Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семинар"Внедрение разных форм сотрудничества с родителями" | Денисова Оксана Ивановна. Работа №315090

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Партерство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного взаимодействия.Федеральный закон " Об образовани в Российской Федерацииот 29.12.201г обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, нои равноответственными участниками образовательного процесса.В законе предусмтрено, что в решении  сложных и многоплановых задач,связанных с реализацией нового Фдерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования эксклюзивная роль принадлежит-семье. 

 

Семинар – практикум

« Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями»

подготовила : Денисова О.И.

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями (законными представителями).

Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, стимулировать развитие творчества и профессиональной активности.

Поддерживать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

Упражнение «Какие они современные родители?» (по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя»)

Внедрение разнообразных форм сотрудничества с родителями.

 

Партнёрство семьи и дошкольной образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения образовательных задач в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (далее – Закон) обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования эксклюзивная роль принадлежит семье.

Статья 44 Закона гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В статье впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства».

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС ДО детский сад обязан:

• информировать родителей (законных представителей) относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также об образовательной программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

• обеспечить открытость дошкольного образования;

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

• нейтрализовать возможное отрицательное влияние семьи на ребенка;

•компенсировать проблемы семейного воспитания: выявлять, поддерживать и развивать воспитательный потенциал семьи;

• повышать уровень педагогической и психологической культуры родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

привлекать внимание родителей к интересам и потребностям ребенка;

формировать у родителей практические умения в воспитании, обучении и развитии детей в домашних условиях;

обогащать отношения детей и родителей в целях эмоционально-насыщенного общения.

Профессиональная компетентность педагогов и специалистов детского сада проявляется в различных сферах их профессиональной деятельности, в том числе в общении с родителями. При этом все практики знают, что не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями.

Все педагоги планируют работу с семьями дошкольников, общаются с ними, информируют о мероприятиях в детском саду, но этого недостаточно для выполнения требований ФГОС ДО. Зачастую, большинство пунктов этого плана остаются лишь на бумаге. К сожалению, воспитатели не проводят рефлексию по данному направлению своей деятельности.

 

Предлагаю подумать и заполнить таблицу «Мои плюсы и минусы в общении с родителями».

Оцените себя по каждому критерию по 3-балльной системе:
З балла – работа проведена на высоком уровне;
• 2 балла – работа проведена хорошо, но требует корректировок;
• 1 балл – работа проведена со значительными замечаниями;
• 0 баллов – работа в этом направлении не велась

 

Критерии оценки

баллы

Известны ли мне образовательные потребности родителей моих воспитанников?

 

Получалось ли у меня учитывать интересы и мнение родителей в течение учебного года?

 

Всегда ли мое общение с семьями дошкольников было эффективным?

 

Знакомы ли вам запросы родителей относительно образования детей?

 

Проводилиcь ли в группе мероприятия по инициативе родителей?

 

Проводились ли открытые занятия для родителей?

 

Велась ли совместная работа с родителями по обогащению РППС?

 

Проводили ли вы родительские собрания в нетрадиционной форме (в т.ч. с использованием ИКТ)?

 

Организовывали выездные мероприятия с детьми при участии родителей:

 

 

ФГОС ДО ориентирует педагогов на тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Если педагоги не готовы принимать и понимать родителей, учитывать их интересы, поддерживать их инициативы, то взаимодействие не получится.

Родители дошкольников являются участниками образовательных отношений и имеют право принимать участие в вопросах планирования и качественной реализации образовательной программы дошкольного образования. Это право регламентирует Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Благодаря разъяснительной работе родители начинают положительно относиться к привлечению в образовательную деятельность. Они понимают, что таким образом могут влиять на повышение качества образования в дошкольной организации, которую посещает их ребенок.

«Аукцион идей» - участники предлагают инновационные виды вовлечения родителей в жизнь ДОУ.

(консультации с применением мультимедийной установки, открытые просмотры, совместные праздники, круглый стол, тренинги (обучение родителей психологическим навыкам), совместная деятельность различного рода (уборка, украшение, посадка растений, изготовление пособий и т.п), видеосъемка различных моментов жизни детей (день в детском саду, строим, рисуем, лепим. Музыкальное занятие.),

В условиях реализации ФГОС ДО выделяется 4 направления работы с родителями:

Познавательное

Информационно-аналитическое

Наглядно-информационное

Досуговое

Первое направленно на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания (общие и групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы, выставки детских работ, совместные экскурсии, открытые НОД).

Второе направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности (анкетирование, тестирование)

Третье направление – родительский уголок с информацией о нормативных документах, с советами и практическими материалами, объявлениями и выставками.

Досуговое направление помогает установит доверительные теплые отношения, эмоциональный контакт. (Праздники, развлечения, акции.)

Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы сотрудничества (родительские собрания, анкетирование, посещение семьи, беседы и консультации), так и современные – родительские клубы, акции, совместные мероприятия (досуги, проекты, экскурсии), мастер-классы.

Одной из форм сотрудничества с семьями воспитанников является анкетирование.

Анкеты использовались в детских садах и раньше. Однако сегодня они часто не отвечают современным требованиям, так как не учитывают положения ФГОС ДО. Для продуктивного контакта педагогу необходимо собрать сведения о характере отношений в семье, видениях взрослыми задач воспитания, образовательных инициатив семей, степени удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг. Анкетирование проводится не ради того, чтобы формально собрать информацию, полученную информацию необходимо анализировать. В этом случае анкетирование позволит выявить, насколько реальное положение дел в дошкольной организации совпадает с ожиданиями родителей.

Родительское собрание. Тщательная подготовка, оптимальная форма предоставления материала (фотовыставки, презентации, изучение методических пособий, памятки, дискуссия, круглый стол по обмену опытом) – залог продуктивного взаимодействия с родителями.

Еще одной из задач педагогов согласно ФГОС ДО является оказание консультативной поддержки родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Консультация - одна из форм дифференцированной работы с родителями. Консультационные темы обширны и глубоки: от выбора правильных игрушек до подготовки к школе. Консультации могут быть индивидуальные и групповые и привлекать к консультированию родителей необходимо весь коллектив детского сада: педагогов, специалистов, представителей администрации, мед. работников. Консультационная деятельность планируется на основании результатов анкетирования и диагностики всех аспектов учебно-воспитательной деятельности, психофизиологического развития детей, затруднений, с которыми сталкиваются члены семей дошкольников. Консультируя родительскую общественность, коллектив ДОУ делится знаниями и опытом и предлагает алгоритм действий и апробированные на практике рекомендации. По характеру подготовки различают консультации двух видов: плановые и экстренные, служащие средством оперативного реагирования на возникающие проблемы, обнаруженные недочеты и вопросы родителей.

Независимо от того, кто проводит консультации для родителей, обязательными являются следующие принципы:

- доброжелательный стиль общения, как основа продуктивного контакта; авторитарность, требования, недовольства могут нивелировать любые методические разработки и стать причиной конфликта.

- индивидуальный подход.

- ориентация на сотрудничество, а не наставничество. Навязывание со стороны педработников определенных моделей развития могут быть восприняты с непониманием.

- ставка на качество, а не количество. Встречи, не несущие серьезной информационной нагрузки – пустая трата времени!

- динамичность. Не ждать идеального времени для реализации задуманного, а оперативно реагировать на запросы потребителей образовательных услуг.

Стендовое и дистанционное консультирование родителей. Систематически размещая в информационном уголке актуальную и полезную информацию, воспитатели проводят стендовые консультации для родителей. Материалы на стенде должны быть интересными, ярко оформленными, содержать лаконичную информацию по интересующим родителей вопросам. Посредством социальных сетей и сервисов обмена видео-, фото- и текстовыми материалами, можно проводить дистанционное консультирование родителей. + устраняют возможную неловкость общения, а также обеспечивают доступ к информации в режиме 24/7.

Общение с родителями во время приема детей нельзя считать консультацией. Это индивидуальная беседа, но и минутная беседа – форма сотрудничества с родителями, и она должна соответствовать определенным принципам. Так, в ходе беседы необходимо обращать внимание на все хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах. Неуместно сравнивать детей друг с другом, можно говорить лишь о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

Акции. Экологические, социальные, тематические, патриотические…, воспитательная роль совместных детско-родительских мероприятий бесценна.

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей.

В практике же современного детского сада зачастую используются стандартные формы работы: родительские собрания, родительские комитеты, выставки, реже конференции, «Дни открытых дверей» и другое. Это происходит по нескольким причинам:

не желание что-то менять;

большая затрата времени на подготовку и т.д.

не умение поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы;

при выборе методов и форм сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей;

довольно часто особенно молодые воспитатели используют лишь коллективные формы работы с семьей;

недостаточное знание специфики семейного воспитания;

неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей

Возвратимся к дистанционному консультированию в рамках информационно-просветительской поддержки родителей. Каждая дошкольная образовательная организация обязана создать и вести свой сайт в сети Интернет (п. 21 ч. 3 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Его создают не только для того, чтобы разместить информацию об организации, но и сформировать имидж детского сада, привлечь высококвалифицированные кадры. Чтобы сайт соответствовал закону и был удобным для пользователей, он должен отвечать требованиям: к структуре и виду размещаемой информациинавигациисодержанию. Информация, которая размещается на сайте ДОУ, должна быть актуальной. Регулярно ссылайтесь на сайт ДОУ во время встреч с родителями.

Современные формы информационно-просветительской поддержки родителей (законных представителей) детей

Сайт – самый полный и удобный источник информации об организации. Информация открыта и общедоступна. На сайте расположены ссылки на веб-порталы, электронные информационные ресурсы, содержащие полезную для родителей информацию (сайт отдела образования города; совет родительской общественности; родительские сообщества и пр.).

Возможности, предоставляемые пользователям сети интернет:

- размещение информации о структуре и организации работы учреждения,

- размещение фото и видеоматериалов групп (праздники, досуги, прогулки)

- публикация творческих работ,

- обеспечение обратной связи с родителями через раздел «Вопрос - Ответ» («Форум», «Гостевая книга» и пр.),

- своевременное информирование родителей о происходящих в группе событиях,

- размещение полезных ссылок для родителей.

Вебинар или онлайн-семинар – это презентация, лекция, семинар или курс, организованные при помощи web-технологий в режиме реального времени. Вебинар отличает большое количество участников. Во время вебинара его участники находятся у своих компьютеров, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через web –приложение. Вебинары могут быть использованы для:

- проведения виртуальных лекций, консультаций, родительских собраний с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного общения;

-Проведения мастер-классов, кратковременных семинаров, семинаров-практикумов с демонстрацией практических способов действия (приемов обучения, методов изобразительной деятельности, технологий изготовления поделок и т.п.);

- выступления с проектами, результатами совместной деятельности с детьми;

Скайп – это программа, позволяющая общаться через сеть интернет как с одним человеком, так и сразу с несколькими десятками людьми по всему миру.

Возможности скайп могут быть использованы для:

- индивидуального и подгруппового консультирования;

- проведения мастер-классов, семинаров-практикумов;

- решения организационных вопросов;

- проведения заседаний родительского комитета.

Информация в блоге: материалы о целях и содержании работы образовательного учреждения, группы, о роли родителей, их правах, обязанностях, ответственности и возможностях влияния на качество обучения и воспитания, актуальные вопросы жизни дошкольника , а также рекомендации для чтения. По желанию посетителей блога могут размещаться и другие материалы.

Социальная сеть – это удобная форма работы с молодыми родителями. Позволяет напоминать родителям о предстоящих мероприятиях (праздники, досуги, родительские собрания); общаться с родителями воспитанников в форме вопрос-ответ.

Открытая страница социальной сети предназначена для всех пользователей, здесь можно обмениваться сообщениями, размещать объявления, поздравления к праздникам, родители следят за новостями детского сада.

Закрытая группа в социальной сети, позволяет добавлять только родителей дошкольного учреждения. Закрытая группа предполагает размещение полной информации о работе детского сада. Родители могут комментировать мероприятия, писать отзывы, добавлять собственные фотографии и видеозаписи, просматривают и скачивают видеозаписи праздников и развлечений для детей. Как следствие это постоянная возможность общения с родителями, знать их честное мнение относительно детского сада.

Через электронную почту, возможны:

- обмен сообщениями;

- рассылка объявлений для родителей;

- получение от родителей необходимой информации в режиме онлайн;

- получение от родителей отсканированных документов;

- распространение и получение ссылок для скачивания фото и видео с различных мероприятий;

- получение ссылок по скачиванию фото и видео с мероприятий от родителей.

ВАЙБЕР - это специальное приложение для смартфонов и персональных компьютеров, которое позволяет отправлять СМС-сообщения и делать бесплатные звонки через Интернет , передавать текстовые сообщения, картинки, видео- и аудио-сообщения. Интегрируется в адресную книгу и авторизует по номеру телефона .

WHATS APP. Это программа позволяющая пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио, общаться через сеть интернет как с одним человеком, так и сразу с несколькими десятками людьми по всему миру.

На родительском собрании в начале учебного года расскажите родителям про все доступные в  детском саду способы получить информацию о предстоящих и прошедших мероприятиях, изменениях в режиме дня в группе, изменениях в расписании занятий и т. д. В комплекс мероприятий для родителей следует включить: — создание электронной библиотеки для родителей;  консультирование родителей в подборе компьютерных развивающих и обучающих игр, программных продуктов для детей разных возрастных групп.

Изложенный выше формы и методы необходимы, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

Наладить контакт с родителями можно, если понять, чего они хотят. Родителям нужна поддержка, конкретные и четкие рекомендации, ответы на вопросы. Также им важно видеть, что их ребенок не был обделен вниманием воспитателя.

Изучайте успешный опыт коллег по взаимодействию с родителями детей, внедряйте интересные формы в свою практику. Обеспечивайте обратную связь с родителями, учитывайте их запросы, активнее вовлекайте в образовательную деятельность. Благодаря грамотно организованной обратной связи, родители смогут оценить эффективность взаимодействия с ними педагогов, работы с детьми и деятельности ДОУ в целом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать самоанализ со стороны педагогов.

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:

проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;

рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;

стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;

размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;

• готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;

• положительные изменения в неблагополучных семьях;

• выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Если описанная выше работа с родителями и её анализ будут проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создаётся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей

Притча.

Один восточный властелин увидел страшный сон, как будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить толкователя снов в тюрьму и позвал другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. Ведь ты же сказал ему то же, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопрос для обсуждения: какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара?

Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и как преподносит информацию. Чтобы речь положительно воздействовала на собеседника нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты. Существует несколько правил, которые следует учитывать при формулировании фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе, исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающее его обороняться. Например: не «Я бы хотела…», а «ВЫ хотите…», не «Вероятно вы об этом еще не слышали…», а « Вы, наверное, об этом уже слышали», не «Я пришла к такому выводу…», а «Думается, ваша проблема заключается в том, что…», не «А у меня на этот счет другое мнение…», а «А если предположить, что мы с вами не правы…»

Итог. Составление синквейнов. В заключении нашего семинара-практикума я предлагаю составить синквейн по нашей теме. Напоминаю, синквейн – это 5 строк, позволяющих рефлектировать по какому-либо поводу. 1 строка – существительное, тема. 2 – 2 прилагательных, раскрывающих данную тему. 3 – 3 глагола, описывающих дествия по теме. 4 – фраза, высказывание характеризующая тему в целом (цитата, пословица, крылатое выражение). 5 – слово резюме.

Родитель.

Надеюсь, вы почерпнули из нашей встречи, что-то интересное для себя, и это что-то поможет вам достичь взаимопонимания не только с родителями, но и коллегами.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×