семья и ее потребности. Семейный бюджет | Татьяна Алексеевна Попова. Работа №354405
Тематика: финансовая грамотность. Внеклассное мероприятие в 3 классе, на котором учащиеся познакомятся с понятиями: "Семейный бюджет", " Потребности семьи", "Финансовая грамотность". проведены игры: "Выбери наиболее полезный продукт", "Повар- ученик" (ученик пришел в столовую и с помощью меню должен посчитать, сколько стоит обед и сколько сдачи он получит)
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности в 3 классе
учитель начальных классов Попова Т А
Тема мероприятия: «Семья и её потребности. Семейный бюджет.»
Тип мероприятия: усвоение новых знаний
Цели мероприятия:
образовательные:
- выяснить, какие потребности существуют в семье, и как влияет на них семейный бюджет
развивающие:
- развивать деловитость, предприимчивость, экономность;
- формировать умение сравнивать, обобщать факты и понятия:
воспитательные:
- создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления трудностей
Дидактическая задача:
- формирование осознанного отношения к деньгам и семейному бюджету
Дидактические средства на уроке: анкета, карточки, презентация
Планируемые результаты
Личностные:
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
понимание и правильное использование экономических терминов;
представление о роли денег в семье;
знание источников доходов и направлений расходов семьи;
проведение элементарных финансовых расчётов.
Регулятивные результаты
понимание цели своих действий;
адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные результаты:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные результаты:
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основные понятия. Семейный бюджет, потребности семьи, финансовая грамотность
Форма обучения:
фронтальная;
игровая
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, русский язык
Оборудование: проектор; экран; стикеры, карточки
Ход занятия
Сегодня мы поговорим с вами о чём- то очень важном в нашей жизни, без чего не может обойтись ни одна семья, ни один человек в мире. Догадались уже? Нет? Давайте попробуем отгадать загадку:
Их можно тратить и копить,
Откладывать, чтоб дом купить.
Без них не обойтись порой,
Без них карман совсем пустой. (деньги) слайд 1
-Кто может обойтись без них?
-Так о чём мы будем сегодня говорить?
-И не только.
-Подберите синонимы к слову «деньги»
(финансы, наличность и т д ). слайд 2
Что такое финансы семьи?
Финансы семьи— это все деньги, которые принадлежат семье, находятся в постоянном обращении и приумножаются. Слайд 3
Наше мероприятие относится к финансовой грамотности. Как вы понимаете выражение «финансовая грамотность»? Нужна ли она нам? Зачем?
-В каждой семье есть деньги: наличные, на карточке, сбережения, банковские вклады. Каждая семья планирует, сколько они могут потратить денег в день, в месяц и т д. а это называется « семейный бюджет» слайд4
В каждой семье есть потребности. Что это такое?
Кто догадался, какая тема нашего занятия? (Семья и её потребности. Семейный бюджет.) слайд 5
Какие потребности в ваших семьях, на что вы тратите деньги? (продукты, одежда, лекарства, коммунальные платежи, бензин). Эти траты можно назвать повседневными? Подумайте, бывают ли траты сезонные? (уголь, дрова, смена резины на машине, отпуск и т д).
Я давала вам задание, узнать, сколько денег тратится в вашей семье каждый день. Те, у кого тратится до 500 рублей возьмите зелёный стикер и прикрепите его в один ряд на доске, те, у кого от 500 до 1000 рублей – жёлтый стикер, те, у кого больше 1000 рулей – красный стикер. У нас получилась столбчатая диаграмма, которая показывает нам, что больше всего у нас тех семей, в которых тратится…
А теперь давайте подумаем, от чего зависит эта сумма? В какой семье денег тратят больше? (доход, состав семьи)
На что тратится денег больше всего каждый день? (продукты). Какие основные продукты покупаете?(хлеб, крупа, сахар, масло, макаронные изделия, молоко, овощи, фрукты, сладости). Я раздам вам карточки с названиями этих продуктов, а вы расставьте их в следующем порядке: в верхнем ряду самые необходимые продукты, из которых готовятся блюда для завтраков, обедов и ужинов, в среднем – те, в которых много витаминов и поэтому они полезны, а в нижнем – те, без которых лучше бы обойтись вообще, или использовать их в малых количествах.
Как(чем) мы расплачиваемся в магазине? (наличные, карточка).
У кого есть своя карта? Часто вы пользуетесь ей?
Откуда на ней появляются деньги?
Можно ли сказать, что деньги на вашу карту поступают из семейного бюджета?
Нужно ли считать деньги во время покупки? Зачем?
Мы проводили анкету, в которой вы отвечали на такие вопросы:
1.Ходишь ли ты сам(а) в магазин?
2.Что чаще всего покупаешь?
3.Есть ли у тебя своя карточка?
4.Учат ли родители, как тратить деньги? Слайд 6
И вот, как вы на них ответили: слайд6
А теперь мы посмотрим, как вы умеете считать деньги во время покупок.
А для этого проведём игру.
Вы в школьной столовой питаетесь бесплатно, но у вас есть старшие братья и сёстры, которым нужно платить за школьные обеды. Относятся ли эти траты к потребностям семьи? Как можно рассчитаться в нашей столовой?
Давайте представим, что родители дали семикласснику 100 рублей на обед. На что он может их потратить и сколько останется у него сдачи, если в столовой вот такое меню: ( игра «повар –ученик»)
Борщ с фасолью 43р
Пюре картофельное 31 р слайд 7
Каша гречневая 17 р
Жаркое по-домашнему 45р
Макаронные изделия с сыром 51р
Котлета 57р
Яйцо отварное 21 р
Салат из свежих овощей 30р
Хлеб пшеничный 5 р
Бутерброд с сыром 22 р
Чай с сахаром 3 р
Компот 7 р
Мы говорим с вами о потребностях семьи. Но что нужно для того, чтобы мы могли удовлетворить свои потребности?
А откуда берутся деньги в семейном бюджете на наши потребности?
Можем ли мы тратить денег столько, сколько нам хочется? Почему?
Значит, как нужно относиться к деньгам? Какие бы вы дали советы по поводу отношения к деньгам?
На чём вы можете сэкономить? (вспомним басню И А Крылова «Ворона и Лисица»)
Я вам раздам небольшие памятки по финансовой грамоте. Надеюсь, что они помогут вам экономить семейный бюджет, сэкономленные деньги пустить на семейные потребности.
Памятка по финансовой грамотности
1..Старайтесь планировать бюджет и следовать ему. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
2. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
3. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
4. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
5. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
6. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
Слайд 8
А теперь, давайте подумаем, всё ли можно купить за деньги?
Есть вещи, которые нельзя купить ни за какие деньги.
Например, учитель говорит: «За деньги можно купить кровать», а учащиеся замечают: «Но не сон».
Учитель читает начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)
– за деньги можно купить часы… (но не время)
– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)
– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)
– за деньги можно купить дом… (но не семью)-
за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)
– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье, не хорошее настроение)
Итог.
-О чем мы говорили с вами на занятии? Что такое семейный бюджет? Что относится к потребностям семьи?
-Что нового вы узнали?
-Что вам понравилось на занятии?
Кому было интересно на занятии?
Что нового вы узнали?
Кто из вас будет применять полученные сегодня знания в жизни?