Сенсорное развитие детей дошкольного возраста. Песочные фантазии. | Юлия Анатольевна Пономарева. Работа №355689
Знакомство с техникой рисования песком - песочная анимация.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания детей.
Тема: «Песочные фантазии»
Автор проекта: Пономарева Юлия Анатольевна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №21 «Рощица» (МБДОУ №21)
Мысковский городской округ
Воспитатель
Введение
«Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!»
К.Д. Ушинский
Дети очень любят игры с водой и песком. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохорова. Исследованы своеобразие и виды детского экспериментирования (Н. Н. Поддьяков, рассмотрены возможности организации экспериментирования в детском саду (О. В. Дыбина, Л. Н. Прохорова) .
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Ж. Пиаже: он проанализировал значение этой деятельности для детей и подростков, доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами. Важнейшая особенность экспериментирования, согласно Н. Н. Поддъякову, состоит в том, что в процессе его осуществления человек приобретает возможность управлять тем или иным явлением: вызывать или прекращать его, изменять это явление в том или ином направлении. Все эти основные особенности эксперимента, правда, в зачаточной форме, отмечаются и в экспериментировании детей с предметами и явлениями. Наиболее полную и развернутую оценку этих игр мы находим у Е. И. Тихеевой. Рассматривая игровые возможности каждого материала в отдельности, Е. И. Тихеева показала, как дети, созидая, совершенствуют свой чувственный опыт и практически познают некоторые свойства материалов. В сюжетной форме она наметила примерное содержание игр с водой, песком, глиной и указала, что эти игры требуют к себе самого внимательного отношения со стороны взрослых.
Высоко оценивала значение игр с природными материалами и гигиенист Л. И. Чулицкая. При разработке задач физического воспитания дошкольников игры с песком и водой она относила к играм, способствующим укреплению детского организма. С этой целью ею было разработано устройство песочных ящиков и водных бассейнов. С жизненной потребностью ориентироваться в окружающей действительности, с необходимостью познавать свойства и качества материалов, с развитием изобразительного творчества детей связывает использование этих же игр Е. А. Флерина. Вопрос о руководстве играми с водой и песком также неоднократно подчеркивался данными авторами. Е. И. Тихеева наряду с разработкой содержания игр требовала от воспитателей помощи детям в осмысливании накапливаемого ими опыта. Е. А. Флерина, взяв за основу игр с природным материалом активно-действенное стремление ребенка исследовать этот материал, в то же время указывала на необходимость разумного развития этого стремления. Воспитатель, по ее мнению, развивая игру, должен постоянно заботиться о «насыщенности материалов разнообразными качествами» с тем, чтобы игра ребенка не теряла познавательного смысла и не приобретала характер однообразной и разрушительной деятельности.
Интерес детей к играм с водой и другими природными материалами можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Возможность строить из песка, желание искупать свою любимую игрушку в воде создают благоприятные условия для сенсорного воспитания, совершенствования таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, восприятия, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.
Актуальность проекта
Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют «принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей», о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований.
Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.
А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму.
Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
Первые социальные игры ребенка возникают в песочнице. Строя на песке, ребенок выражает мир своей души, полный фантазий и реальности.
Создание условий «Песок – вода» – одна из тех техник, которая позволяет раскрыть эти способности. Песок пропускает воду, а также поглощает негативную психическую энергию. Взаимодействие с песком очищает энергетику человека и стабилизирует его эмоциональное состояние. Игры с песком позитивно влияют на «эмоциональное самочувствие, и это делает его уникальным средством для развития ребенка.
Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Использование песочницы даёт комплексный образовательно-терапевтический эффект.
Опыты и эксперименты с песком способствуют формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.
Одним из самых доступных и простых материалов для экспериментально-исследовательской деятельности детей является песок.
Игры и эксперименты детей с песком обогащают память ребёнка, активизируют его мыслительные процессы, оказывают положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка.
Литература
(используемые источники)
Дыбина
О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». О. В.
Дыбина
, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду: детская энциклопедия». А. И. Иванова - М. : ТЦ «Сфера», 2004.
Маханаева
М. Д., Рещикова С. В. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». М., Сфера, 2010.
4.«Первые шаги. Модель воспитания детей раннего возраста». Материалы Московского городского конкурса 2001-2002.
Поддьяков
А. Н. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком». Вопросы психологии, 1990.
Прохорова Л. Н.,
Балакшина
ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников». Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. «Игры с водой и песком». Обруч, 1997, № 2.
Рыжова Н. «Опыты с песком и глиной». Обруч, 1998, № 2.