Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра | Пыринец Людмила Владимировна. Работа №305550
Актуальность выбора методической темы «Сенсорная интеграция детей с РАС в образовательном процессе» обусловлена, прежде всего, тем, что в специальной литературе не достаточно освещена тема помощи детям с нарушением обработки и интеграции сенсорных сигналов. А между тем нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий.
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 46 Калининского района г.Санкт – Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия»
«Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе»
Разработчики: Учитель: Пыринец Людмила Владимировна.
Санкт – Петербург
2019 - 2020г
Оглавление:
Глава 1. Сенсорная интеграция и её дисфункция .........................
1.1. Введение…………………………………… ………………………………………. стр.3-5
1.2.Зарубежный опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра…………………………………………… стр.6
1.3. Российский опыт работы по сенсорной интеграции……………. стр.7-8
Глава 2. Сенсорная интеграция.
2.1. Характеристика сенсорных систем………………………………………. стр. 9-12
2.2. Симптомы нарушения сенсорной интеграции……………………… стр. 13
Глава 3.
3.1. Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе…………………………………………………………………………… стр. 14-19
3.2. Анализ результатов работы по сенсорной интеграции……….. стр. 21-22
Заключение……………………………………………………………………………………стр. 23
Список литературы………………………………………………………………………. стр. 24
Приложение 1………………………………………………………………………………. стр. 25-29
Приложение 2……………………………………………………… стр. 30-44
Приложение 3………………………………………………………………………………. .стр. 45-47
Глава 1. Сенсорная интеграция и её дисфункция.
1.1. Введение.
Актуальность выбора методической темы «Сенсорная интеграция детей с РАС в образовательном процессе» обусловлена, прежде всего, тем, что в специальной литературе не достаточно освещена тема помощи детям с нарушением обработки и интеграции сенсорных сигналов. А между тем нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с расстройством аутистического спектра. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Именно дисфункцией сенсорной интеграции объясняется «странное» поведение ребенка с расстройством аутистического спектра: стереотипии, ритуалы, самостимуляции, аутоагрессия, эхолалия. С помощью такой защиты, ребенок старается снизить болезненно-травмирующие ощущения, успокоить себя, почувствовать контроль над ситуацией и обрести безопасность в своем уникальном мире.
Восприятие сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального развития, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать его, слышать название и понимать, о чём идёт речь. Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Многие проблемы обучения и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации. Для них характерна неспособность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить точную картину реального окружения. Например, для некоторых детей понять, что им говорят, если к ним в это же время прикасаются, невозможно: они либо понимают, что им говорят, но не чувствуют прикосновения, либо чувствуют прикосновение, но не понимают, о чем идет речь Д. Вильямс. В данной ситуации мы имеем дело с дисфункцией сенсорной интеграции или нарушением процесса переработки информации, поступающей от органов чувств. Люди с дисфункцией сенсорной интеграции имеют моноканальный характер восприятия: они вычленяют их широкого спектра сенсорных сигналов отдельные аффективно значимые для них раздражители цвета, формы, звуки, запахи и пр., поэтому окружающий мир выступает для них как хаотичный и раздробленный.
Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:
1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;
2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.
В первом случае свойственна повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляющаяся как непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях и т.д. С целью избегания дискомфортных впечатлений ребёнок пытается оградить себя от направленных воздействий, выстраивая систему пассивных отрешённость или активных сопротивление защит от внешнего вмешательства и формируя отрицательную избирательность к сенсорным стимулам: в центре его внимания оказывается то, что он не любит, не принимает, боится. Например, ребёнок избегает зрительного контакта, боится большого скопления людей, не переносит некоторые звуки и прикосновения, отказывается от ношения определённой одежды, скован и осторожен в движениях и др. Во втором случае, при дефиците активных положительных контактов с окружающей действительностью, имеет место снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. У ребёнка наблюдается особая захваченность отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, соприкосновением, изменением положения тела в пространстве, ощущением своих мышечных связок и суставов. Это могут быть однообразные манипуляции с предметами, взмахи рук, застывания в определенных странных позах, избирательное напряжение отдельных мышц и суставов, бег по кругу, прыжки, кружение, раскачивание и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления. Таким образом, дисфункция сенсорной интеграции проявляется через ограничения поведенческого спектра: гиперфункция — в виде сенсорных защит, гипофункция — в виде сенсорной аутостимуляции.
Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, которое осуществляется либо непосредственно, либо опосредованно с помощью опроса его ближайшего окружения. Очевидно, что дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.
Целью нашей работы является обогащение чувственного опыта детей, создание связей в головном мозге, путем экспериментирования, игр, продуктивной деятельности с песком, сыпучими, природными материалами, знакомство со свойствами предметов, снижение двигательного беспокойства.
Цель – решение задач сенсорной интеграции детей подготовительного класса в условиях образовательного процесса.
Были поставлены следующие задачи:
1. Развивать осознание ребенком положение собственного тела в пространстве
2. развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт
3. развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику детей
4. повышать уровень знаний родителей о сенсорном воспитании
1.2. Зарубежный опыт работы по сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра
В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР активно используется метод сенсорной интеграции. Этот метод был разработан американским трудотерапевтом Джин Айрес Jean Ayres, 1923-1988 г, и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он также нашёл своё применение в работе с детьми, имеющими трудности в обучении, гиперактивность; в лечении неврологических и дементных взрослых больных. После смерти д-ра Ayres в начале 90-х годов метод продолжали совершенствовать другие специалисты. Методы оценки и вмешательства были разработаны, чтобы помочь семьям и педагогам в исправлении и учете недостатков органов чувств. Сфера сенсорной интеграции - это прежде всего лечебный метод, используемый трудотерапевтами, однако он может эффективно применяться и с другими дисциплинами - такими, как логопедия, а также на занятиях в классе. Однако не прошедшие специальной подготовки родители и педагоги не должны стимулировать органы чувств без предварительной консультации со специалистами по данному методу.Дети, страдающие аутизмом, часто испытывают трудности с чувствами. Они могут быть слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства. Терапия сенсорной интеграции, проводимая обычно специалистами по трудотерапии, физиотерапевтами или логопедами, фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов. Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Также над этой проблемой работали последователи Джин Айрес, такие как: У. Кислинг, Хейди М. Сандерс и многие другие, они разрабатывали новые и усовершенствовали уже известные методы помощи при сенсорных нарушениях.
1.3. Российский опыт работы по сенсорной интеграции.
В России проблема сенсорной интеграции детей с нарушением аутистического спектра стала изучаться сравнительно недавно. Многие специалисты в области коррекционной работы с детьми опирались в основном на зарубежную литературу, посвященную этой проблеме. Сейчас, у нас в стране проводится много семинаров, направленных на изучение данной проблемы и подготовку специалистов для работы с детьми с РДА. Во многих коррекционных учреждениях открываются сенсорные комнаты и сенсорные уголки, направленные на реализацию методов сенсорной интеграции. Сенсорная комната представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ТМНР, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Также упражнения для преодоления сенсорных нарушений проводятся непосредственно во время уроков. К сожалению, в нашей стране ещё очень мало лицензированных специалистов, эрготерапевтов работающих над проблемой помощи в сенсорной интеграции детям с расстройством аутистического спектра.
В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия (мы ходим в обуви, одежде, на машине). Мы часто, сами того не замечая, вызываем у детей сенсорные перегрузки зрения - слуха и сенсорный голод всего остального. Примерами могут послужить телевизор, компьютер. Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Глава 2. Сенсорная интеграция.
2.1. Характеристика сенсорных систем.
Сенсорные системы можно разделить на шесть областей. Трудности в каждой из них из них можно разделить на две части: очень высокая (ОВЧ) и очень низкая чувствительность (ОНЧ). Тем не менее, важно помнить, что отличия, проблемы некоторых людей могут включать и очень высокую и очень низкую сенсорную чувствительность одновременно. Итак, рассмотрим отдельно каждую область сенсорной системы, а также узнаем, какого рода дисфункции испытывает человек с аутизмом в каждой из этих систем.
Баланс (вестибулярная система)
Она расположена во внутреннем ухе и предоставляет информацию о положении нашего тела в пространстве и его скорости, направлении и движениях по отношению к действию гравитации. Она является фундаментальной для сохранения баланса и положения тела. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:
ОНЧ
- потребность раскачиваться, качаться, вращаться, бег и «мотание» туда-сюда без определённой направленности.
ОВЧ
- проблемы с деятельностью, которая связана с движением, например, с участием в спорте
- проблемы с тем, чтобы остановиться быстро или во время движения
- укачивание в машине, самолёте.
- проблемы с деятельностью, во время которой голова не смотрит прямо или ноги не стоят на земле
Ощущение собственного тела (проприоцептивная система).
Расположенная в мышцах и суставах наша проприоцептивная система сообщает нам, где находится наше тело. Она также информирует нас о том, где находится каждая часть нашего тела, и какие движения она совершает. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:
ОНЧ
- чрезмерная близость – человек постоянно встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий; «натыкается» на мебель, не может достаточно опустить голову, чтобы избежать удара о ветку дерева и т.д.
- часто сталкивается с другими людьми.
ОВЧ
- проблемы с мелкими моторными навыками и манипуляцией маленькими предметами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков)
- двигает все тело, чтобы посмотреть на что-то, несодружественное движение руками при ходьбе.
Запах (обонятельная система)
Мы ощущаем запах при помощи химических рецепторов в носу, которые сообщают о запахах в нашем окружении. Запах – это чувство, которым часто пренебрегают, и про которое часто забывают. Тем не менее, это первое чувство, на которое мы полагаемся. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
ОНЧ
- некоторые люди вообще не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь
- некоторые люди могут лизать вещи
ОВЧ
- повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом
- неприязнь к животным и людям, которые используют духи, шампуни с сильным запахом и т. п.
Зрение (зрительная система)
Расположенное на сетчатке наших глаз и реагирующее на свет, наше зрение помогает нам различать предметы, людей, цвета, контраст и расположение в пространстве. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:
ОНЧ
- могут воспринимать предметы как более темные, чем на самом деле, плохо распознают линии и очертания предметов
- некоторые могут концентрироваться на периферическом зрении, потому что зрение в центре кажется размытым; другие говорят, что предметы в центре зрения выглядят преувеличенными, а предметы на периферии – размытыми
- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть
ОВЧ
- случаи искаженного зрительного восприятия, кажется, что предметы и яркий свет «скачут» вокруг, «режут» глаза.
- фрагментация зрительных образов вследствие слишком большого количества источников
- фокусирование на мелких деталях (например, песчинках) кажется более приятным, чем рассматривание картины в целом
Слух (слуховая система)
Расположенная во внутреннем ухе, эта система информирует нас о звуках в окружающем мире. Это наиболее широко известный аспект сенсорных нарушений. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:
ОНЧ
- только одно ухо слышит звуки, другое ухо слышит только частично или вообще не слышит
- человек не распознает определенные звуки
- наслаждается шумными местами, кухнями, специально стучит дверью или предметами
ОВЧ
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные
- неспособность «отключаться» от окружающего шума – трудности с концентрацией
- у некоторых пониженный порог слышимости, что делает их крайне чувствительными к слуховой стимуляции, например, они могут прекрасно расслышать разговор на большом расстоянии
Подобные слуховые ограничения могут непосредственно влиять на способность к коммуникации, а также сохранение баланса.
Прикосновение (тактильная система)
Расположенная в коже, самом большом органе тела, эта система распознает прикосновения, виды давления, уровень боли и помогает различать температуру (горячо или холодно).
Прикосновения являются значимым компонентом социального развития. Они помогают нам оценить окружающую среду, в которой мы находимся, и помогают нам реагировать соответственно. У человека аутичного спектра отличия/проблемы этой системы включают:
ОНЧ
- сильно сжимает других людей
- очень высокий порог боли – плохо чувствует температуру, боль
- практикует самоповреждения (аутоагрессия)
- получает удовольствие, если на нем лежат тяжелые вещи
ОВЧ
- прикосновения могут быть болезненными или дискомфортными, часто это приводит к полному избеганию любых прикосновений, что может оказать разрушительное влияние на отношения с другими людьми
- не любит надевать что-либо на руки или стопы
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы
- предпочитает строго определенные виды одежды или ткани
Вкус (вкусовая система)
С помощью химических рецепторов в языке эта система сообщает нам о различных вкусах – сладком, кислом, горьком, соленом и остром. Люди часто начинают сильно ограничивать себя в питании, если их вкусовые сосочки слишком чувствительны. У человека аутичного спектра отличия, проблемы этой системы включают:
ОНЧ
- любит очень острую еду
- ест буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту и т.п.
ОВЧ
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые
- определенная структура еды вызывает дискомфорт, некоторые дети соглашаются, есть только совсем мягкую еду, например, картофельное пюре или мороженое
2.2. Симптомы нарушения сенсорной интеграции.
1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша) ; избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с пониманием и выполнением инструкций; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.
2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
3. Расстройства мышечного тонуса
4. Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики)
5. Двигательная неуклюжесть
6. Трудности в концентрации, импульсивность
7. Быстрая утомляемость
8. Отказ от социальных контактов
9. Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении
10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования
Главной составляющей полноценного развития детей является развитие сенсорной интеграции, т. е. то, как ребенок воспринимает окружающий мир, насколько он совершенно слышит, видит и осязает окружающее.
Для того чтобы в памяти ребенка закрепилось любое понятие, его название, он должен его увидеть, услышать, попробовать и потрогать. И только в этом случае в головном мозге формируется эта связь. Сейчас в коррекционных школах много детей, у которых какая-либо связь или несколько выпадает.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Глава 3.
3.1. Сенсорная интеграция детей с расстройством аутистического спектра в учебном процессе.
В нашем опыте представлена система работы, помогающая развивать сенсорную сферу ребенка на учебных занятиях.
На базе нашей школы открыта сенсорная комната, в которой представлено оборудование, направленное на обогащение чувственного опыта детей, развития тактильных ощущений.
Если у ребёнка отмечается трудности с распознаванием тактильной информации, то в школе могут возникнуть проблемы в продуктивной деятельности. Эти дети не любят рисовать, боятся брать в руки пластилин, неловко действуют с ножницами. В связи с этим могут возникнуть проблемы с поведением, так как такой ребенок может отвечать на взаимодействие с другими детьми - агрессивно.
Практика показывает, что нарушения в эмоционально-волевой сфере и поведении также часто оказываются, связаны с пониженной или повышенной кожной чувствительностью.
Таким детям свойственна:
- раздражительность, нервозность
- трудно принимать даже малейшие изменения, долгая адаптация
- не переносит прикосновений, не смотрит в глаза
- сложности в общении, предпочитает играть один и т. д.
Свою работу по сенсорной интеграции у детей мы осуществляли по нескольким направлениям, а именно:
1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде.
4. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
5. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
Нами б
ыл
о апробировано включение
сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. Благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми
мы достигли
высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и
эмоциональной сферы детей
. Как известно, внимание детей раннего возраста кратковременное, неустойчивое, с наглядно-действенным мышле
нием, поэтому нами
был сделан акцент на игровую форму деятельности. Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма,
неожиданности стала для детей
тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Г
лавным приоритетом
являе
тся
деятельность детей, которая направлена на изучение и обследование окружающего мира.
Нами
были усовершенствованы многие игровые и сенсорные
материал
ы в классе;
дополнены мелким игровым материалом наборы для экспериментирования
с водой
, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;
(
Приложение 1)
вкладыши с основными фор
мами; р
амки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов;
ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;
сенсомоторные коврики
с различными деталями шнуровки;
разработаны и изготовлены различные пособия для развития математических представлений, восприятия цвета, формы, количественных представлений;
разработаны пособия на развитие тактильной сферы, развитие мелкой моторики;
созданы различные материалы для расширения представлений об окружающем мире;
изготовлены пособия для развития речи, составления слов из разрезной азбуки, слоговое лото;
использование различных утяжелителей для рук, ног, плечевого пояса
;
Все эти игры и пособия направлены на развитие сенсорных систем ребенка, имеющего нарушения сенсорной интеграции. Взаимодействуя вместе с педагогом, ребенок выполняет специально подобранные упражнения на зрительно-моторную координацию, ориентацию тела в пространстве, тактильную, слуховую чувствительность. Тем самым стимулируется работа органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
Игры и пособия для вестибулярной системы:
При низкой сенсорной чувствительности:
1.Терапевтические мячи.
У ребенка улучшается координация движений, стимулируется вестибулярный аппарат, повышается концентрация внимания, уменьшается двигательное беспокойство. Занятие можно проводить как во время нахождения ребенка на мяче, так и после.
2. Игра «лошадки».
Посадите ребенка к себе на колени и поиграйте в «лошадок». После нескольких минут игры можно начинать занятие с ребенком. Эта игра так же направлена на стимулирование вестибулярного аппарата и на повышение концентрации внимания, а кроме того повысит эмоциональный фон ребенка.
При высокой сенсорной чувствительности:
1.Необходимо разделять активную деятельность на маленькие шаги, использовать визуальные подсказки, поощрения.
Игры и пособия для проприоцептивной системы:
При низкой сенсорной чувствительности:
1. «Резиновые коврики».
Мягкими надавливающими движениями руками ребенка проводится легкий массаж ладоней. Так же скользящими движениями руки по коврику проводится стимуляция поверхности ладоней.
2. «Резиновые мячики».
Используются мячики с различными поверхностями: гладкие, мягкие, шершавые, игольчатые, с присосками и т.д. Мячики можно аккуратно раскатывать между ладоней, по столу, вылавливать из воды.
3. «Утяжелители» для рук, ног, плечевого отдела.
Одеваются на ребенка на короткое время, на 10-15 минут, во время занятий.
4. «Пластиковые бутылки» с различными наполнителями, для переноски ребенком с места на место.
5. «Прищепки». Помимо воздействия на проприоцептивную систему используются для стимулирования тактильной и зрительной систем.
При высокой сенсорной чувствительности:
1. «Шнуровки» различных видов.
2. «Мозаика»
3. «Рисование»
4. «Сенсорные дорожки» с различной структурой материалов.
5. «Застёжки»
6. «Собери бусы» и т.д., подойдут все занятия для развития мелкой моторики.
Все эти игры и материалы используются для регулирования мышечного тонуса, стимуляции проприоцептивной системы, позволяют ребенку лучше контролировать свои части тела, улучшить общую и мелкую моторику, улучшить координацию движений, способствуют повышению концентрации внимания.
Игры и пособия для зрительной системы:
При низкой сенсорной чувствительности:
1. «Цветная мозаика»
2. «Разноцветные шнуровки»
3. «Разноцветные прищепки»
4. «Цветные кубики»
5. « Забавные зверята»
6. «Подбери по цвету»
7. «Подбери по форме»
8. «Звериный огород»
9. «Волшебные тарелочки»
9. «Найди гараж» и т.д.
При высокой сенсорной чувствительности:
1. Проводить занятия в отдельно отведённом уголке, за ширмой. Избегать излишней зрительной стимуляции, яркого света. Не предъявлять ребенку сразу много предметов, задание давать дозированно.
Все эти игры и материалы используются для улучшения зрительного восприятия свойств и качеств предметов, цвета, формы, размера. Развивают зрительно-моторную координацию глаз-рука, глаз-нога. Значительно улучшают пространственные представления, осознание себя в пространстве и окружающем мире.
Игры и пособия для тактильной системы:
При низкой сенсорной чувствительности:
«
Утяжелители для рук»
«Утяжелители для ног»
«Утяжелитель для плечевого отдела»
«Массажные коврики»
«Игольчатые мячики»
«Жёсткие и мягкие мочалки»
«Сенсорные дорожки»
«Мозаика»
«Прищепки»
«Шнуровки»
«Застёжки»
«Водяной бассейн» с различными предметами
«Лото»
«Вкладыши»
Крупа, горох, фасоль
.
«Волшебный мешочек»
и т.д.
При высокой сенсорной чувствительности:
1. «Мягкие мочалки»
2. «Сенсорные дорожки»
3. «Водяной бассейн»
4. «Мягкие кисточки»
Необходимо всегда предупреждать ребёнка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди, постепенно, аккуратно познакомьте ребёнка с различной текстурой материалов.
Все эти игры и материалы используются для регулирования тактильной чувствительности ребенка и способствуют улучшению координации движений, лучшему осознанию собственного тела в пространстве, значительному развитию мелкой и крупной моторики, пониманию свойств и качеств предметов, осознанию себя в окружающем мире.
Игры и пособия для слуховой системы:
При низкой сенсорной чувствительности:
1. Разговаривайте с ребенком тихо, не повышая голос.
2. Старайтесь уменьшить внешние звуки (закрыть окно, дверь)
3. Используйте только тихую музыку
4. Создайте ребенку специальное место, для занятий отгородив его, например, ширмой.
5. Можно использовать беруши, наушники при попадании в шумные места.
6. Использование визуальных подсказок при перемещении.
При высокой сенсорной чувствительности:
1. Использование визуальных подсказок.
2. Использование карточек.
3. Использование ритмических, музыкальных произведений в сопровождении движений.
4. Пропевание логоритмических цепочек.
5. Имитация звуков окружающего мира.
6. Занятия на соотнесение слова с изображением.
7. Выполнение словесных инструкций и т.д.
Обычно дисфункция сенсорной интеграции проявляется в дефицитарности нескольких сенсорных систем, поскольку они взаимосвязаны, и нарушения одной приводят к проблемам в развитии других. Причём каждая сенсорная система может быть поражена различно, например, ребенок может иметь гипочувствительность к зрительным, обонятельным, вкусовым раздражителям и гиперчувствительность к слуховым, тактильным стимулам. Основой диагностики дисфункции сенсорной интеграции является наблюдение за поведением ребёнка, и с помощью опроса его ближайшего окружения. Дети с дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами. Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами :
1. ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен;
2. ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, он начинает ее жаждать.
Метод сенсорной интеграции предполагает стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Он реализуется в двух глобальных направлениях.
1. Создание специальных средовых условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними адаптация среды с учётом потребностей ребёнка с дисфункцией сенсорной интеграции.
2. Развитие способов полисенсорного восприятия предполагают, во-первых, совершенствование отдельных перцептивных умений зрительных, слуховых, тактильных и др. во-вторых, обучение комплексному использованию этих умений синтез информации, поступающих от различных органов чувств.
Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:
1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов и формирование перцептивных действий.
2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, в том числе мимических и экспрессивных, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности – рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде, играх с водой.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях. (Приложение 2).
3.2. Анализ результатов работы по сенсорной интеграции.
Для анализа результатов работы по сенсорной интеграции детей подготовительного класса, нами было проведено тестирование развития сенсорной сферы детей до начала работы по сенсорному воспитанию и после.(Приложение3). Для проведения тестирования были разработаны критерии оценки развития сенсорной сферы детей и подобраны тестовые задания.
Уровень сформированности сенсорных процессов оценивается в баллах:
0 баллов – задание не выполнено
0,5 баллов – задание выполнено с помощью
1 балл – задание выполнено самостоятельно
Тестовые задания:
Развитие общей и мелкой моторики:
1. Мозаика, вкладыши.
2. Обводки, штриховки.
3. Нанизывание бус.
Тактильно-двигательное восприятие:
1. Волшебный мешочек.
2. Шнуровка.
3. Прищепки.
Слуховое восприятие:
1. Различение звуков окружающего мира.
2. Называние, показ картинок по заданию.
3. Выполнение простых инструкций (встань, подойди ко мне, подними руки)
Восприятие форм, цвета, величины:
1. Называние показ основных цветов.
2. Называние, показ основных геометрических форм.
3. Соотнесение предметов по размеру.
Зрительное восприятие:
1. Нахождение предмета по образцу.
2. Нахождение предмета по контуру.
3. Разрезные картинки.
Восприятие пространства:
1. Ориентация в схеме своего тела.
2. ориентация в помещении класса.
3. Ориентация на листе бумаги.
Основываясь на результатах проделанной работы, можно сделать вывод о том, что благодаря интеграции видов деятельности, форм и методов работы с детьми достигается высокий уровень в работе по сенсорному воспитанию, организации и построению познавательного процесса, формированию коммуникативной и эмоциональной сферы детей. Сенсорная интеграция позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуации, в которых мы находимся, и формирует базу для обучения и социального поведения. Нами было апробировано на практике включение сенсорного компонента в структуру комплексной деятельности детей. В структуру каждого урока и занятия были включены игры на развитие сенсорного воспитания. Каждому ребенку подбирались индивидуальные задания, в зависимости от структуры сенсорной дисфункции. Так, например, детям с нарушением тактильной сферы и нарушением координации движений, были предложены игры с массажным оборудованием, игры с прищепками, утяжелители для рук, что помогло им освоить навык письма. Детям с нарушениями двигательной сферы, были предложены занятия на терапевтическом мяче, использование во время занятий плечевого утяжелителя, что помогло им стать усидчивыми на занятии, повысило уровень концентрации внимания, снизило двигательное беспокойство. Детям с недостаточной зрительной чувствительностью, были предложены игры с яркими зрительными стимулами и т.д.
В результате проведенной работы были достигнуты следующие результаты:
Значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам.
Улучшилось осознание своего тела в пространстве
Снизился уровень двигательного беспокойства.
Улучшился мышечный тонус.
Значительно улучшилась двигательная координация.
Значительно улучшилась концентрация внимания.
Улучшилась способность к обучению и коммуникации.
Значительно улучшился эмоциональный фон.
Список литературы:
Айрес
Э.Джин
«Ребенок и сенсорная интеграция».
Изд. «
Теревинф
» Москва 2012г.
Войлокова
Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «
Каро
» М., 2005г.
Сумнительная
С.И.,
Сумнительный
К.Е. «Домашняя школа
Монтесори
сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
Мери Линч
Барбера
«Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд.
«Рама
Паблишинг
» Екатеринбург 2014
Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд.
«
Теревинф
»
Москва 2013г.
Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА»
Изд
.«
Рама
Паблишинг
» Екатеринбург 2013
Тара
Делани
« Развитие основных навыков у детей с аутизмом»
Изд
.«
Рама
Паблишинг
» Екатеринбург 2014
Составители:
Битова
А.Л.,
Борисовская
О.Б. «Педагогика, которая лечит»
Изд.
«
Теревинф
»,
Москва 2013г.