Семинар-практикум "Формирование предпосылок читательской грамотности у детей" | Горюнова Татьяна Алексеевна. Работа №326175
) Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» (К.Д. Ушинский) Сегодня мы хотим познакомить вас с технологией продуктивного чтения, разберем её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста. Авторами данной технологии являются Екатерина Валерьевна Бунеева, Ольга Васильевна Чиндилова.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
Семинар – практикум
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством технологии продуктивного чтения
Подготовила и провела: Горюнова Т. А.
воспитатель д/с «Солнышко»
Данилов
2023
Формирование предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста посредством технологии продуктивного чтения (слайд 1)
(слайд 2) Читательская грамотность – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни.
(слайд 3) «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело» (К.Д. Ушинский)
(слайд 4) Сегодня мы хотим познакомить вас с технологией продуктивного чтения, разберем её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста.
Авторами данной технологии являются Екатерина Валерьевна Бунеева, Ольга Васильевна Чиндилова.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.
С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом. (слайд 5)
I. Работа с текстом до чтения
Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов).
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу (текст).
В детском саду дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; в начальной школе читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.
(слайд 6) II. Работа с текстом во время чтения
Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста.
Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (фактуальной и подтекстовой информации).
1. Дошкольники слушают чтение взрослого, младшие школьники могут самостоятельно читать текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.
2. Чтение (перечитывание) вслух (изучающее чтение, в ходе которого используются такие приёмы анализа текста, как диалог с автором и комментированное чтение). Объём текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет взрослый с учётом художественной задачи текста и читательских возможностей детей.
По ходу чтения должна вестись и словарная работа (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в ходе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.
3. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение.
Обсуждение читательских интерпретаций.
(слайд 7) III. Работа с текстом после чтения
Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.
Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.
1. Педагог в ходе обобщающей беседы ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Результатом ответа на этот вопрос должно стать понимание авторского смысла.
2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправданно.
3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, авторским смыслом и т.д.
Вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.
4. Выполнение творческих заданий.
Уточним, что мы понимаем под творческим заданием. На наш взгляд, творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребёнка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй...», «Сочини...», «Придумай...», но и такие, как «Самостоятельно составь план», «Докажи, что...» и т.п.
Таким образом, структура занятия по введению в художественную литературу с опорой на пособие «Наши книжки» для детей 3–4 лет может быть следующая:
1. Обращение к прочитанному на прошлом занятии (первый рисунок в нижнем ряду). Повторение: что и о ком читали? Кто запомнился? Что случилось? Хочется ли ещё раз послушать?
2. По желанию детей – перечитывание текста прошлого занятия.
3. Обсуждение новой темы занятия (центральный рисунок на странице): что и о ком будем читать? Знакомо ли это произведение? Если читал раньше, то что запомнилось?
4. Чтение нового текста с остановками.
5. Беседа о прочитанном.
6. Выполнение заданий 1–3 в тетради.
7. Прогнозирование темы будущего чтения с помощью рисунка.
При проведении занятий по чтению художественной литературы со старшими дошкольниками мы предлагаем педагогам руководствоваться следующими методическими рекомендациями.
Структура занятий по чтению продиктована особенностями читательской деятельности и включает в себя четыре обязательных этапа:
1. Рассмотрите книгу с детьми. Обсудите с ними название текста, иллюстрации к нему. Спросите, какие вопросы у них возникли, на что они обратили внимание. Главное – чтобы у детей возникло желание прочитать книгу.
2. Прочитайте текст медленно, выразительно. Особенность методики чтения состоит в том, что мы предлагаем взрослому читать текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача – помочь детям «войти» в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция детей на чтение взрослого.
В помощь взрослому читателю в тексты произведений внесены необходимые указания. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно.
3. Обсудите прочитанное. Делать это можно по-разному:
1) Предложите детям в двух словах рассказать, о чём текст.
Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать малышей за неудачи, торопить их.
2) Можно поиграть в «Правда – неправда». Дети отгадывают, где правда, а где ложь в ваших утверждениях:
– Солдат сварил кашу из топора? Каша была манная?
– Курочка Ряба снесла яичко? Да не простое, а золотое? И вы-
лупился из него маленький цыплёнок?
Свои ответы дети должны обосновать.
3) Можно предложить выразить отношение к прочитанному с
помощью красок, жестов, мимики.
4. Воспроизведите с ребятами прочитанное с помощью специальных заданий (по выбору):
1) Можно разыграть рассказ в лицах (для этой цели неплохо бы смастерить немудреных кукол). Детям будет проще, если взрослый говорит «за автора», а они – от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и др.
Близко к этому и задание по «оживлению» иллюстрации, инсценирование одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы
и т.п.
2) Если ребятам трудно запомнить сюжет, предложите им нарисовать «мультик». С помощью взрослого дети вспомнят и нарисуют, хотя бы схематично, основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробуют «озвучить» мультфильм.
3) Чаще предлагайте детям задание на свободное рассказывание, пересказы с использованием иллюстраций и иных зрительных опор. Ребятам с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие-то необычные варианты развития сюжета.
4) При работе со стихотворным текстом полезно заняться декламацией, хоровым чтением.
5) Можно выполнить задание в тетради. Как правило, оно включает в себя иллюстрирование, конструирование прочитанного и др.
Практическая часть (слайд 8)
Сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю вам прочитать рассказ Н. Носова «Леденец» по технологии О. В. Чундиловой.
Первый этап (работа с текстом до чтения): создание мотивации для чтения (слушания) рассказа. Для этого я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу. Какие вопросы у вас возникли при рассматривании иллюстраций? Рассказ называется «Леденец». Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе? (Высказываются мнения о героях, теме, содержании).
Второй этап ( работа с текстом): педагог выразительно читает текст. (Чтение с пояснением и толкованием. По необходимости ведется словарная работа)
Третий этап (работа с текстом после чтения). Обсуждение прочитанного.
- Скажите, пожалуйста, чему учит нас этот рассказ? (выслушиваются ответы)
- Предлагаю вам поиграть в игру «Правда – неправда»
Правда ли, что мама оставила Мишу одного дома?
Правда ли, что сахарница стояла в буфете?
Правда ли, что леденец был зеленого цвета?
Правда ли, что сахарница разбилась?
Правда ли, что Миша съел леденец?
Правда ли, что Миша вел себя хорошо?
Я для вас приготовила иллюстрации к этому рассказу. Пожалуйста, рассмотрите их и расположите в правильном порядке, в соответствии с содержанием текста.
- Давайте подумаем, точен ли художник в деталях? (Сахарница разбилась на две части).
- Сейчас я предлагаю вам пересказать рассказ Н.Носова «Леденец».
- Дома вы можете выполнить творческое задание - нарисовать иллюстрацию к рассказу (выбрать понравившийся эпизод).
Таким образом, мы видим, что технология продуктивного чтения О. В Чиндилиной несложна в своем практическом применении и дает высокий результат по обучению дошкольников полноценному восприятию и пониманию текста.
(слайд 9) Спасибо за внимание!