Семинар –практикум Тема: «Создание экологической тропы в условиях ДОО» | Воловик Наталья Леонтьевна. Работа №211762
Автор: Воловик Наталья Леонтьевна
Теоретическая основа организации экологического пространства в ДОО.
Семинар –практикум
Тема: «Создание экологической тропы в условиях ДОО»
Цель: создание мотивации педагогов к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.
Задачи:
Проанализировать теоретические основы организации экологического пространства в ДОУ, создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;
Разработка карты-схемы экологической тропы на территории МДОУ.
План семинара-практикума:
Разминка
.
Решение педагогических ситуаций
.
«Экологические пространства»
элемент развивающей среды
Разработать схему
экологической тропинки на территории МДОУ
;
в учреждении.
1. Разминка.
Вопросы раздаются каждому участнику.
Что означает термин «экология»?
Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, республике, родном городе?
Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
В чем сущность экологического воспитания детей
Что обозначает экологическое воспитание дошкольников?
Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?
Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях?
Назвать пословицы, поговорки о природе?
Вспомнить народные приметы?
Прочитать наизусть стихи о природе?
1. Решение педагогических ситуаций.
I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Простотак…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
«Экологические пространства
в ДОУ
».
(
элемент развивающей среды
)
В современном мире проблемы экологической среды /экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе /живой и неживой/, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Так мы стараемся создать в ДОУ все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и живой уголок, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т.д.
1.Уголок природы
Один из элементов предметно-развивающей среды– уголок природы. Неотъемлемая часть которого - календарь погоды. В котором дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а также условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.
2.Живой уголок.
Второй элемент предметно-развивающей среды – живой уголок. Где могут содержаться хомячки, черепаха и аквариум с разнообразными рыбками. Разнообразный видовой состав комнатных растений /около 20 видов/ подобранный с учетом безопасности, целесообразности, географического и экологического аспектов. Живой уголок – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях кратковременны. А в живом уголке дошкольники могут в течении всего дня подходить к животным, рассматривать их вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
3.Огород на окне.
Особое место в ознакомлении детей с природой относится огороду на окне. Здесь знакомятся дети с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания.
Дети являются основными хозяевами огорода, они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, мы подчеркиваем, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отмечаем и радость этого труда на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень /петрушку, зеленый лук, укроп, любисток и т.д./ и угостит всех витаминным супом. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь.
4.Экспериментально-исследовательская зона.
Одним из элементов предметно-развивающей среды является мини-лаборатория. Мини-лаборатория создается для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формирования у них научного мировоззрения. В мини-лаборатории собираются оборудования для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе /колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т.д./, разнообразные коллекции /минералов, почв, камней, насекомых и т.д./, природный материал /кора деревьев, ракушки, шишки, желуди и т.п./.
5.Теоретический материал.
В своей работе мы используем типовую литературу: С.А.Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой», программы: С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа», С.А.Козловой «Я – человек», методические пособия: А также следим за публикациями по экологии в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», и «Обруч».
6. Практический материал.
Формирование представлений у старших дошкольников о планете Земля, ее важнейших характеристиках /полюса, океаны, континенты и т.д./ невозможно без основных географических пособий. Для этого в группе должен быть глобус. Чтобы с детьми с удовольствием путешествовать по карте рассматривая ее, находим место, где находится наш город. Незаменимы и пособия: «Красная книга», «Дерево России», «Большая книга поделок» /из того, что под рукой/ ,«Лекарственные растения на участке детского сада».
7.Дидактические игры на экологическую тематику.
Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, мы подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяют развить у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. В свободное время мы предлагаем детям настольно-печатные, дидактические, развивающие игры: «Кто где живет?», «Звук, свет, вода», «Земля и ее обитатели», «Зеленый друг», «Живая и неживая природа», «Что лишнее?», «Стань другом природы» и т.д.
Педагогическая змейка:
Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением «экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.
Ведущая:
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественным многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, знакомство с практикой природоохранной деятельности.
Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся,
накопления ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.
Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие
дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании
используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут большую содержательную нагрузку.
В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную,
развивающую,
эстетическую,
оздоровительную функции.
Можно выделить три основных типа экологических тропинок:
а) на территории дошкольного учреждения;
б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);
в) в здании детского сада. (учреждения)
Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.
1 этап – подготовительный (постановка общественно значимой цели, определенных задач
2 этап Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов
3 этап Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
4 этап Определение объема дополнительной работы для реализации поставленной цели. Выполнение ее.
5 этап Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.
6 этап Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
7 этап Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
8 этап Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
9. этап Открытие тропы.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек)
экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных
природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п.
Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных
участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране
дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется
создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям.
В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:
уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов
для разных целей, фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции
комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах,
теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах,
фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит
от развивающей среды детского сада).
«Конструкторы».
Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:
Разработать схему экологической тропинки на территории МДОУ;
Разработать схему экологической тропинки в учреждении.
На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.
По результатам предложенных педагогами карт - схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания подобной формы экологического воспитания в ДОУ, подвести педагогов к необходимости создании экологической тропы дошкольным учреждением.