Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семья как основной институт воспитания ребёнка | Тищенко Елена Юрьевна. Работа №242442

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тищенко Елена Юрьевна
Семья. Социальные функции семьи. Виды внутрисемейных отношений. Основные стили воспитания.

Семья как основной объект воспитательной работы

Семья – это сообщество, основанное на браке супругов (отца, матери) и их холостых детей (собственных и усыновленных), связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья создается на основе брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным основам общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. 

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. 

Семейная роль – один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д.

Для того чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи.

Именно поэтому, индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение.

Семья выполняет ряд важных социальных функций:

воспитательная

– социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

хозяйственно-бытовая

– поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

экономическая

– получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

сфера первичного социального контроля

– моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

духовного общения

– развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

социально-статусная

– предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

досуговая

– организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

эмоциональная

– получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Очевидно, что семья является своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие. Допустим у тревожных матерей, часто вырастают тревожные дети. Честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности. Несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Отношения между людьми в семье включают четыре основных вида внутрисемейных отношений:

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические отношения включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку.

Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения: авторитет, руководство, подчинение и пр.

Культурные –это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет.

Культура общения в семье предполагает взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.

Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

Таким образом, очевидно, что семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров:

с

оциально-культурный

пара

метр семьи зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;

социально-экономический

 определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;

технико-гигиенически

й

зависит от условий проживания,

оборудованности

жилища, особенностей образа жизни;

демографический

 определяется структурой семьи.

Становление личности ребёнка зависит от его окружения, а в семье складывается социальная ситуация и формируется зона ближайшего развития ребенка: через отношение маленького человека с родными людьми, через особенности общения, семейные ценности и ориентиры.

Рассмотрим стили воспитания ребенка в семье и их взаимосвязь с типами семей и влиянием их на развитие личности подрастающего ребенка.

Обозначают три основных стиля воспитания:

авторитарный: 

общение детей с родителями нарушается; часть подростков идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными;

демократический:

 

контроль обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое; формирование взрослости происходит без особых переживаний и конфликтов;

попустительский

:

 

подростки из семей с данным стилем воспитания часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ценностей.

Исходя из представленных стилей воспитания детей, рассмотрим некоторые типы семей и тенденции условий развития детей подросткового возраста в них.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью постепенно, по мере взросления ребенка, изменяет стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости и, не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы, что подтверждает готовность к сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье – сохранение чувства самоуважения у подростка.

Ребенок в такой семье развивается вполне благополучно, он строит свои отношения с окружающими преимущественно по адекватно лояльному типу, так как родителями созданы благоприятные условия для его духовного развития.

Семья отчужденная. В этой семье к ребенку, как в детстве, так и в подростковом возрасте относятся так же, как и в детстве, – им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Такой стиль откладывает отпечаток в развитие характера ребенка: он или тоже становится носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него складывается комплекс собственной неполноценности. У подростков из таких семей, как правило, преобладают агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения. Ребенок чувствует себя лишним, он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении, но в общении со сверстниками дублирует, зачастую, способы взаимодействия в семье.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам предъявляет жесткие требования, независимо от возраста ребенка. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания. В авторитарной семье ребенок так же одинок, несчастен и неуверен в себе в любом возрасте. Подросток же из таких семей становится или, носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми, или демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе человека.

Семья с попустительским отношениемВ такой семье ведущим принципом является принцип вседозволенности, поэтому к подростковому возрасту ребенок хорошо осваивает способы манипулирования родителями. Основными чертами характера подростков из таких семей является эгоизм и сопутствующая ему конфликтность. Подросток из семьи с попустительским стилем отношения к нему обычно не усваивает позитивных форм общения, он опирается на собственный эгоизм, агрессию. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.

Семья гиперопекающая. Ребенок в такой семье растет под пристальным вниманием и заботой родителей. Родители не расстаются с ребенком, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями, что развивает неуверенность в себе. В такой семье даже в подростковом возрасте ребенок не может сам построить позитивные отношения, в случае необходимости не может дать отпор, он пассивен, принужденно лоялен, инфантилен по своим социальным реакциям. Зачастую это становится предметом насмешек сверстников.

В неполной семье (здесь чаще нет отца), особенно к подростковому возрасту, ребенок начинает себя чувствовать особенно некомфортно. Ведь именно в этот период возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями обоего пола. Кроме того, для подростка очень значима его общая социальная ситуация, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.

Неблагополучная семья. Речь идет о семьях, где родители постоянно конфликтуют друг с другом, принимают алкоголь, наркотики, ведут аморальный образ жизни, не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка, злоупотребляют родительскими правами, жестоко обращаются со своими детьми. Подросток, из такой семьи, может быть причислен к алкоголизирующей или наркотизирующей группе.

В семье может быть одновременно множество разнообразных стилей общения. Описанные типы и стили отношений в семье демонстрируют лишь тенденции условий развития личности ребенка, но не указывают на то, что именно так и будет происходить с детьми в каждой из описанных семей.

Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в разных типах семей :

общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми;

отсутствует совместная деятельность;

дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей.

Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Нарушение семейных отношений часто является причиной формирования девиантного (отклоняющегося) поведения детей. Отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×