Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семинар-тренинг для родителей "Игровая зависимость у детей и подростков и детско-родительские отношения" | Перепелкина Лариса Константиновна. Работа №272780

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Перепелкина Лариса Константиновна
Профилактика и предотвращение компьютерной зависимости. Создание доброжелательных детско-родительских отношений.

Семинар-тренинг для родителей

«Игровая зависимость у детей и подростков и детско-родительские отношения»

 

Цель: профилактика и предотвращение компьютерной зависимости у детей; создание доброжелательных детско-родительских отношений.

ознакомить родителей

с понятием «компьютерная завис

и

мость»;

рассмотреть механизм возникно

вения компьютерной зависимости

у детей;

научить выявлять признаки

психологич

еской зависимости от компьютера;

укрепить значимость уделения внимания родителей своим детям.

 

Форма проведения: семинар-тренинг.

 

Целевая аудитория: родители.

 

Оборудование: бейджи, мультимедиа, ручки, листы А4, памятка для родителей.

Ход тренинга:

1. Организационный этап

Оформление бейджей.

Ритуал приветствия. Ознакомление с темой, целью семинара-тренинга.

Упражнение «Знакомство»

Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества.

Прежде, чем мы попробуем обсудить тему семинара, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут..., о компьютерной зависимости я впервые услышала..., в своей жизни я встречалась (не встречалась) …».

Упражнение «Ожидания - опасения»

Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.

Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи и чего-то опасается. Что же именно? Высказывания родителей записываются на доску ожиданий и опасений.

 

Упражнение «Правила работы»

Цель: показать необходимость выработки и соблюдения определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.

Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:

1. Активность.

2. Право промолчать.

3. Быть откровенным.

4. Быть позитивным.

5. Право поднятой руки.

6. Правило «здесь» и «сейчас».

7. Толерантность.

8. Работать «от» и «до».

- Согласны ли вы с первым правилом?

- Принимаем ли мы второе правило?

- Как вы относитесь к тому, чтобы в работе пользоваться требованиями третьего правила?

2. Основной этап

Упражнение «Мозговой штурм»

Цель: выяснить уровень осведомленности.

Какие дети

попадают в компьютерную

зависимость?

По каким признакам можно понять, что

у ребёнка компьютерная

зависимость?

Почему

возникает зависимость от

компьютера?

Какие потребности ребёнок удовлет

воряет, находясь за

компьютером?

Как оценить, есть ли у Вашего ребёнка экранная зависимость уже сейчас?

Информационное сообщение о компьютерной зависимости детей. Влиянии детско-родительских отношений.

Современный ритм жизни заставляет многих людей проводить большую часть дня в интернете, и дети тому не исключение: уроки, внешкольные проекты, дополнительное образование. Однако если бы дети и подростки пользовались компьютером только в учебных целях, то вряд ли это считалось бы психологической проблемой. А вот зависимость от компьютера и интернета – серьезная угроза здоровью и социализации младшего поколения.

Суть компьютерной зависимости и виды

Компьютерная зависимость (интернет-зависимость) – аддиктивное, отклоняющееся от нормы поведение, при котором личность утрачивает связь с реальностью, погружаясь в компьютерные игры или виртуальные чаты. Чаще об интернет-зависимости говорят, подразумевая бесцельное времяпрепровождение в интернете (переписка, игры, переход от одной новости к другой), однако иногда и пользование интернетом в целях саморазвития становится зависимостью и вариантом ухода от реальности.

Термин «интернет-зависимость» ввел американский психиатр Айвен Голдберг в 1995 году. Автор трактовал интернет-зависимость как привычку, «оказывающую пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или (и) психологическую сферу деятельности».

Компьютерная зависимость формируется так же, как никотиновая или алкогольная, несмотря на то что самого химиката нет. Казалось бы, это чисто психологическая зависимость, но она задействует те же рецепторы мозга в отделах удовольствия, вызывая схожие с наркотической зависимостью химические процессы.

Можно выделить три вида детской и подростковой компьютерной зависимости:

Игровая зависимость. Сюда относятся как компьютерные игры, так и игры в режиме онлайн.

Зависимость от социальных сетей. Предполагает замену реального общения на виртуальное, пристрастие к социальным сетям, чатам, форумам, знакомствам в интернете.

Веб-серфинг, то есть бесцельное блуждание по сайтам: переход от одной ссылки к другой, хаотичное поглощение информации либо познавательная деятельность в сфере программирования и телекоммуникаций или другой профессиональной сфере.

Риски

Компьютерная зависимость опасна следующими проявлениями:

нарушенное чувство реальности;

нарушенное 

восприятие

 и ощущения времени, вплоть до полной утраты этого понимания (на последних стадиях зависимости люди могут на несколько дней забывать про еду, сон и другие нужды);

потеря самоконтроля и

 

саморегуляции

, возможности руководить своими поступками;

потеря критического 

мышления

;

снижение активности и работоспособности;

проблемы со сном и циклом сна и бодрствования.

Некоторые ученые отмечают, что компьютер проникает во внутренний мир человека, чем нередко провоцирует экзистенциональный кризис, когнитивные и эмоциональные нарушения. Виртуальный мир имеет свои особенности, что нередко влияет на мировоззрение и систему ценностей личности, пересмотр взглядов на себя и мир.

Причины зависимости

Компьютерная зависимость значительно помолодела – она встречается среди современных дошкольников. Потворствуют этому родители, сами того не подозревая. Ведь так просто отвлечь ребенка планшетом или развлечь мультиком.

У подростков компьютерная зависимость, как правило, свидетельствует о проблемах с социализацией и самореализацией. Подросток уходит в интернет:

из-за проблем во взаимоотношениях со сверстниками;

трудностей в семье;

сложностей в обучении;

при непринятии себя.

Важное влияние на личность ребенка оказывает стиль воспитания, который преобладает в семье. В настоящее время ученые выделяют четыре типа семей, провоцирующих развитие компьютерной зависимости у подростков:  

травмирующая семья

, в которой ребенок отождествляется либо с агрессором, либо является жертвой, что сопровождается чувствами стыда и беспомощности, от которых он впоследствии избавляется с помощь какого-либо объекта зависимости, будь то алкоголь, наркотики или компьютер;

навязчивая семья

, возлагающая собственные грандиозные ожидания на ребенка и, таким образом, формируя у него сильное эмоциональное напряжение, связанное со страхом не оправдать родительские ожидания;

лживая семья

, в которой ребенок утрачивает чувство реальности и собственной личности, испытывает стыд, отчуждение и деперсонализацию;

непоследовательная семья

, когда родительские правила различаются и меняются на ходу, создавая у ребенка сильный эмоциональный дискомфорт.

Исследования психологов показали, что в семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях члены семьи в проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так, например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения. Кроме того, для них характерна неэффективная коммуникация, которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д. Все это приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной реальности, т.е. повышает риск развития компьютерной зависимости. У родителей из этих семей была обнаружена также высокая степень семейной тревоги, выражающаяся в семейной напряженности. Это означает, что выполнение семейных обязанностей является для них непосильной задачей. При таком положении дел в семье ослабляются эмоциональные контакты между членами семьи, возникает недоверие друг к другу, что приводит к развитию неблагоприятной эмоциональной атмосферы в семье.

Игры позволяют просто отключиться от всего мира, попав в другую реальность, а интернет-общение компенсирует проблемы в реальной коммуникации. Кроме того, и в играх, и в интернете можно самому создать желаемый образ: сильного и смелого или даже жестокого героя, популярного, умного и начитанного, эрудированного и креативного и т. д.

Таким образом, зависимость от виртуальных миров возникает тогда, когда не устраивает реальный мир. Когда в нем не интересно или больно находиться. Однако существует и другая причина – невозможность совладать с желанием получать новую информацию, открывать новые горизонты. Интернет действительно устраняет все границы и создает иллюзию того, что весь мир находится в наших руках; показывает большую площадку возможностей и интересов. Хотя эта причина больше свойственна взрослому населению.

Что привлекает подростка

Компьютерная игра или другая деятельность в интернете привлекает подростка тем, что создает укромный уголок, мир, в который нет никому доступа, особенно родителям. Кроме того, компьютерная игра и виртуальное пространство:

абстрагирует от реальности и дарит ощущение реалистичности происходящего;

снимает какую-либо ответственность;

дарит множественные шансы на исправление ошибок или прохождение новой жизни;

позволяет принимать любые решения, не боясь их последствий.

Признаки зависимости

Не стоит впадать в панику, если поведение ребенка не изменилось, успеваемость в школе не страдает, настроение стабильное и свойственное ему. Вероятно, он вынужден проводить много времени за компьютером, но зависимостью не страдает.

Стоит начать волноваться при следующих условиях:

Ребенок или подросток проводит за компьютером больше времени, чем раньше, и больше 6 часов в неделю.

Ребенок предпочитает реальному общению виртуальное, а прогулкам – игру на компьютере, пропускает школу, чтобы остаться дома и посидеть за компьютером.

Изменились привычки ребенка, отмечаются нарушения сна и изменение или потеря аппетита.

Наблюдаются перепады настроения (от уныния до эйфории), неадекватные и агрессивные реакции на просьбы, особенно на все, что связано с компьютером.

Нарастает эмоциональная отстраненность и реакция оппозиции в отношении не только родителей, но и друзей.

Вне компьютера и виртуального общения ребенок не может расслабиться, чувствует тревогу, думает о том, что его ждет в сети, норовит проверить страницу.

Ребенок не делится тем, чем занимается в интернете или во что играет. Ставит множественные пароли, скрывает свою активность, чистит историю.

Наблюдается феномен персонификации или одушевления компьютера, вплоть до разговоров с ним.

Кроме того, отмечается ухудшение внимания и памяти, резкая смена круга общения, отказ от прежних увлечений и занятий, необоснованные страхи и тревоги, перепады состояний от вялости до возбуждения.

Профилактика зависимости

Всегда лучше предотвращать проблему, нежели устранять, потому с ранних лет ребенка родители обязаны заниматься профилактикой компьютерной зависимости. Что это предполагает:

Знакомство ребенка с компьютером и интернетом, беседы о рисках и особенностях пользования, повышение

медиаграмотности

. Подробную памятку для ребенка вы можете найти в статье 

«Безопасность в сети интернет: как уберечь себя и психику детей. Правила пользования»

.

Избегание запретов на пользование компьютером и интернетом. Лучше заключать с ребенком своеобразный договор на пользование, установить систему поощрений и санкций.

Создание привлекательной, здоровой и интересной реальной среды для ребенка. Прислушивайтесь к его интересам, выявляйте 

способности

, организуйте совместную активную

 деятельность

.

Взаимодействие. Не игнорируйте обращения ребенка, обсуждайте его проблемы, помогайте находить выход из трудных ситуаций. Донесите ценность и значимость решения проблем, а не ухода от них. Демонстрируйте это личным примером. Дарите понимание, любовь и поддержку. Нередко именно за этим дети отправляются на форумы и чаты.

Всестороннее развитие. Организуйте внешкольные занятия ребенка в тех кружках и секциях, которые ему интересны и к которым есть склонности.

Важно помнить, что чем приятнее ребенку реальный мир, чем больше среда соответствует его потребностям и индивидуально-личностным особенностям, тем меньше риск развития компьютерной зависимости. Но нет смысла совсем игнорировать технический прогресс, нужно учиться разумно совмещать реальную жизнь и виртуальную.

Как бороться

Если заниматься профилактикой слишком поздно, необходима реабилитация ребенка, то стоит обратиться к психологу. Дело в том, что самостоятельные манипуляции типа наказаний или установки «родительского контроля» не решают проблемы. Ребенок просто научится искать доступ в интернет в другом месте, возможно, сбежит из дома.

Проблема компьютерной зависимости не может быть решена, если социальная среда не безопасна для ребенка, не интересна (не соответствует его темпераменту, возрасту, характеру, способностям, потребностям, интересам), если между родителями и детьми сложились неблагоприятные отношения и если ребенок испытывает трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Таким образом, устраняется компьютерная зависимость только за счет получения ребенком удовольствия и удовлетворения от реальной жизни. Но этот вопрос требует строго индивидуального рассмотрения ситуации

Практическая часть

Специалистами разработан опросник «Семейной диагностики интернет-аддикции (СДИА)», который предназначен для родителей детей и подростков, обнаруживающих признаки вовлечения в интернет-зависимость.

Опросник основан на идентификации и ранжированной оценке тех отрицательных последствий формирующейся или уже сформированной интернет-зависимости, которые могут быть отмечены родителями или близкими ребёнка или подростка (Пережогин Л.О., Вострокнутов Н.В., 2009). Опросник содержит 22 утверждения, которые оцениваются в баллах. Общая оценка в баллах указывает на степень вовлечения в интернет-зависимость 2-го типа.

Инструкция по заполнению опросника

Перед Вами бланк с вариантами утверждений, которые могут характеризовать состояние Вашего ребёнка в связи с его увлечением компьютером.
Пожалуйста, номера тех утверждений, которые действительно касаются Вашего сына (дочери), обведите кружком или поставьте на них «х».

Помните, что «хороших» или «плохих» ответов в данном опроснике нет. Главное, чтобы избранные Вами варианты соответствовали характеристикам поведения Вашего ребёнка.

Информация о Ваших ответах полностью конфиденциальна.
Благодарим за сотрудничество!

Варианты утверждений

В последние 6 месяцев мой сын (моя дочь) гораздо чаще, чем обычно, жалуется на:

сухость или боль в глазах;

головные боли приступообразного характера;

боли в спине (спина затекла, устала и т.д.);

отсутствие аппетита;

расстройство сна (трудности засыпания, непрерывные сновидения, отсутствие свежести по утрам и др.);

необоснованные перепады в настроении.

В последние 12 месяцев на родительских собраниях в школе (или от педагогов соответствующих учебных заведений) я часто узнаю, что:

у моего ребёнка снизилась успеваемость по месту учёбы;

участились конфликты с учениками;

испортились отношения даже с теми, с кем раньше дружил (-а);

участились пропуски занятий, особенно утренних часов;

ухудшилось внимание, на занятиях появилась неусидчивость;

часто, в ответ на замечания, проявляет грубость, агрессию;

единственное, на что он (она) обращает внимание – это информатика, компьютеры и всё, что с ними связано;

стал каким-то неряшливым, не следит за собой;

вышеуказанные признаки не проходят со временем, а наоборот – нарастают.

В последние 12 месяцев мой ребёнок:

гораздо больше времени проводит за компьютером, чем раньше;

грубит, злится, если предпринимаются попытки ограничить его компьютерное время (или, наоборот, замыкается и уходит в себя);

его мало что интересует кроме компьютера;

часто настолько увлекается компьютером, что забывает поесть, умыться, сделать положенные дела, злится, что напоминаем ему об этом;

стал говорить на каком-то малопонятном языке, а когда спрашиваем, то отвечает, что все так общаются по компьютеру;

часто заявляет о необходимости переменить место учёбы или вообще перевестись на

экстернатное

(дистанционное) обучение;

не любит говорить о будущем, заявляет, что это его не интересует.

Интерпретация результатов

Каждое отмеченное утверждение оценивается в 1 балл. Общее количество баллов подсчитывается после заполнения опросника.

Общая сумма от 0 до 5 баллов (при условии, что не более 1 балла набрано в третьем блоке утверждений с номерами от 16-го до 22-го) свидетельствует об отсутствии признаков интернет-зависимости.

Общая сумма от 6 до 10 баллов (при условии, что не более 2-х баллов набрано в третьем блоке утвеждений с номерами от 16-го до 22-го) – свидетельствует о формировании начальных признаков интернет-зависимости.

Общая сумма от 11 до 22 баллов, а также любые варианты при условии набора от 3-х баллов и выше в третьем блоке утверждений с номерами от 16-го до 22-го, свидетельствует о наличии сформированной интернет-зависимости.

В данном случае родителям рекомендуется показать ребёнка специалисту-аддиктологу, с последующим прохождением лечебно-реабилитационного этапа аддиктологической помощи.

У компьютерозависимых существует дефицит коммуникативных навыков, базисных свойств доверия, открытости, уверенного поведения. В связи с этим приоритетными направлениями профилактической работы является развитие:

- свойств автономности

- свойства открытости

- свойства трудолюбия

- свойства ответственности

- свойства инициативы

- свойства уверенности

- свойства самоидентификации

- свойства сформированного позитивного жизненного сценария

- навыков ответственного выбора

- свойства внутреннего локус - контроля

- интеллектуальные ресурсы

- коммуникативные навыки.

При наличии компьютерной зависимости у детей может понадобиться семейная психотерапия. Как-никак на пустом месте зависимость не возникает. У большинства детей, попавших в сети компьютера, нарушены семейные взаимоотношения, поэтому успех лечения компьютерной зависимости у таких детей зависит от того, наладятся ли взаимоотношения в семье, смогут ли осознать и исправить взрослые свои промахи в воспитании ребенка.

Упражнение «Я и мой жизненный путь»

Для того чтобы помочь человеку, который находится в компьютерной зависимости, освободиться от таковой, можно использовать это упражнение. Он заключается в составлении и изучении (хронологии) своей жизни в контексте истории своей семьи. На семейном совете или в присутствии близких людей можно попробовать вместе с больным человеком составить подробный отчет нескольких лет жизни человека. В этом так называемом отчете можно отразить все изменения, которые можно считать значимыми и которые оказывали влияние на человека. Для того чтобы не отвлечься от главной задачи, используется методика «вопрос-ответ». Например, можно использовать такие вопросы: как характеризовался человек в школьные, студенческие годы. Как окружающие люди относились к конкретным поступкам этого человека? Можно задавать другие вопросы, которые могли бы оказать помощь в составлении характеристики. Будет лучше, если вопросы будет задавать каждый присутствующий по очереди, так «больной» сможет отвечать спокойно, зная заранее, что его не станут засыпать кучей вопросов со всех сторон. Важно отметить также и изменение его самочувствия, внешних признаков психологического состояния. Нельзя забывать и о мнении самого «больного», большое значение имеет его личное отношение к жизни, к конкретной ситуации. Такие наблюдения может сделать даже человек, не обладающий специальными навыками и опытом работы с такими «больными». Иногда простые душевные разговоры и посиделки за кухонным столом могут дать больше результата, чем посещения кабинетов психологов и психотерапевтов. Можно начать вести записи в дневнике, анализ которых часто помогает рационально оценить свои же поступки по прошествии определенного времени.

Упражнение «Интернет-склад»

Для того чтобы ребенок не испытывал болезненную привязанность к Интернету, можно использовать такое упражнение. Расскажите ему о том, как выглядит захламленный склад, в который складывается все, что только можно в определенном порядке или в беспорядке. Вместе с ребенком или другим родственником нарисуйте словесную картинку о том, какие вещи там могут храниться и как там можно что-то потом найти. При сложных случаях зависимости можно добавить несколько фраз о том, какой в этом складе беспорядок и как там грязно. А в грязи копаться не очень-то приятно.

После того как работа за компьютером закончена, не стоит резко вставать со своего рабочего места, лучше всего посидеть с закрытыми глазами пару минут. При этом наш мозг успевает перестроиться на другую работу, а именно: восстановить функции глазных мышц и способность видеть дальше полуметра. С закрытыми глазами представьте себе, что перед вами «Черный квадрат» Малевича. Что вы там видите? Да, все, что угодно, но важно увидеть спокойствие и услышать тишину. Еще можно мысленно представить себе, что все негативные эмоции собираются в один большой клубок и этот клубок выбрасывается в корзину для мусора, вы накрываете ее плотной крышкой и нажимаете кнопку на крышке «Стереть». Так можно закончить работу за компьютером. Все это описывается и читается долго, но в применении - это очень легко и быстро выполняется и запоминается. Со временем даже ребенок сможет выполнять эти нехитрые упражнения даже без напоминания взрослых.

Рекомендации для родителей

Преодоление компьютерной зависимости должно начинаться с преодоления внутреннего сопротивления. Крики, угрозы, просьбы вряд ли помогут. Необходимо постараться договориться, взывать к разуму, а козырями должны стать реальные факты.

Необходимо найти момент, когда у компьютерозависимого человека будет хорошее настроение, и поговорить с ним. Нельзя утверждать, что компьютер – всемирное зло, ведь это источник прогресса, и с этим нельзя не согласиться. Так и вы начните разговор с того, сколько хорошего нам дает это «чудо техники», сколько нового вы сами почерпнули благодаря интернету, а затем расскажите о патологическом использовании компьютера.

Найдите кого-то, чье мнение для него имеет значение (друга, брата, отца), чтобы он помог уговорить компьютерозависимого человека. Если вы знаете кого-то, кто страдал данным пагубным пристрастием и преодолел его, попросите этого человека переговорить с компьютерозависимым.

Коррекция компьютерной зависимости невозможна без сознательного стремления самого человека преодолеть зависимость, его активного содействия. В этом направлении вам и необходимо работать, только делать это нужно мягко, ненавязчиво, чтобы он чувствовал в вас союзника, а не врага.

Если ваша цель наполовину достигнута, и человек с зависимостью от компьютера решил ее преодолеть, тогда необходимо сделать все, чтобы помочь ему.

Чтобы справиться с компьютерной зависимостью, необходимо поставить перед собой 3 задачи и направить максимум усилий для их достижения:

Проанализировать, какие проблемы лежа

т в основе компьютерной зависимости

, почему человек «убегает в виртуальный мир» — это могут быть и проблемы в семье, с родителями, и несчастливая любовь, и неуверенность в себе, и сложности на работе или в учебе. Если вы найдете «слабое звено», то необходимо сделать все, чтобы устранить его – поднять самооценку человека, постараться наладить обстановку в семье, ликвидировать проблемы на работе, в учебе и т. д.

Научиться контролировать время работы за компьютером – в этом могут стать помощниками таймер, специальные программы, регулирующие время работы на компьютере, перерывы на прогулки с друзьями. Одномоментно отказаться от использования компьютера и интернета не получится – слишком уж сильна зависимость, поэтому необходимо постепенно уменьшать время, проводимое за компьютером.

Свободное от компьютера время постарайтесь заполнить чем-то интересным и полезным. Подойдет что угодно, главное – чтобы это увлекло человека. Вспомните, чем раньше этот человек увлекался, или предложите что-то новое. Ваша цель – чтобы он переключился, увлекся, и тогда новое хобби поможет справиться с имеющейся проблемой.

Наступит день, когда человек сам ощутит, что компьютер потерял над ним былую власть. Но чтобы это произошло, необходимо, чтобы его кто-то в борьбе с зависимостью поддерживал, помогал, но ведь для этого и существуют родные и друзья, не так ли?

3. Завершающий этап

Обратная связь

Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного тренинга.

Ведущий обращается к участникам с предложением составить ему телеграмму из слов, которая содержала бы ответы на такие вопросы:

-Что вы думаете о проведенном тренинге?

-Что было для вас важным?

-Что вам понравилось?

-Оправдались ли ваши ожидания? Сбылись ли опасения?

Наша встреча подошла к завершению. Надеюсь, что она была для вас полезной, вызвала раздумья, а также желание построить по-новому взаимоотношения в своей семье.

Ведущий раздает памятки (см. Приложение) и желает взаимопонимания и уважения в отношениях с детьми.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×