"Семья в процессе подготовки ребенка к школе" | Котлярова Анна Витальевна. Работа №310501
Школа – это новая ступенька в жизни ребенка и в жизни семьи. Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, связывающее его жизнь с общественной средой. Обоснование необходимости подготовки детей к школе. Роль игровой деятельности в развитии мышления и речи дошкольника. Понятие "готовность к школе" включает наличие определенного набора знаний, умений и навыков. Возможные трудности родителей при подготовке ребенка к школе.
Семья в процессе подготовки ребенка к школе
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду и школе.
Школа – это новая ступенька в жизни ребенка и в жизни семьи. Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он подготовлен. Формированием готовности к школе в семейных условиях занимались М.М. Безруких, С.П. Ефимова, С.В. Коноваленко. Ими рассматривалась психологическая и социальная готовность, развитие психофизиологических функций, познавательной деятельности в семейных условиях. Многие авторы указывали на необходимость формирования мотивации учебной деятельности в семье. Ф.А. Сохин рассматривал закономерности подготовки детей к школе в семье.
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики и одной из актуальных проблем в современном образовании. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители. Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой, и это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Родители являются первыми учителями и образцами подражания для ребенка. В формировании нравственно-волевой сферы (важного условия всестороннего воспитания личности ребенка) семье принадлежит ведущая роль. Ведь от того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Понятие готовности к школе включает наличие определенного набора знаний, умений и навыков, в котором должны присутствовать все остальные элементы. Сюда входят мотивационная и личностная готовность, волевая и интеллектуальная, «внутренняя позиция школьника». Не все родители могут подготовить ребенка к школе в домашних условиях так, как это сделали бы педагоги детского сада. Часто сами родители, пытаясь подготовить ребенка к школьному обучению, выбирают «неправильный сценарий» поведения, из-за чего у детей могут сформироваться неверное отношение к школе, страхи и неврозы. Те дошкольники, которые воспитываются в семье, чаще всего приходят в первый класс, не имея «внутренней позиции школьника», с нежеланием учиться и не верными представлениями об учебной деятельности.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка школьной готовности является тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители – согласовывать свои действия с работой детского сада с целью достижения общего результата – правильной и полной подготовки ребенка к школе, которая возможна только в их единстве и сотрудничестве.
Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребенка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Как правило, дети, не посещавшие детский сад, показывают уровень готовности к школе ниже, чем дети, которые ходили в детский сад. Родители «домашних» детей не всегда имеют возможность посоветоваться со специалистом и строят учебно-воспитательный процесс по своему усмотрению, в отличие от родителей, чьи дети посещают дошкольные учреждения, готовятся к школе на занятиях в детском саду. При подготовке их акценты смещаются в сторону формирования специальной готовности (умения читать, писать и т.д.), а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Значительно меньше внимания уделяется формированию общей готовности умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития. Наблюдаются перекосы в формировании мотивации детей, их учебных умений и качеств. Однако все родители сталкиваются с проблемой подготовки детей к школе, но не все могут ее решить.
Подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Ее успешность зависит от соблюдения ряда организационно-педагогических условий. Главное условие – это постоянное сотрудничество ребенка с членами семьи.
Выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей доводить до конца начатое дело. Многие родители понимают, насколько выражено у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ему о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребенку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
Взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд и другие виды деятельности ребенка. Родителям важно понять, что основное значение в подготовке ребенка к школе имеет его собственная деятельность.
Поэтому не нужно сводить роль в подготовке дошкольника к школьному обучению к словесным указаниям.
Особое значение в подготовке дошкольника имеют обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в новых условиях. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы – предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способами получения знаний, от направленности его интересов, от произвольности поведения.
При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научиться внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребенок. Это приучает его анализировать суть прочитанного, воспитывать ребенка нравственно, кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате усилий родителей с их помощью ребенок учится правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.
У ребенка, поступающего в школу, важно развить эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.
Необходимо в семье способствовать развитию и совершенствованию игровой деятельности. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребенок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребенок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.
Нужно учить рисовать, лепить, вырезать, наклеивать, конструировать. Делая это, ребенок переживает радость творчества, отражает свои впечатления, свое эмоциональное состояние. Рисование, конструирование, лепка помогают научить ребенка видеть, анализировать окружающие предметы, правильно воспринимать их цвет, форму, величину, соотношение частей. Одновременно это дает возможность научить ребенка действовать последовательно, планировать свои действия, сравнивать результаты с тем, что задано, задумано. И все эти умения тоже окажутся чрезвычайно важными в школе.
Общение с родителями, в том числе и совместные занятия, должны доставлять ребенку удовольствие и радость, стимулировать познавательную активность, формировать учебно-познавательную мотивацию.
Готовить ребенка к школе – это не только обеспечить количество определенных представлений, но и сформировать в нем психологическую готовность к обучению – интерес и потребность к познанию нового, трудолюбие, усидчивость, внимание, память, логическое мышление, способность к волевым усилиям. А это достигается не только путем специальных занятий, но и в результате знакомства с окружающей жизнью – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками. Подготовка к школе требует комплексного подхода: надо помогать ребенку «умнеть» за счет всевозрастающей умственной активности, накапливания определенной суммы доступных знаний, а также приобретаемых им психологических качеств.
На протяжении всего дошкольного детства деятельность взрослого играет большую роль в развитии ребенка. Он выполняет функцию передачи социального опыта детям.
Проанализировав трудности родителей в подготовке детей к школе в семейных условиях, а также цели, задачи этой подготовки, виды готовности ребенка к школьному обучению, Н.П. Сазонова, О.Б. Здмитрючкова выделяют ряд обязательных функций, которые необходимо реализовывать в семье. Эти функции следующие: мотивационная, интеллектуальная, социальная (состоит в том, чтобы научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, осознавать нормы и правила поведения, в формировании умений подчиняться интересам и обычаям детской группы, действовать совместно с другими, проявлять необходимые для школы личностные качества: целеустремленность, настойчивость, ответственность, самостоятельность), организационная (заключается в процессе подготовки ребенка к школе, систематизации своих действий, опираясь на педагогическую литературу, результаты диагностик; в выборе образовательного учреждения, консультационного центра, оказывающего помощь в подготовке ребенка к школе), самообразовательная.
Вывод
Таким образом, процесс подготовки детей к школе – комплексный и многосторонний. Семья для дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой, и это очень важно. В формировании нравственно-волевой сферы (важного условия всестороннего воспитания личности ребенка) семье принадлежит ведущая роль. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна. Главное условие – это постоянное сотрудничество ребенка с членами семьи.