Сенсорное развитие детей младенческого и раннего возраста посредством дидактических и развивающих игр в условиях реализации ФОП ДО | Пальцева Екатерина Игоревна. Работа №351390
В статье рассматривается значение сенсорного развития детей младенческого и раннего возраста в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Описаны принципы организации дидактических и развивающих игр, направленных на развитие сенсорики, а также приведены примеры эффективных игр и упражнений, помогающих ребенку исследовать мир через тактильные, зрительные и слуховые ощущения. Выделены основные подходы к развитию сенсорных навыков и предложены практические рекомендации для педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ И РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФОП ДО
Пальцева Екатерина Игоревна, воспитатель
МДОУ «Звёздочка»
Аннотация. В статье рассматривается значение сенсорного развития детей младенческого и раннего возраста в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Описаны принципы организации дидактических и развивающих игр, направленных на развитие сенсорики, а также приведены примеры эффективных игр и упражнений, помогающих ребенку исследовать мир через тактильные, зрительные и слуховые ощущения. Выделены основные подходы к развитию сенсорных навыков и предложены практические рекомендации для педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
Ключевые слова: сенсорное развитие, дошкольное образование, младенческий возраст, ранний возраст, дидактические игры, развивающие игры, Федеральная образовательная программа.
Сенсорное развитие детей младенческого и раннего возраста является важной составляющей их общего развития. В этот период у детей активно формируются базовые представления о мире, в котором они живут. Сенсорное развитие позволяет малышам исследовать окружающую среду и приобретать новые знания через органы чувств, такие как зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования особое внимание уделяется развитию сенсорики у детей младенческого и раннего возраста посредством дидактических и развивающих игр.
Сенсорное развитие направлено на формирование у детей умения различать цвета, формы, текстуры, звуки и запахи. Эти навыки являются основой для будущего обучения, поскольку помогают ребенку ориентироваться в мире, развивают его внимание, память и координацию движений. Важно понимать, что дети младенческого возраста воспринимают информацию через активное взаимодействие с предметами и явлениями вокруг них. Именно поэтому на занятиях воспитатель использует различные дидактические и развивающие игры, позволяющие ребенку в процессе игры постепенно осваивать основные сенсорные навыки.
Дидактические игры являются эффективным средством сенсорного развития, так как позволяют детям усваивать знания в интересной и доступной форме. Например, игра «Коробка с сюрпризом» помогает ребенку развивать тактильные ощущения и зрительное восприятие. Воспитатель помещает в коробку предметы с различной фактурой — мягкие, жесткие, шероховатые, гладкие, и предлагает ребенку на ощупь узнать, что это за предмет. Малыш начинает изучать текстуру, сравнивать ощущения и пытаться угадать, что именно находится в коробке, что способствует формированию у него представления о свойствах различных предметов.
Еще одним примером дидактической игры для развития сенсорики является игра «Цветные камешки». В этой игре воспитатель предлагает детям рассортировать разноцветные камешки или шарики по цвету. Дети учатся различать и классифицировать предметы по цветам, что способствует развитию зрительного восприятия и навыков классификации. Кроме того, такая игра развивает мелкую моторику, так как ребенку необходимо аккуратно перекладывать предметы.
Развивающие игры также играют важную роль в сенсорном развитии малышей. Воспитатель может использовать «Песочницу в миниатюре», заполнив ящик мелким песком и добавив игрушечные лопатки, формочки, палочки и другие предметы. Дети могут трогать песок, зарывать и откапывать игрушки, что развивает их тактильное восприятие и координацию движений. Песочные игры также обладают расслабляющим эффектом и способствуют эмоциональной стабильности ребенка.
Не менее интересной для сенсорного развития является игра «Музыкальные коробочки». Воспитатель готовит несколько закрытых коробочек, каждая из которых издает разный звук при встряхивании (например, одна коробочка с бусинками, другая — с рисом, третья — с мелкими камешками). Задача ребенка — узнать, какой звук издает каждая коробочка. Такая игра развивает слуховое восприятие, учит ребенка различать и запоминать различные звуковые характеристики предметов.
При проведении сенсорных игр воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а также чередовать разные виды сенсорной деятельности, чтобы поддерживать интерес и внимание малышей. Например, после тактильных игр можно предложить зрительные, затем — слуховые, а затем вернуться к тактильным, обеспечивая разностороннее развитие. Кроме того, важно предлагать игры в спокойной и доброжелательной атмосфере, чтобы дети чувствовали себя комфортно и свободно.
Сенсорное развитие в младенческом и раннем возрасте имеет значительное влияние на формирование познавательных и эмоциональных процессов у детей. В процессе развивающих игр дети начинают понимать свои чувства, эмоции и реакции на определенные раздражители. Это помогает им адаптироваться в окружающем мире и чувствовать себя уверенно. Например, если ребенок пугается громких звуков, воспитатель может постепенно приучать его к различным шумам, начиная с тихих и постепенно увеличивая их громкость. Таким образом, ребенок учится воспринимать звуки, не испытывая страха, и укрепляет свою психологическую устойчивость.
Для успешного сенсорного развития воспитатель должен обладать высокой степенью креативности и гибкости в подходах к занятиям, а также обладать умением наблюдать за детьми, чтобы вовремя заметить их реакции и интересы. Кроме того, важно активно взаимодействовать с родителями, так как развитие сенсорных навыков не должно ограничиваться стенами детского сада. Родителям можно рекомендовать проводить аналогичные игры дома, используя подручные материалы, и постепенно расширять сенсорный опыт ребенка. Например, дома можно использовать крупы, ткань, игрушки с разной поверхностью, что даст возможность ребенку экспериментировать и изучать текстуры и формы.
Сенсорное развитие является основой успешной подготовки детей к дальнейшему обучению и социализации. Дети, у которых развиты сенсорные навыки, более успешно осваивают навыки письма, чтения, математики и других учебных дисциплин. Они лучше ориентируются в пространстве, обладают хорошей координацией движений и уверенно взаимодействуют с окружающим миром. Поэтому сенсорное развитие должно быть одним из приоритетных направлений в работе воспитателей детских дошкольных учреждений.
Таким образом, сенсорное развитие младенцев и детей раннего возраста посредством дидактических и развивающих игр в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования является неотъемлемой частью работы воспитателя. Занимаясь развитием сенсорики у малышей, педагог способствует их всестороннему развитию и закладывает основу для успешного освоения мира и формирования у детей положительного отношения к обучению.
Список литературы
Андреева Н. В., Пьянова М. Н., Репина И. Н. С
енсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр
// Символ науки. 2020. №12-2.
Бутвина
О. Ю., Кравцова Ю. В. П
роблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
// Форум молодых ученых. 2019. №4 (32).
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр / Е. С.
Кладова
, Е. А. Никитенко, Е. В.
Конради
[и др.]. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 20 (467). — С. 188-190.