Семинар "Знакомство с образовательной программой детского сада" | Татьяна Александровна Соловьёва. Работа №330852
Семинар для педагогов ДОО
«Образовательная программа детского сада в соответствии с ФГОС и ФОП»
Подготовила старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Солнышко»
Соловьёва Т.А.
Слайд 2
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наш семинар будет посвящен обзору образовательной программы МБДОУ детского сада «Солнышко» в соответствии с ФОП. Федеральная Образовательная Программа была принята Министром просвещения российской федерации Кравцовым Сергеем Сергеевичем 25.11.2022 года Приказ № 1028. Наша Образовательная Программа утверждена 31.08.2023г.
Семинар для педагогов ДОО
«Образовательная программа детского сада в соответствии с ФГОС и ФОП»
Подготовила старший воспитатель
МБДОУ детский сад «Солнышко»
Соловьёва Т.А.
Слайд 2
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня наш семинар будет посвящен обзору образовательной программы МБДОУ детского сада «Солнышко» в соответствии с ФОП. Федеральная Образовательная Программа была принята Министром просвещения российской федерации Кравцовым Сергеем Сергеевичем 25.11.2022 года Приказ № 1028. Наша Образовательная Программа утверждена 31.08.2023г.
Слайд 3
При обсуждении проекта ФОП в педагогическом сообществе возникло много вопросов и обеспокоенности о введении новых документов и программ, чем отличаются действующие программы и утвержденная. Поэтому, были внесены предложения, что и как делать:
- Разработать план мероприятий (дорожную карту) поэтапного введения ФОП
- Разработать Методические рекомендации по разработке ФОП
- Для руководителей и старших воспитателей рекомендации по переработке ООП на соответствие ФОП
- Для педагогов рекомендации по реализации ФОП
Слайд 4
Внедрение ФОП предполагает реализацию несколько основных функций:
Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста, как гражданина РФ
Приобщение детей к духовным, нравственным и социальным ценностям российского народа
Создание равных качественных условий, независимо от места и региона проживания
Итак, как вы видите, что основным стержнем ФОП является Духовно – нравственные ценности российского народа.
Слайд 5
С 1.09.2023 года наше учреждение работает по новой Образовательной программе в соответствии с ФГОС и ФОП. Подробно вы можете ознакомиться на сайте нашего детского сада в разделе «Сведения об образовательной организации» подраздел «Образование»
Предлагаю рассмотреть данную программу и её структуру. Остановиться на отдельных пунктах и моментах.
В Образовательную Программу входят несколько программ:
Федеральная рабочая программа образования
Федеральная рабочая программа воспитания
Программа коррекционно – развивающей работы
Примерный режим и распорядок дня
Федеральный календарный план воспитательной работы
.
Слайд 7
Программа состоит из 3-х разделов:
Каких? ( Целевой, содержательный, организационный).
Программа состоит из 3-х разделов:
Каких? ( Целевой, содержательный, организационный
Целевой.
Раздел включает в себя: пояснительную записку, в которой представлено описание и характеристика программы, цели, задачи (ивариативной части программы и вариативной),
Программа построена на следующих принципах ДО, согласно п.14.3 ФОП и п.1.4 ФГОС:
Принципы ФОП ДО отражены на слайде.
Принципы ФОП ДО
• Ребенок – участник образовательных отношений, который полноценно проживает все этапы детства.
• Педагоги должны:
• выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка
• обеспечивать сотрудничество родителей и детей, совершеннолетних членов семьи, которые принимают участие в их воспитании
• поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности
• приобщать их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
• формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности
• учитывать этнокультурную ситуацию развития детей
• обеспечивать возрастную адекватность дошкольного образования, когда условия, требования, методы соответствуют возрасту и особенностям развития детей
• организовывать сотрудничество ДОО с семьей
В соответствии с ФОП прописаны и подходы к её формированию Программы. Их вы видите на экране. Основными подходами к формированию Программы являются:
деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
интегративный подход, ориентирующий на интеграцию процессов обучения воспитания и развития в целостный образовательный процесс в интересах развития ребенка;
личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
средовый подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательной организации в воспитании и развитии личности ребенка.
Из ФОП мы взяли подробно раскрытые целевые ориентиры дошкольного образования, планируемые результаты, а так же планируемые результаты освоения ФОП в раннем и дошкольном возрасте, напомню, что ранний возраст от 1 года до 3-х лет и дошкольный возраст это от 3-х лет до 7.
Слайд 8
В п. 2.3. прописаны значимые для разработки и реализации Программы характеристики
К значимым для разработки и реализации Программы характеристикам мы относим:
количество групп, их направленность и предельная наполняемость;
кадровые условия
материально-техническое обеспечение
климатические особенности, специфика населенного пункта
национально – культурные особенности
социальное окружение, имеющиеся и потенциальные социальные партнеры.
достижения
Слайд 9
п.2.4. Возрастные особенности ребенка.
В соответствии с периодизацией психического развития ребенка согласно культурно-исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста: младенческий (первое и второе полугодия жизни), ранний (от одного года до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет). Обозначенные в Федеральной программе возрастные ориентиры «к одному году», «к трем годам» и так далее имеют условный характер, что предполагает широкий возрастной диапазон 7 для достижения ребенком планируемых результатов. Это связано с неустойчивостью, гетерохронностью и индивидуальным темпом психического развития детей в дошкольном детстве, особенно при прохождении критических периодов. По этой причине ребенок может продемонстрировать обозначенные в планируемых результатах возрастные характеристики развития раньше или позже заданных возрастных ориентиров.
Слайд
П. 2.5. Планируемые результаты освоения Программы в каждой возрастной группе, конкретизирующие требования ФГОС ДО к целевым ориентирам по п. 15 ФОП ДО.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к завершению дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного возраста и системные особенности ДО делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Программы представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка дошкольного возраста на разных возрастных этапах и к завершению ДО.
Слайд
В ОП хорошо раскрыты подходы к педагогической диагностике образовательных результатов : её периодичность, т.е. проводим всего две диагностики: начальную и финальную, нет никакой промежуточной; уточняется, что диагностика проводится в произвольной форме, на основе малоформальных диагностических методик.
И так это, в первую очередь, наблюдения, свободная беседа, анализ продуктов детской деятельности, специально организованные образовательные, педагогические ситуации.
Дополнительная психологическая диагностика для решения задач психолого – педагогического сопровождения проводится только с согласия родителей. Так же специальные диагностики можно проводить по физическому, математическому и речевому развитию, это определенные задания (где наблюдения и беседы не могут дать ответ на тот или иной обследуемый показатель).
Так же в программе сказано, что фиксация результатов происходит в удобной для воспитателя форме, где можно проанализировать динамику.
Результаты педагогической диагностики используются только для дальнейшего планирования и оптимизации работы с группой детей.
В нашем детском саду используем диагностику Верещагиной Н.В. «Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка» по возрастам.
Слайд 10
Содержательный раздел.
В этом разделе находится непосредственно сама Федеральная рабочая программа образования. Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОО по основным направлениям развития детей дошкольного возраста (социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического развития).
В каждой образовательной области сформулированы задачи и содержание образовательной деятельности, предусмотренное для освоения в каждой возрастной группе детей в возрасте от 1,5 до семи - восьми лет. Представлены задачи воспитания, направленные на приобщение детей к ценностям российского народа, формирование у них ценностного отношения к окружающему миру.
Воспитательные задачи более конкретно и дифференцировано, описаны по возрастам в программе воспитания.
Слайд12
В п. 3.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы прописано: «При реализации Программы дошкольного образования используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение8, исключая образовательные технологии, которые могут нанести вред здоровью детей.» А также подробно прописано, что согласно ФГОС ДО педагог может использовать различные формы методы и средства реализации Программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями детей»
ДО может быть получено в ДОО, а также вне ее - в форме семейного образования. Форма получения ДО определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося.
Слай13.
П.3.2.1. Иные характеристики содержания программы
МБДОУ детский сад «Солнышко» реализует следующие парциальные программы:
Порциальная
программа
Курс «
Игралочка
»
авторы
Петерсон
Л. Г. и
Кочемасова
Е.Е.
Курс
«Раз-ступенька, два - ступенька…»
авторы
Петерсон
Л. Г. и Холина Н. П.
(по формированию у детей элементарных математических представлений)
И.А. Лыкова «Цветные ладошки»
О.Б.
Соковиков
, Л.А. Новикова, Т.В. Левченкова
« Развитие через движение: формирование двиг
ательных способностей детей 3-7
лет
»
Слайд 14
Рассмотрим п. 3.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
Здесь прописано, что образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности. Представлена модель взаимодействия:
- воспитатель выполняет функцию педагога, обучает ребёнка чему то новому;
- совместная деятельность: педагог и ребёнок равные партнёры;
- деятельность детей под руководством педагога;
- совместная деятельность детей без участия педагога;
- самостоятельно возникшая деятельность детей без всякого участия педагога.
Так же остается интеграция ОО.
Подробно прописана образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени, во время прогулки, во второй половине дня. (выдать памятки)
Во вторую половину дня педагог может организовывать культурные практики. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы.
Слайд 15.
В п.3.4. прописаны способы и направления поддержки детской инициативы.
Освещены способы и направления поддержки детской инициативы, которые нам было рекомендовано включить в свои ОП из ФОП. Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребенка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребенка как: уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Наиболее благоприятными отрезками времени для организации свободной самостоятельной деятельности детей является утро, когда ребенок приходит в ДОО и вторая половина дня
Очень подробно прописаны формы, через которые необходимо реализовывать данное направление. Их вы видите на экране.
Подробно прописаны условия, которые педагог должен учитывать для поддержки детской инициативы
Слайд 16
Далее определяется форма организации образовательной деятельности с детьми. То от чего мы отходили 8 лет: НОД, ООД, ОД теперь снова называется занятие. Занятие теперь является формой организации обучения, оно рассматривается как дело – занимательное и интересное детям по одной или нескольким образовательным областям. Может проводиться через образовательные ситуации, тематические события, творческие или исследовательские проекты.
Время и длительность занятий в соответствии с СаН Пин.
(Назовите длительность занятия в каждой возрастной группе)
Но тут нужно помнить, что занятие не означает регламентацию процесса, оно только фиксирует форму образовательной деятельности.
Слайд17
В п. 3.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся прописаны цели взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста (их вы видите на экране), задачи и направления.
Освещено построения взаимодействия с родителями педагога, коллектива, просвещение, консультирование, совместная деятельность педагога и родителя, подробно методы и приёмы.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО уделяется повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребенка.
Для реализации данной темы прописаны направления просветительской деятельности.
Слайд18
В п. 3.6. прописаны направления и задачи коррекционно-развивающей работы.
Прописана программа коррекционно – развивающей работы. КРР в ДОО направлена на обеспечение коррекции нарушений развития у различных категорий детей (ТНР и ЗПР) оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, социальной адаптации. Содержание КРР для каждого обучающегося определяется с учетом его ООП на основе рекомендаций ПИК ДОО.
В п.3.7 раскрыто содержание КРР на уровне ДОО. Освещена адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития. Прописана методическая литература и пособия, которыми пользуются воспитатели и специалисты.
Слайд 19
Еще одним пунктом ФОП является п. 3.8., гдепрописана Федеральная рабочая программа воспитания. Она тоже имеет свою структуру. Также как и в образовательной программе здесь прописаны пояснительная записка, цели, задачи воспитания и содержание деятельности. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания немного отличаются от того что было в рабочих программах воспитания, это: патриотическое, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное направление, трудовое, эстетическое и духовно-нравтвенное направление воспитания. Каждое направление раскрыто подробно (цель, задачи воспитания, ценности, и направления работы) Так же представлены целевые ориентиры данной программы воспитания.
Слайд 20
Вп.3.8. 3.согласно федеральной программы воспитания наша ОП раскрывает уклад ОО, особенности порядка и жизни ДОО, цель и смысл деятельности, Конструирование воспитательной среды дошкольного образовательного учреждения строится на основе следующих элементов: социокультурный контекст, социокультурные ценности, уклад, воспитывающая среда, общность, деятельность и событие. Каждая из этих категорий обеспечивает целостность содержания и имеет свое наполнение для решения задач воспитания и становления личности ребенка..
Освещены основные формы и содержание деятельности:
Проекты
В настоящее время проекты являются самой распространенной формой взаимодействия всех участников образовательных отношений. Традиционные события оформляются в различные проекты, где предусматриваются различные виды детской деятельности и формы проведения. В конце каждого проекта проводится итоговое мероприятие.
Совместные игры
Выставки.
Социальные и экологические акции
Конкурсы, викторины.
Музыкально-театрализованные представления
Спортивные и оздоровительные мероприятия
Подробно раскрыты формы совместной деятельности в образовательной организации.
И в первую очередь это работа с родителями (законными представителями).
Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
Основная задача педагога - создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения с родителями на основе общего дела.
На экране вы видите методы, цели и формы взаимодействия с родителями.
Слайд 21
В п. 8.3.4. прописана организация предметно-пространственной среды.
Слайд 22
Организационный раздел программы воспитания включает :
Кадровое обеспечение.
Наименование должности
(в соответствии со штатным расписанием ОО)
Функционал, связанный
с организацией и реализацией воспитательного процесса
Воспитатель
Инструктор по физической культуре
Музыкальный руководитель Учитель-логопед
обеспечивает
занятие
обучающихся
творчеством, медиа, физической культурой;
формирование
у
обучающихся
активной
гражданской
позиции, сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях
современной жизни,
сохранение
традиций
ДОУ;
организация
работы
по
формированию
общей
культуры
будущего
школьника;
внедрение
здорового
образа
жизни;
внедрение в практику воспитательной деятельности
научных достижений,
новых
технологий
образовательного
процесса;
организация участия обучающихся в мероприятиях, проводимых районными, городскими и д ругими структурами в рамках воспитательной деятельности.
Младший воспитатель
совместно
с
воспитателем
обеспечивает
занятие
обучающихся
творчеством,
трудовой
деятельностью;
участвует в организации работы по формированию общей культуры будущего школьника.
Нормативно-методическое обеспечение
– это основные локальные акты.
Требования
к условиям работы с особыми категориями детей.
Примерный календарный план воспитательной работы
Специфика национальных,
социокультурных
и иных условий, в которых осуществляется воспитание дошкольников
Реализуя главную цель и задачи Программы, воспитание дошкольников должно строиться на формировании духовно-нравственной основы личности ребенка. Актуальность духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста была заявлена в Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), а также на ФОП ДО.
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155, ред.17.02.2023г.) социально-коммуникативное развитие предполагает формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом; познавательное развитие дошкольников предполагает формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе. Основы патриотизма и гуманности в дошкольном образовании является первым звеном в этой работе.
Слайд23
IV. Организационный раздел Программы включает в себя:
-п.4.1 описание психолого – педагогических условий реализации Программы.
4.2. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
РППС рассматривается как часть образовательной среды и фактор, обогащающий развитие детей. РППС ДОО выступает основой для разнообразной, разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка деятельности.
РППС включает организованное пространство (территория ДОО, групповые комнаты, специализированные, технологические, административные и иные помещения), материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы и средства обучения и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, материалы для организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
На каких принципах построена РППС в группах?
(РППС ДОУ построена на следующих принципах: насыщенность; трансформируемость; полифункциональность; вариативность; доступность; безопасность.)
4.3. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
4.4.Федеральный календарный план воспитательной работы
4.5. Примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации Программы.
4. 6. Кадровые условия реализации Программы.
4.7. Примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах.
4.8. Примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы в ДОО. В нем говорится о том, что он является единым для всех ДОО, но детские сады в праве проводит иные мероприятия по ключевым направлениям воспитания и дополнительного образования детей
4.9. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Расположена краткая презентация программы
Предлагаю вам в ближайшее время ознакомиться с ОП нашего детского сада.