Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 27.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семинар –практикум Тема: «Создание экологической тропы в условиях ДОО» | Воловик Наталья Леонтьевна. Работа №211762

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Воловик Наталья Леонтьевна
Теоретическая основа организации экологического пространства в ДОО.

Семинар –практикум

Тема: «Создание экологической тропы в условиях ДОО»

Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.

Задачи:

Проанализировать теоретические основы организации экологического пространства в ДОУ, создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;

Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ.

План семинара-практикума:

Разминка

.

Решение педагогических ситуаций

.

«Экологические пространства»

элемент развивающей среды 

Разработать схему 

экологической тропинки на территории МДОУ

;

в учреждении.

1. Разминка.

Вопросы раздаются каждому участнику.

Что означает термин «экология»?

Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, республике, родном городе?

Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

 

В чем сущность экологического воспитания детей

Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?

Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?

В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?

Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях?

Назвать пословицы, поговорки о природе?

Вспомнить народные приметы?

Прочитать наизусть стихи о природе?

 

1. Решение педагогических ситуаций.

I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Простотак…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку. 
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?

«Экологические пространства

в ДОУ

».

(

элемент развивающей среды

)

 

В современном мире проблемы экологической среды /экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе /живой и неживой/, основанных на чувственном  опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Так мы стараемся создать в ДОУ все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и живой уголок, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т.д.

1.Уголок природы

Один из элементов предметно-развивающей среды– уголок природы. Неотъемлемая часть которого - календарь погоды. В котором дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

2.Живой уголок.

Второй элемент предметно-развивающей среды – живой уголок. Где могут содержаться хомячки, черепаха и аквариум с разнообразными рыбками. Разнообразный видовой состав комнатных растений /около 20 видов/ подобранный с учетом безопасности, целесообразности, географического и экологического аспектов. Живой уголок – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях кратковременны. А в живом уголке дошкольники могут в течении всего дня подходить к животным, рассматривать их вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

3.Огород на окне.

Особое место в ознакомлении детей с природой относится огороду на окне. Здесь знакомятся дети с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания.

Дети являются основными хозяевами огорода, они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, мы подчеркиваем, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отмечаем и радость этого труда на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень /петрушку, зеленый лук, укроп, любисток и т.д./ и угостит всех витаминным супом. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь.

4.Экспериментально-исследовательская зона.

Одним из элементов предметно-развивающей среды является мини-лаборатория. Мини-лаборатория создается для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формирования у них научного мировоззрения. В мини-лаборатории собираются оборудования для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе /колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т.д./, разнообразные коллекции /минералов, почв, камней, насекомых и т.д./, природный материал /кора деревьев, ракушки, шишки, желуди и т.п./.

5.Теоретический материал.

В своей работе мы используем типовую литературу: С.А.Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой», программы: С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа», С.А.Козловой «Я – человек», методические пособия: А также следим за публикациями по экологии в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», и «Обруч».

6. Практический материал.

Формирование представлений у старших дошкольников о планете Земля, ее важнейших характеристиках /полюса, океаны, континенты и т.д./ невозможно без основных географических пособий. Для этого в группе должен быть глобус. Чтобы с детьми с удовольствием путешествовать по карте рассматривая ее, находим место, где находится наш город. Незаменимы и пособия: «Красная книга», «Дерево России», «Большая книга поделок» /из того, что под рукой/ ,«Лекарственные растения на участке детского сада».

7.Дидактические игры на экологическую тематику.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, мы подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяют развить у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. В свободное время мы предлагаем детям настольно-печатные, дидактические, развивающие игры: «Кто где живет?», «Звук, свет, вода», «Земля и ее обитатели», «Зеленый друг», «Живая и неживая природа», «Что лишнее?», «Стань другом природы» и т.д.

Педагогическая змейка:

Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

 

Ведущая:

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественным многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, знакомство с практикой природоохранной деятельности.

Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся,

накопления ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

 

Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие

дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании

используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную,

развивающую,

эстетическую,

оздоровительную функции.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);

в) в здании детского сада. (учреждения)

 

Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.

1 этап – подготовительный (постановка общественно значимой цели, определенных задач

2 этап Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов

3 этап Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.

4 этап Определение объема дополнительной работы для реализации поставленной цели. Выполнение ее.

5 этап Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.

6 этап Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

7 этап Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

8 этап Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

9. этап Открытие тропы.

 

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек)

экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных

природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п.

Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных

участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране

дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется

создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям.

В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:

уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов

для разных целей, фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции

комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах,

теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах,

фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит

от развивающей среды детского сада).

«Конструкторы».

Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:

Разработать схему экологической тропинки на территории МДОУ;

Разработать схему экологической тропинки в учреждении.

На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.

По результатам предложенных педагогами карт - схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в ДОУ, подвести педагогов к необходимости создании экологической тропы дошкольным учреждением.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×