Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семья как система: роль педагога-психолога в поддержке школьника | Никитина Зиля Сабитовна. Работа №346365

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Семья является важной системой, в которой развивается личность ребёнка, формируются его основные установки и социальные навыки. В статье рассматривается семья как система, её влияние на эмоциональное, социальное и когнитивное развитие школьника, а также роль педагога-психолога в поддержке учащегося в сложных семейных ситуациях. Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями, коррекции воспитательных стратегий и созданию условий для успешной адаптации школьника в коллективе. Рассматриваются методы работы педагога-психолога в семье с целью стабилизации эмоционального состояния школьника.

Ключевые слова: семья, система, школьник, педагог-психолог, взаимодействие с родителями, поддержка.

СЕМЬЯ КАК СИСТЕМА: РОЛЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПОДДЕРЖКЕ ШКОЛЬНИКА

 

Никитина Зиля Сабитовна, педагог-психолог

МБОУ Центр образования «Полярная звезда», структурное подразделение Начальная общеобразовательная школа «Перспектива»

п. Тазовский

 

Аннотация. Семья является важной системой, в которой развивается личность ребёнка, формируются его основные установки и социальные навыки. В статье рассматривается семья как система, её влияние на эмоциональное, социальное и когнитивное развитие школьника, а также роль педагога-психолога в поддержке учащегося в сложных семейных ситуациях. Особое внимание уделяется взаимодействию с родителями, коррекции воспитательных стратегий и созданию условий для успешной адаптации школьника в коллективе. Рассматриваются методы работы педагога-психолога в семье с целью стабилизации эмоционального состояния школьника.

Ключевые слова: семья, система, школьник, педагог-психолог, взаимодействие с родителями, поддержка.

 

Семья играет центральную роль в жизни ребёнка, оказывая решающее влияние на его развитие, эмоциональную устойчивость и социальную адаптацию. В условиях современной школы семья остаётся ключевым фактором, который влияет на успехи и проблемы школьника, его мотивацию и отношение к учёбе. Педагог-психолог, работающий в школе, должен рассматривать семью как важную систему, в рамках которой формируется личность ребёнка и где возникают и решаются многие трудности в обучении и социализации. Роль педагога-психолога заключается в том, чтобы оказывать профессиональную помощь как самому школьнику, так и его родителям, способствуя гармоничному развитию ребёнка и его успешной адаптации к школьной жизни.

Семья – это система, в которой каждый её член выполняет определённую роль и оказывает влияние на других. Для ребёнка семья является первым социальным институтом, в котором он учится взаимодействовать с миром, строить отношения и понимать собственные эмоции. Взаимодействие внутри семьи строится на основе взаимозависимости и взаимовлияния её членов. Это означает, что изменения в поведении одного члена семьи неизбежно отражаются на остальных. Если в семье возникают конфликты или нарушения в коммуникации, это может напрямую сказаться на эмоциональном состоянии ребёнка, его успеваемости и поведении в школе.

Проблемы в семье, такие как развод, потеря близкого человека, злоупотребление авторитетом или гиперопека, могут привести к серьёзным трудностям в жизни ребёнка. Он может испытывать тревогу, страх, апатию, а также сталкиваться с трудностями в общении со сверстниками. Школьный психолог должен уметь видеть за внешними проявлениями поведения школьника более глубокие семейные проблемы, которые часто остаются скрытыми. Понимание системы семьи и её влияния на ребёнка помогает педагогу-психологу эффективно оказывать помощь школьникам в трудных жизненных ситуациях.

Основная задача педагога-психолога заключается в создании благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка в школьной среде. Психологическая поддержка школьника включает в себя не только работу с самим учеником, но и взаимодействие с его родителями. Важным аспектом является диагностика семейных проблем, выявление дисфункций в семейных отношениях и разработка рекомендаций для родителей по оптимизации воспитательных стратегий.

Работа педагога-психолога строится на принципах уважения к каждой семье и понимания её уникальности. Психолог не может изменить семейную систему, но может оказать поддержку в улучшении коммуникации между членами семьи, помочь родителям понять, как их действия и отношение влияют на ребёнка. Важно научить родителей устанавливать позитивные воспитательные стратегии, основанные на уважении, доверии и поддержке ребёнка, а не на наказаниях и постоянном контроле.

Школьный психолог также играет важную роль в адаптации ребёнка к школьной среде, особенно в случае, если он сталкивается с трудностями в семье. В таких ситуациях ребёнок может проявлять агрессию, замкнутость, сниженный интерес к учёбе, что требует деликатного подхода со стороны специалиста. Психолог должен работать как с самим ребёнком, так и с его учителями, чтобы создать условия для максимального комфорта и безопасности школьника в образовательной среде. Работа с эмоциональной сферой ребёнка помогает ему справляться с трудностями, восстанавливать внутреннее равновесие и развивать навыки саморегуляции.

Одним из ключевых элементов в работе педагога-психолога является поддержка родителей. Родители часто не осознают, как их действия влияют на состояние ребёнка. Психолог может помочь родителям понять поведение их детей, осознать причины их эмоциональных и поведенческих проблем и предложить способы их решения. Работа с родителями строится на основе сотрудничества, обсуждения и совместного поиска решений. Родители должны чувствовать, что педагог-психолог не осуждает их, а стремится помочь найти наиболее эффективные способы поддержки их ребёнка.

Психологическое консультирование может включать в себя обсуждение семейных конфликтов, рекомендации по воспитанию и улучшению эмоциональной атмосферы в семье. Психолог помогает родителям найти баланс между контролем и свободой в воспитании, учит их уважать личное пространство ребёнка, поддерживать его инициативы и способствовать формированию уверенности в собственных силах.

Семья как система оказывает огромное влияние на личностное развитие ребёнка и его успеваемость в школе. Педагог-психолог играет важную роль в поддержке школьника, помогая ему справляться с семейными трудностями и адаптироваться к образовательной среде. Важным аспектом работы педагога-психолога является взаимодействие с родителями, помощь в улучшении семейных отношений и создании условий для благоприятного эмоционального развития ребёнка. Сотрудничество между школой, семьёй и психологом помогает создать поддерживающую среду, способствующую гармоничному развитию и успеху школьника.

 

Список литературы

1. Раззакова Р. С. Семья и ее основные функции в воспитании здорового поколения / Р. С. Раззакова, Д. Ю. Матчанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 133-136.

2. Харлова О. Н. Семейные отношения и их влияние на формирование личности ребенка / О. Н. Харлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО «Издательство АСГАРД», 2016. — С. 279-283.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×