Семинар–практикум «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе» | Паламодова Елена Владимировна. Работа №309901
Семинар – практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе»
Цель: повышение профессионального мастерства участников семинара-практикума в вопросах использования блоков Дьенеша в образовательном процессе.
В современных условиях, в мире компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи важную роль играет такой уникальный по своим развивающим возможностям дидактический материал, как логические блоки Дьенеша. Это пособие отличается своими особенностями: универсальность, абстрактность и высокая эффективность. Основная цель использования дидактического материала, называемого по имени его создателя «Блоками Дьенеша»: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Семинар – практикум для педагогов «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе»
Подготовила
учитель-дефектолог Паламодова Е.В.
Цель: повышение профессионального мастерства участников семинара-практикума в вопросах использования блоков Дьенеша в образовательном процессе.
В современных условиях, в мире компьютерных технологий и информационной цивилизации в познавательном развитии детей недостаточно научить их счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить. В решении этой задачи важную роль играет такой уникальный по своим развивающим возможностям дидактический материал, как логические блоки Дьенеша. Это пособие отличается своими особенностями: универсальность, абстрактность и высокая эффективность. Основная цель использования дидактического материала, называемого по имени его создателя «Блоками Дьенеша»: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Автор данного пособия - Золтан Пал Дьенеш, венгерский математик психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей. Его идея заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, таким образом, что дети даже могут не подозревать, что изучают сложные математические концепции. Разработанные в 1960-х годах, блоки Дьенеша популярны во многих странах и применяются до сих пор в различных вариантах исполнения (объѐмные, плоскостные) для развития детей и подготовки к школе. Игры с блоками Дьенеша наглядно и доступно знакомят дошкольников с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями, начальными знаниями по информатике, развивают творческие способности, внимание, память и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: группирует по признаку, группирует ряды по заданному алгоритму. У детей развивается способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию. Игры с блоками способствуют развитию речи, так как ребенок вынужден строить высказывания.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур.
а) четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
б) трех цветов (красный, синий, желтый);
в) двух размеров (большой и маленький);
г) двух видов толщины (толстый и тонкий).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками (цветом, формой, размером и толщиной).
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от 2 до 8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.
Блоки могут использоваться как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т.д. Например, используя обручи, мы сажаем огород. А могут в совместной и самостоятельной игровой деятельности (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры). Для дидактических игр («Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару»), необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно – печатные игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим. В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т.д. В сюжетно – ролевых играх «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т.д.
Как работать с блоками Дьенеша.
Итак, откроем коробку.
Основной недостаток этого методического пособия только один: скупая информация по методике работы с блоками, нет полного перечня игр (т.к. эти игры можно создавать буквально «с ходу»). Заглянув в коробку, мы увидим инструкцию в виде памятки, в которой есть описание игр для работы с детьми. В принципе их вполне хватит для развития дошкольника, но...
Оказывается, в памятке мы найдём лишь малую долю игр, которые можно проводить при помощи блоков на занятиях в детском саду и дома. Вы представить себе не можете то, насколько мощный и действительно универсальный игровой и методический материал «подарил» нам всем Дьенеш!
Этапы работы с блоками Дьенеша:
Первый этап. Рассмотрите блоки. Потрогайте. Сравните блоки по цвету, форме, толщине, размеру.
На этом этапе блоки Дьенеша используются, как обычный конструктор, который помогает знакомить с цветом, размером, формами. Также их можно использовать как объемную мозаику (для этого можно приобрести или найти на просторах интернета альбомы, можно изготовить карточки самим).
На втором этапе можно предложить игры на классификацию. Просим ребенка найти все желтые фигуры, все треугольные и т.д. Далее усложняем и просим выбрать фигуры, ориентируясь на два, а затем и три признака (красные и толстые, красные, большие и треугольные) разложить блоки по одному из признаков. На этом же этапе можно предложить игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Продолжи ряд», «Цветной ковер», «Четвертый лишний».
На третьем этапе следует познакомить детей со свойствами логических блоков с использованием карточек с изображением символов свойств, где цвет, размер и толщина различных блоков изображены условными значками. Как усложнение предлагаются карточки – отрицания.
Далее задания даются на кодирование и декодирование информации с помощью карточек («Найди фигуру по схеме», «Рассели жильцов», «Угадай, какую фигуру я загадала», «Выложи по схеме»)
Практическая часть.
Дидактическая игра «Заселим жильцов в домики»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Нужно помочь каждому жильцу попасть в свой домик, ориентируясь на схемы.
Дидактическая игра «Подарки для бабы Яги»
Задачи: Развивать творческое мышление.
У бабы Яги день рождения. Давайте подарим ей подарки. Каждый по очереди берет блок и говорит, что он дарит бабе Яге.
Дидактическая игра «Вид сверху»
Задачи: Развивать пространственное мышление.
Баба Яга как передвигается? Она современная баба, летает и фотографирует все сверху. Давайте построим фигуры из блоков, которые она сфотографировала.
Дидактическая игра «Где спряталась бабочка?»
Задачи: Развивать умение описывать блок, используя 4 признака, упражнять в употреблении предлога ПОД.
Под некоторыми блоками спрятались бабочки. Прежде чем проверить, надо точно описать блок. Например, бабочка спряталась под большим, толстым, синим квадратом.
Дидактическая игра «Раздели подарки»
Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
В лесу переполох! Лиса, волк и медведь никак не могут поделить подарки деда Мороза! Дед Мороз сказал взять лисе все квадратные подарки, медведю – все красные, а волку – большие. Но вот беда, есть подарки и квадратные и красные одновременно. Их должна взять и лиса и медведь! А есть подарки и квадратные, и большие, и красные! Ими могут играть все звери вместе.
Три пересекающихся обруча помогут нам разобраться – выяснить, где, чьи подарки, кто, чем может пользоваться на правах совместной собственности!
Выбор игр и упражнений с использованием «Блоков Дьенеша» огромен. Все зависит от уровня развития детей и творчества педагога. Детям такие игры приносят большое удовольствие, так как отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач, способствуют формированию “инстинкта открывателя”. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующей развитию интеллектуальных и креативных способностей детей.