Семья и школа: сотрудничество в формировании семейных ценностей у младших школьников | Хныкина Оксана Михайловна. Работа №350945
Школа- один из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. В нашей гимназии МАОУ "Гимназия имени Ю. А. Гарнаева" сложилась система работы по формированию семейных духовно- нравственных ценностей. Она основана на традициях, присущих нашему оброзавательному учреждению, на сотрудничестве с семьями
Семья и школа: сотрудничество в формировании семейных ценностей у младших школьников.
Хныкина О.М.
2024 год Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023г № 875 был объявлен Годом семьи. В год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи. Крепкая семья- залог стабильности и процветания общества.
Школа – один из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, она способна внести свою лепту в формирование семейных духовно-нравственных ценностей. Для школы чрезвычайно важным является укрепление института семьи, так как семья играет приоритетную роль в развитии и воспитании детей. Семья – колыбель духовного рождения человека. Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве так как - это важный и сложноорганизованный процесс, целью которого является воспитание у ребенка позитивных установок на семью. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций. Задача каждого образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
В нашей гимназии сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она основана на традициях, присущих нашей гимназии, на сотрудничестве с семьями, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и предусматривает комплекс мер, направленных на пропаганду положительного опыта семейного воспитания.
Целью работы в данном направлении является активизация работы с семьей через привлечение родителей к воспитательному процессу в школе, обеспечение полного взаимопонимания и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Перед педагогами школы стоят следующие задачи:
пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, традиций;
создать условия для формирования у обучающихся понятия ценности семьи, толерантного отношения и уважения к семьям одноклассников
воспитания чувства любви и гордости за свою семью; сплотить обучающихся и родителей, через привлечение к участию в детскородительских мероприятиях;
помочь родителям в раскрытии их потенциальных воспитательных возможностей, а детям увидеть творческую индивидуальность их родителей;
знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, находить пути преодоления трудностей;
формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей; сделать школу и семью союзниками в воспитании детей
Взаимодействие семьи и гимназии происходит по следующим направлениям:
1. Обмен информацией: Семья и гимназия регулярно обменивается информацией о ценностях, которые являются наиболее важными на данный момент. Это осуществляется через родительские собрания, письма, чаты, электронную почту и другие коммуникационные средства.
2. Совместное обсуждение: Семья и гимназия проводит совместные обсуждения о ценностях, чтобы обучающиеся могли лучше понять их значение и применение в жизни. Это классные часы, тематические встречи или специальные мероприятия, анкетирование.
3. Сотрудничество в образовательном процессе: Семья и гимназия сотрудничает в образовательном процессе, чтобы дети могли видеть связь между ценностями, которым они учатся в школе, и их применением в реальной жизни.
4. Создание совместных проектов: Семья и гимназия создают совместные проекты, которые помогают детям применять ценности в практической деятельности. Это организация благотворительных акций, благотворительные ярмарки, экологических проектов, культурных мероприятий
Для реализации поставленных задач одним из важнейших моментов работы является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей. Это решается средствами учебных предметов, среди которых в начальной школе, например, особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Родители с детьми готовят совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья». Наши семьи ежегодно становятся победителями муниципальных конкурсов « Моя семья», «Эмблема моей семьи» В хорошем, крепком коллективе традиции семьи переплетаются с традициями класса. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, и решает задачи формирования нравственных ценностей (т.е. идет формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.)
На уроках по литературному чтению также уделяется внимание семейному воспитанию, традициям, необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. Дети вместе с родителями принимают участие в совместном прочтении произведений.
Большую роль в формировании у обучающихся семейных ценностей играют, классные часы, занятия « Разговоры о важном», в ходе которых дети знакомятся с культурноисторическими и этническими традициями российской семьи, у них формируются представления о семейных ценностях, семейных ролях, уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим. Система работы предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов в учебно-воспитательном процессе. Такое сотрудничество между гимназией и семьей осуществляется через ряд внеклассных мероприятий.
Это концерты для родителей, совместные праздники, спортивные мероприятия, участие родителей в социальных проектах. Традиционными для гимназии являются мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «День матери», «Дни именинника », «Масленница», Квест-игра семейных команд «Дочки-матери , совместные походы , посещение театра, музея. Подготовка, организация - всё это требует сотрудничества, более тесного общения, также сближает учителя, детей и родителей.
Родители и дети принимают активное участие в различных социальных акциях « По страницам истории мая», «Всей семьёй - на выборы!, «Весенняя неделя добра», флешмоб « А моя бабушка/ дедушка может», благотворительные ярмарки и др. Очень часто родители, дедушки и бабушки становятся гостями на классных часах с целью поделиться своими знаниями о профессиях, об исторических событиях нашей Родины, проводят мастер-классы по изготовлению различных поделок. Данные мероприятия способствуют возрождению семейных ценностей и традиций.
В преддверии Дня Победы в гимназии проходят различные акции и мероприятия по укреплению традиций чтить память тех, кто защищал нашу Родину. Дети вместе с родителями по крупицам собирают информацию о своих прадедах, близких. родственниках, изучают свои корни, принимают активное участие в акции « Бессмертный полк», с гордостью рассказывают о своих предках .
Заинтересованность родителей в совместной деятельности показало проведение общешкольных родительских собраний, пропагандирующих положительный опыт семейного воспитания. Это собрание «Родительская гостиная», «Школа и семья – созвездие талантов» и др. Такое общение позволяет ближе познакомиться с семьями обучающихся, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Деловая игра
Сейчас мы с вами организуем небольшое родительское собрание « Семейный совет».
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались с вами на наш Семейный совет. Сейчас вы не просто мамы и папы, а члены нашей большой дружной семьи. Семейный совет, на котором собираются все члены семьи, необходим для того, чтобы всем вместе обсудить какую-либо ситуацию или спланировать дальнейшую жизнь на определенный период времени. - Тема нашего сегодняшнего заседания: «Семейные традиции». Обратите внимание на то, что Семейный совет - это и есть одна из традиций семьи. - Предлагаю вам разделиться на три группы: группа мам, пап и детей. А помогут нам в этом эти карточки, на которых изображен силуэт взрослых (мужчины и женщины) и ребенка. Родители по-порядку вытягивают карточки с изображением мужчины, женщины и ребенка и вставляют ее в бейджик; рассаживаются по группам
Учитель: - Итак, наш совет начинает свое первое «заседание». Какой вопрос можно обсудить на Семейном совете? Давайте спросим об этом наших пап.
- А пока папы думают, мамам предлагается задание: вспомнить или придумать, какие «теплые и нежные слова» вы говорите своим домочадцам перед обедом или ужином, когда встречаете или провожаете их на работу, в школу, в детский сад.
- Третьей группе – нашим «детям» такое задание: нарисовать открытку к празднику маме или папе.
Группы работают над своими заданиями, по окончании представляют свои творческие результаты. Учитель записывает высказывания родителей на доске, оформляет выставку открыток. Учитель: - Молодцы, все вы очень ответственно и творчески подошли к выполнению заданий. Что у нас получилось? А получились у нас еще три традиции, которые вы можете ввести в свою семью. - Как же создать семейную традицию? Для того чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев.
Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:
1. Собственно, придумайте саму традицию. Событие должно быть ярким, позитивным, запоминающимся. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
2. Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями: должны быть задействованы зрительные образы, звуки, даже запахи – все, влияющее на чувства и восприятие – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
3. Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
4. Закрепляйте традицию. Традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась, и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать. Принципы создания семейных традиций: - Интересы и желания Вашей семьи - Простота выполнения - Возможность выполнять
Основой создания традиций могут служить:
☼ Хобби каждого члена семьи
☼ Интересы и желания
☼ Правила принятые в обществе
☼ Традиции Ваших родителей или других семей
☼ Национальные ритуалы, правила
Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению обучающимся понятий и представлений о семейных ценностях, развитию умения видеть ценность в предметах. Дети и родители становятся активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.