2 раунд «Прошлое России»

- В этом раунде вам необходимо ответить на самые разнообразные вопросы из прошлого России.

1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

2. Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.)

3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а также защищает от молнии.)

4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

5. Как называется основание печи в крестьянской избе? (Опечек)

6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка? (Чугунки, ухваты, горшки.)

Вопросы о Русских народных костюмах:

1. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник)

2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка)

3. Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка)

4. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)

5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? (Кушак - кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства)

6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская – назвать одним словом? (Порты)

 

3 раунд «Русские забавы»

- Каждая команда должна вспомнить по одной русской народной игре обыграть со всеми участниками.

4 раунд «Угадай сказку»

- Максимальное количество 10 баллов, за правильный ответ 1 балл. Здесь зашифрованы сказки, они запутаны, ваша задача понять смысл и отгадать название сказки

1. Пенсионер принудил к тяжелому труду на земле женщин и животных! (Репка)

2. Мальчик похищен с улицы посреди белого дня. Героиня отважно пускается на его поиски, попадая в приключения. (Гуси-лебеди)

3. Сумасшедшие пенсионеры, стали причиной странных событий в лесу или атака хлебобулочного изделия! (Колобок)

4. Опытный спецназовец останавливается на ночь в хостеле. Он показывает скупой хозяйке рецепт вкусного блюда, приготовленного из холодного оружия. (Каша из топора)

5. Трагикомедия из деревенской жизни. Хозяева поместья устраивают невиданную суету вокруг одного куриного яйца. (Курочка Ряба)

6. Обезумевшая рыба довела стариков до бедности! (Золотая рыбка)

7. Вода была загрязнена неизвестными химикатами! Мальчик-идиот превратился в животное! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

8. Королевский сын оказался неразборчивым в связях – его жена шокировала страну! (Царевна лягушка)

9. Деревенский лентяй замечен за эксплуатацией беззащитного пресноводного (По щучьему веленью)

10. Катастрофа: из-за перенаселения жилое здание было разрушено! (Теремок)

Раунд 5 «Реши кроссворд»

А какими качествами должен обладать патриот?

Для этого нам нужно разгадать кроссворд и определить черты характера, которые присущи гражданину и патриоту.

   1 2 3

 

 

э

 

 

 

к

 

о

 

г

у

м

а

н

н

о

с

т

ь

1  

 

п

 

 

м

 

в

 

 

 

а

 

 

 

м

 

е

 

 

 

т

 

 4

 

у

 

т

 

 

 

и

 

и

 

н

 

с

 

 

 

я

 

н

 

и

 

т

 

 

 

 

 

и

 

к

 

в

 

 

 

 

 

ц

 

а

 

е

 

 

 

 

 

и

 

т

 

н

 

 

 

 

 

а

 

и

 

н

 

 

 

 

 

т

 

в

 

о

 

 

 

 

 

и

 

н

 

с

 

а

к

т

и

в

н

о

с

т

ь

 

 

 

н

 

с

 

ь

 

 

 

 

 

о

 

т

 

 

 

 

 

 

 

с

 

ь

 

 

 

 

 

 

 

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ь

 

 

 

 

 


Вертикаль: 

1.Каким словом можно назвать способность к сочувствию, состраданию к окружающим людям?

2.Умение человека ясно излагать свои мысли, вопросы, вести переговоры, участвовать в дискуссиях, находить компромиссы?

3.Каким словом можно назвать способность отвечать за свои действия и действия других членов сообщества? 

4.Способность выдвигать свои идеи и увлекать ими других людей.

Горизонталь:

1.Каким словом можно назвать способность к сопереживанию, заботливому отношению к природе и окружающим?

2.Способность и желание участвовать во многих мероприятиях общественной жизни.

Подведение итогов игры.

- Вот и подошла к концу наша игра и завершить мне её хочется словами И. А. Ильина. «Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды».

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз