Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семинар-практикум "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей" | Горюнова Татьяна Алексеевна. Работа №326175

Дата публикации:
Автор:
Описание:

) Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» (К.Д. Ушинский) Сегодня мы хотим познакомить вас с технологией продуктивного чтения, разберем её сущность и особенности  использования в образовании детей дошкольного и школьного   возраста.   Авторами данной технологии являются Екатерина Валерьевна  Бунеева,  Ольга Васильевна Чиндилова. 

    Технология продуктивного  чтения –  это  образовательная технология,  опирающаяся  на  законы  читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов  чтения  полноценное  восприятие  и понимание  текста  читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

 

 

 

 

 

 

 

Семинар – практикум

 

 

 

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством технологии продуктивного чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: Горюнова Т. А.

воспитатель д/с «Солнышко»

 

 

 

 

Данилов

2023

 

Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством технологии продуктивного чтения (слайд 1)

 

 

(слайд 2) Читательская грамотность это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни.

 

(слайд 3) «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» (К.Д. Ушинский)

 

(слайд 4) Сегодня мы хотим познакомить вас с технологией продуктивного чтения, разберем её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста.

Авторами данной технологии являются Екатерина Валерьевна Бунеева, Ольга Васильевна Чиндилова.

 

 

Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

 

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом. (слайд 5)

I. Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу (текст).

В детском саду дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; в начальной школе читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

(слайд 6) II. Работа с текстом во время чтения

Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).

1. Дошкольники слушают чтение взрослого, младшие школьники могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

2. Чтение (перечитывание) вслух (изучающее чтение, в ходе которого используются такие приёмы анализа текста, как диалог с автором и комментированное чтение). Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей.

По ходу чтения должна вестись и словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.

Обсуждение читательских интерпретаций.

 

(слайд 7) III. Работа с текстом после чтения

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

1. Педагог в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла.

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д.

Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Уточним, что мы понимаем под творческим заданием. На наш взгляд, творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй...», «Сочини...», «Придумай...», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что...» и т.п.

 

Таким образом, структура занятия по введению в художественную литературу с опорой на пособие «Наши книжки» для детей 3–4 лет может быть следующая:

1. Обращение к прочитанному на прошлом занятии (первый рисунок в нижнем ряду). Повторение: что и о ком читали? Кто запомнился? Что случилось? Хочется ли ещё раз послушать?

2. По желанию детей – перечитывание текста прошлого занятия.

3. Обсуждение новой темы занятия (центральный рисунок на странице): что и о ком будем читать? Знакомо ли это произведение? Если читал раньше, то что запомнилось?

4. Чтение нового текста с остановками.

5. Беседа о прочитанном.

6. Выполнение заданий 1–3 в тетради.

7. Прогнозирование темы будущего чтения с помощью рисунка.

 

 

При проведении занятий по чтению художественной литературы со старшими дошкольниками мы предлагаем педагогам руководствоваться следующими методическими рекомендациями.

Структура занятий по чтению продиктована особенностями читательской деятельности и включает в себя четыре обязательных этапа:

1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.

2. Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенность методики чтения состоит в том, что мы предлагаем взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь детям «войти» в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого.

В помощь взрослому читателю в тексты произведений внесены необходимые указания. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.

3. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:

1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст.

Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать малышей за неудачи, торопить их.

2) Можно поиграть в «Правда – неправда». Дети отгадывают, где правда, а где ложь в ваших утверждениях:

– Солдат сварил кашу из топора? Каша была манная?

– Курочка Ряба снесла яичко? Да не простое, а золотое? И вы-

лупился из него маленький цыплёнок?

Свои ответы дети должны обосновать.

3) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с

помощью красок, жестов, мимики.

4. Воспроизведите с ребятами прочитанное с помощью специальных заданий (по выбору):

1) Можно разыграть рассказ в лицах (для этой цели неплохо бы смастерить немудреных кукол). Детям будет проще, если взрослый говорит «за автора», а они – от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и др.

Близко к этому и задание по «оживлению» иллюстрации, инсценирование одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы

и т.п.

2) Если ребятам трудно запомнить сюжет, предложите им нарисовать «мультик». С помощью взрослого дети вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм.

3) Чаще предлагайте детям задание на свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор. Ребятам с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие-то необычные варианты развития сюжета.

4) При работе со стихотворным текстом полезно заняться декламацией, хоровым чтением.

5) Можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного и др.

 

Практическая часть (слайд 8)

Сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю вам прочитать рассказ Н. Носова «Леденец» по технологии О. В. Чундиловой.

Первый этап (работа с текстом до чтения): создание мотивации для чтения (слушания) рассказа. Для этого я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу. Какие вопросы у вас возникли при рассматривании иллюстраций? Рассказ называется «Леденец». Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (Высказываются мнения о героях, теме, содержании).

Второй этап ( работа с текстом): педагог выразительно читает текст. (Чтение с пояснением и толкованием. По необходимости ведется словарная работа)

Третий этап (работа с текстом после чтения). Обсуждение прочитанного.

- Скажите, пожалуйста, чему учит нас этот рассказ? (выслушиваются ответы)

- Предлагаю вам поиграть в игру «Правда – неправда»

Правда ли, что мама оставила Мишу одного дома?

Правда ли, что сахарница стояла в буфете?

Правда ли, что леденец был зеленого цвета?

Правда ли, что сахарница разбилась?

Правда ли, что Миша съел леденец?

Правда ли, что Миша вел себя хорошо?

Я для вас приготовила иллюстрации к этому рассказу. Пожалуйста, рассмотрите их и расположите в правильном порядке, в соответствии с содержанием текста.

- Давайте подумаем, точен ли художник в деталях? (Сахарница разбилась на две части).

- Сейчас я предлагаю вам пересказать рассказ Н.Носова «Леденец».

- Дома вы можете выполнить творческое задание - нарисовать иллюстрацию к рассказу (выбрать понравившийся эпизод).

 

Таким образом, мы видим, что технология продуктивного чтения О. В Чиндилиной несложна в своем практическом применении и дает высокий  результат по  обучению  дошкольников полноценному восприятию и пониманию текста.

(слайд 9) Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×