СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности» | Хайбриева Миляуша Шакирзяновна. Работа №148166
Автор: Хайбриева Миляуша Шакирзяновна
семинар практикум для воспитателей ДОУ
Цель семинара-практикума:
развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов в подборе, организации и проведении дидактических игр экологической направленности, установить тесное сотрудничество между педагогами дошкольного учреждения.
Задачи:
Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные).
Уточнить и расширить знания педагогов о дидактических играх экологической направленности для детей дошкольного возраста, их значение во всестороннем развитии ребенка.
Совершенствовать умение использовать дидактические игры экологической направленности в образовательном процессе.
Подготовка к семинару:
Самостоятельное изучение ФГОС ДО, методической литературы по теме, подготовка презентации, информационного буклета.
ИКТ и ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Форма проведения: педагогическая студия.
План семинара-практикума:
Открытие педагогической студии. Вступительное слово. Разминка.
Игра «Вопрос – ответ» (экологической направленности).
Доклад – презентация по теме мероприятия.
Составление
синквейна
«Экологическая игра».
Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология).
Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Игра «Сороконожка» (динамическая пауза).
Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций).
Кроссворд «С Днем рождения, Земля!»
«Ярмарка педагогических идей» (дидактические игры экологической направленности).
Творческое задание.
Музыкальный конкурс.
Заключительное слово старшего воспитателя. Подведение итогов. Рекомендации педагогам по теме мероприятия.
Упражнение – рефлексия «Оживи росток».
Ход семинара-практикума:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар-практикум на тему: «Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности».
Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания, уточнить и расширить ваши знания о дидактических играх экологической направленности, их значении в развитии ребенка-дошкольника. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.
Предлагаю вначале погрузиться в приятные воспоминания о природе. А для более реальных ощущений у нас есть волшебный цветок.
Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Задачи, стоящие перед воспитателем, знакомящим детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний о природе; формирование у детей трудовых навыков и умений; формирование у детей любви к природе.
Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе.
Разминка
И так что же такое экология? (Ответы педагогов)
Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».
- Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
- Почему, на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
- Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
- Какая должна здесь проводиться работа с родителями?
Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли ежедневно и доступно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.
Игра «Вопрос – ответ»
- Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.
(Участники поочередно называют: уголок природы; модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и т.п.).
- Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей?
(Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
- Что должно быть в уголке природы?
(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
- Что должно быть на участке детского сада?
(Деревья, кустарники, цветники, огород.)
- Какие методы используются для экологического воспитания детей?
(Наглядные, практические, словесные.)
- Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
- Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
(Игра; элементарные опыты; моделирование.)
- Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)
- Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
- Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. (Занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы; экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте); дидактические игры экологической направленности.))
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры экологического содержания. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры по экологии, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Эти игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Проблема экологического воспитания дошкольников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.
В педагогике существует несколько видов дидактических игр. Дидактические игры можно разделить на три основных вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольные печатные игры;
- словесные игры.
Предметные игры по экологии - это игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке». В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Предметные игры особенно широко используются в младшей и средней группах. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в игре «Магазин».
Игры-инсценировки помогают уточнить представление о времени года, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Оденем куклу на прогулку», «Живое-неживое»), о литературных произведениях («Путешествие в страну экологических сказок и сказок о животных »), о нормах поведения в природе («Что такое хорошо и что такое плохо»).
Настольно-печатные игры разнообразны по экологическому содержанию, обучающим задачам, оформлению, такие как: - «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши», «Ягоды и фрукты», «Растения», «Подбери листья», парные картинки. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие картинки, или сочетается с ним. Они помогают развивать мыслительные процессы.
Словесные игры экологического содержания отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность («Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, воздухе, на земле», «Нужно - не нужно»). Они проводятся с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Игры-занятия («Чудесный мешочек», «Цветочный магазин» и др.) имеют определенное программное содержание. Игровая форма придает играм-занятиям занимательность, обучение идет через игровые правила, игровые действия. Игры-занятия используются в младших и средних группах, в старших группах - как часть занятия.
Подвижные игры экологического характера тоже имеют дидактическую направленность, они связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Можно использовать такие игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы». Дети, подражая действиям, имитирую звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
Творческие игры отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, помогают усваивать знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов.
Наряду с перечисленными играми, в работе с детьми можно использовать большое количество игровых упражнений («Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др.). Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровые упражнения проводятся либо со всей группой детей, либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.
Составление синквейна «Экологическая игра»
Синквейн классический (строгий)
первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к теме
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме
Игра «Логический поезд» (ТРИЗ-технология)
У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):
- Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
- Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.).
- Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода.
- Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых).
- Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
- Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.
- Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.
Блиц – конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду»
Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.
И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.
Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
Уж на дороге греется – (перед дождем).
Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).
Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).
Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день –
(к хорошей погоде).
Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
Ворона кричит зимой – (к метели).
Лягушки квакают – (к дождю).
Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Может кто-нибудь из вас напомнит другие приметы?
Игра «Сороконожка» (динамическая пауза)
Игра «Профессионалы» (Решение педагогических ситуаций)
Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.
Кроссворд «С Днем рождения, Земля!»
1.Кто-то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. (Солнце)
Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. (Лед)
Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …» (Луна)
Бежит по снегу, а следу нету. (Поземка)
Пол – лепешки над домами, не достать его руками. (Месяц)
Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем: ищем, ищем – не найдем. (Роса)
На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется…? (Эхо)
Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний… (Дождь)
Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. (Вода)
Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. (Тень)
11. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. (Родник)
Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу. (Листок)
Поле черно-белым стало, падает то дождь, то снег. А еще прохладно стало, льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи, что за месяц, подскажи. (Ноябрь)
Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? (Зима)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я… (Осень)
16. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. (Туман)
Колос золотится, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? (Лето)
Опустел наш сад, паутинки вдаль летят. И на южный край Земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
«Ярмарка педагогических идей»
(дидактические игры экологической направленности)
Творческое задание
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Увидел грача – весну встречай.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Музыкальный конкурс
Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе.
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите: о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь)
Лебедь - это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды.
Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами. (Педагоги выполняют задание.)
На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании, расширили свои знания об дидактических играх экологической направленности. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас.
Упражнение – рефлексия «Оживи росток»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Веснянка» г. Альметьевска»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
«Развитие интереса к природе и любознательности у дошкольников с помощью дидактических игр экологической направленности»
Подготовила и провела:
воспитатель I кв.категории
Хайбриева М.Ш.
Январь, 2019 год