Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Семья. Семейные ценности и традиции. | Сабирова Рузия Талгатовна. Работа №343048

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Тема: Семья. Семейные ценности и традиции.

Форма проведения:  занятие внеурочной деятельности для учащихся 4 класса

Направление внеурочного занятия: духовно-нравственное

Цель: создать условия для формирования представлений о семье, ее значении в жизни человека; формирование у обучающихся ценности семейных отношений, семейных традиций.

МБОУ Базарно – Матакская гимназия имени Наби Даули

Алькеевского МР РТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Семья. Семейные ценности и традиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сабирова Рузия Талгатовна

учитель начальных классов

 

 

2024

 

 

 

 

Тема: Семья. Семейные ценности и традиции.

Форма проведения:  занятие внеурочной деятельности для учащихся 4 класса

Направление внеурочного занятия: духовно-нравственное

Цель: создать условия для формирования представлений о семье, ее значении в жизни человека; формирование у обучающихся ценности семейных отношений, семейных традиций.

Задачи:

Обучающие: 

конкретизировать представление детей о понятиях «семья», «семейные ценности», «семейные традиции» 

уточнить элементарные представления о семейных ценностях; о родственных отношениях; о необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью

Развивающие:

развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

развивать общие речевые навыки, логическое мышление, наблюдательность

активизировать словарь по теме «Семья»

Воспитывающие: 

формировать умение проявлять внимание,

любовь и

уважения к близким родственникам

содействовать формированию положительного восприятия ребенком своей семьи и его места в ней

.

 

Формируемые УУД: 

Личностные:

 

1)развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы;

2)выработка своей жизненной позиции в отношении семьи, близких людей, самого себя и своего семейного будущего

3)развитие осознания необходимости культуры общения в семье;

4)объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

 

Метапредметные:

 

Регулятивные УУД:

1)умение находить и формулировать проблему занятия вместе с педагогом;

2)умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий;

3)способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

 

Познавательные УУД:

1) формирование умения обобщать и анализировать полученную информацию, предоставлять информацию в разных формах;

2)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

3)развитие способностей к творческому мышлению.

 

Коммуникативные УУД:

1)

донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи;

2)

совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Предметные:

1)

отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия;

2)

уметь различать родственные взаимосвязи;

определять роль в жизни человека культуры семейного общения.

 

Оборудование:

компьютер, проектор, экран

;

презентация

« Семья

и семейные традиции»;

магнитная доска

и карточки по теме «Семейные традиции»

;

 

 

 

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

Приветствие обучающихся.

Эмоциональный настрой.

 

Добрый день!

Сели ровно, оглянулись. Друг другу улыбнулись И в работу окунулись.

 

Садитесь.

 

Улыбаются друг другу, садятся за парты

II. Определение темы занятия.

Постановка цели.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека … А чтобы узнать, о чём пойдет разговор, давайте отгадаем ребус.

Слайд 2 (Ребус 7 Я)

 

 

-Послушайте стихотворение М. Шварца, чтение которого подготовили ваши одноклассники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Итак, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

 

Все верно. А полностью наше занятие называется «Семья. Семейные ценности и традиции» Подумайте, какие цели будут у нашего занятия?

Итак, мы разберемся, почему семья важна для человека, узнаем, что такое семейные ценности, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями,, выясним, какие бывают традиции семьи.

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают ребус: «Семья»

 

Заранее выучившие стихотворение ученики читают:

Семья – словечко странное,    
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?

Не надо думать и гадать,           
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

– А если есть собака?             
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,           
Выходит Во! – семья.

Формулируют ответ. (Тема занятия – «Семья»

 

 

 

 

Формулируют ответы.

III. Основной этап

 

1)Определение понятия «семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Игра «Четвертый лишний»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)Работа с пословицами и поговорками о семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4)Работа с понятием «семейные ценности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Физкультминутка «Семейная зарядка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6)Работа с понятием «Семейные традиции»

-Для начала я хотела бы у вас узнать. Что такое семья? Как вы понимаете это слово?

 

-Молодцы. А я предлагаю прочитать значение этого слова в словаре С. И. Ожегова.

 

 

 

 

 

Слайд 3

(Семья – это группа живущих вместе близких родственников. Словарь русского языка С. И. Ожегова)

 

 

 

 

 

-Кого можно назвать родственниками?

 

-Совершенно верно, именно из этой группы людей получается большая, дружная семья.

 

 

 Я предлагаю вам игру «Четвертый лишний».
Задание: определить, кто из этих людей не является родственником? 

* Мама, соседка, бабушка, сестра. 

* Бабушка, подруга, сестра, мама. 

* Сестра, продавец, бабушка, брат. 

Дворник, брат, папа, дедушка. 

* Дедушка, папа, водитель, прадед.  

 

 

-Издавна народ складывал о семье пословицы и поговорки. Давайте выясним какие вам известны.

Пословицы и поговорки рассыпались. Нужно их собрать и объяснить.

 

Слайд 4 (Пословицы и поговорки о семье рассыпались.)

ачальные части пословиц и поговорок находятся в одном столбике, а концовки располагаются в другом столбике).

 

 

Слайд 5 (пословицы и поговорки целиком)

 

Пословицы и поговорки о семье:

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

«Согласие да лад в семье — клад».

«Семья — опора счастья».

«У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед».

«Дерево держится корнями, а человек — семьёй».

«Семья в куче — не страшна и туча».

 

-Пословицы и поговорки отражают то, чем люди дорожат в жизни, то, что особенно ценят

.

Слайд 6

Ценности – то, что человек особенно ценит в жизни, чему придает особый положительный смысл.)

 

Слайд 5 (пословицы и поговорки целиком)

-Давайте еще раз посмотрим на наши пословицы и поговорки и попробуем определить, какие семейные ценности помогают людям сделать жизнь семьи счастливой.

 

7 Слайд

Семейные ценности: любовь, уважение, доверие, взаимопонимание, взаимопомощь, терпение, умение прощать, забота, …

 

-Итак, мы с вами выяснили, что такое семейные ценности.

 

 

А сейчас давайте представим, что идем на прогулку и немного разомнемся:

 

Осенью, весной
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает

Повороты в право-влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой

 

 -Мы с вами делали зарядку все вместе. Вот и в семье люди многое делают вместе: вместе отдыхают и отмечают праздники, вместе трудятся на даче и наводят в доме порядок. Конечно все семьи разные. В каждой семье свои привычки, обычаи, традиции.

 

- А что означает слово традиция? 

 

-Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения)

Слайд8

Традиции семьи – это обычаи, привычки, практическая деятельность, которые передаются из поколения в поколение.

 

- Для чего нужны семейные традиции?

-Верно. Чтобы семья была крепкой и дружной.

 

-Расскажите о традициях своей семьи.

(На магнитной доске учитель помещает карточку с надписью Семейные традиции.

Учитель помогает детям наводящими вопросами, записывает на доске к какому виду семейных традиций можно отнести тот или иной рассказ)

Какие интересные традиции есть в вашей семье?

А есть ли у вас дома фотоальбом, в котором хранятся фото бабушек и дедушек, мам и пап?

Иногда в семье хранятся вещи, которые дороги, как память о предках: медали и письма воевавшего прадедушки, кружевная салфетка, вышитая прабабушкой, и т.д. Есть ли в вашей семье такие вещи?

В процессе рассказов детей вокруг карточки «Семейные традиции» появляются карточки с надписями Праздники и отдых;

Посещение родственников;

Повседневные дела;

Совместный труд;

Семейный архив;

Семейные реликвии)

 

 

-Спасибо за интересные рассказы о ваших семейных традициях.

 

Слайд9

Традиции семьи…

В них мудрость наших предков.

Традиции семьи…

В них времени печать.

Традиции семьи –

Прекрасное наследие.

Его мы будем детям завещать.

И. Некрасова

 

-Давайте подведем итог, о каких семейных традициях мы сегодня поговорили?

 

Слайд10

Семейные традиции: (посередине, а остальные слова вокруг)

Праздники и отдых;

Посещение родственников;

Повседневные дела;

Совместный труд;

Семейный архив;

Семейные реликвии;

-Семейные традиции – это то, что создают сами члены семьи. И вы тоже можете начать новую традицию. Например, приготовить родителям завтрак в выходной день, или записать воспоминания членов семьи в специальный альбом, поместить в нем фото родных. Подумайте над этим предложением дома.

А нам пора подводить итоги нашего занятия.

 

Высказывают свои мнения о том, что такое семья в их понимании.

 

1 ученик находит в словаре С. И. Ожегова определение слова «семья», читает: «Семья – это группа живущих вместе близких родственников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тётя.

 

 

 

 

 

 

 

Дети определяют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Дети определяют, где начало и конец каждой пословицы.

 

 

 

 

Дети объясняют смысл каждой пословицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся высказывают предположения.

 

 

 

Дети рассказывают о традициях своих семей.

IV. Заключительная часть.

Подведение итогов. Рефлексия.

- Какой была тема занятия?

 

-Доскажите предложения:

 

1) Семья для меня – это…

 

2)Семейные ценности, которые, делают семью счастливой – это…

 

3)Семейные традиции, которые я хочу продолжать в своей семье, когда вырасту –это…

 

 

-Спасибо вам за активное участие.

Закончить наше занятие я хочу небольшим четверостишьем о семье.

Слайд 11

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно, семья – это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно.

 

 

Высказываются по поводу пройденного занятия, дополняют предложения.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×