Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ | Швыркова Елена Викторовна. Работа №345187

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье раскрываются особенности сенсорного развития детей раннего возраста посредством дидактических игр и пособий. Так как на сегодняшний день одну из важнейших проблем дошкольной педагогики составляет проблема сенсорного воспитания детей раннего возраста. Хочется заметить связь сенсорного развития с умственным, физическим и эстетическим развитием. Уровневая категория сенсорного развития зависит от успешного воспитания.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Швыркова Елена Викторовна, воспитатель муниципального бюджетного центра развития ребенка – детского сада №31 города Орла

На протяжении дошкольного детства происходит развитие всех познавательных процессов дошкольников, эффективность которых будет зависеть от применяемых дидактических средств обучения в дошкольной образовательной организации. Одним из эффективных средств обучения является дидактическая игра, которая позволяет сделать данный процесс увлекательным, познавательным, творческим (ребёнок подключает воображение, фантазию) и эмоциональным, так как в процессе практической деятельности ребёнок переживает разные эмоциональные состояния (успех, радость от хорошо выполненной работы, гордость за то, что смог выполнить трудную работу) [2, с. 70].

В период младшего дошкольного возраста дидактическая игра способствует формированию сенсорного развития ребёнка, накоплению знаний о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

При отборе дидактических игр для младших дошкольников воспитатель должен учитывать доступность материала возрасту детей. В качестве примера можно использовать игру «Зайчики и домики» на закрепление цветов. Дети должны расположить зайчиков по своим домам, которые имеют такой же цвет. В дидактической игре «Укрась коврик» дети учатся сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Дети подбирают геометрические фигуры нужного цвета и размера и украшают ими коврик. В играх педагог с детьми осваивает способы обследования, сравнения фигур с целью выделения сторон и углов; развивать умение находить нужную фигуру по отрицанию свойства (в данном случае – формы); самостоятельное осваивать правила движения по лабиринту.

Изучаемый материал в процессе обучения необходимо вводить постепенно – это будет способствовать лучшей усвояемости и запоминанию. На первых занятиях детям младшего дошкольного возраста нужно предлагать плоские предметы, чтобы сформировать у детей обобщенное представление о том, что при сравнении любых предметов разной длины они определяются как длинные – короткие, длиннее – короче; разной ширины – широкие – узкие, шире – уже и т.д.[1, с. 17].

В ходе знакомства с формой предмета педагог готовит разнообразный раздаточный материал: шары, кубы, геометрическую мозаику и т.д. Первоначально педагог называет предмет, показывает действия с ним. В процессе действий он приговаривает: «Шар катится. Я перекатила шар из руки в руку». Дети повторяют действия за взрослым. Далее педагог переходит к обозначению цвета. Например: «У Матвея шар синего цвета. Он катится»[3, с. 26].

Подобным образом происходит ознакомление детей младшего дошкольного возраста с кубом. После того, как детьми получены общие сведения о предмете, педагог проводит дидактические игры: «Покажи куб (шар)» (среди 3– 4 фигур), «Найди шар (куб) такого же цвета (размера)» (шары и кубы в этом случае различаются цветом или размером), «Отбери все большие кубы (шары)» и т.д.

Для развития навыков обследования формы и накопления соответствующих представлений организуются игры для детей с досками, в вырезы которых вставляются модели плоских фигур, квадрата, круга, треугольника, прямоугольника, и с ящиками, в отверстия которых опускают модели пространственных фигур: шара, куба, параллелепипеда (кирпичика), треугольной призмы. Детям показывают и объясняют, что каждая фигура помещается (или проходит) только в вырез (отверстие) своей формы. («Шарик круглый, и отверстие такое же круглое».) Обводя указательным пальцем контур модели или границы отверстия (выреза), педагог обучает детей приёму осязательно-двигательного обследования формы предметов.

В дальнейшем можно попросить ребенка сначала показать нужное отверстие, а потом действовать. Дети овладевают умением сравнивать форму предметов не механическим подбором (с помощью рук), а на глаз.

В ходе знакомства детей младшего дошкольного возраста с величиной используется дидактическая игра «Узнай форму предмета». У каждого ребенка карточка с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель показывает маленький круг. Тот ребенок, у которого есть такая фигура, забирает маленький круг и кладет на свой.

Воспитатель показывает другую маленькую фигуру, и снова тот, у кого есть эта фигура, забирает ее себе. И так до тех пор, пока не будут закрыты фигуры в ряду. Кто первый закроет все фигуры, тот и победитель.

Для развития величины можно использовать различный раздаточный материал: полоски бумаги, лоскутки ткани, тесьму и т.д. Дети посредством обследования самостоятельно должны увидеть разницу предлагаемых предметов[5].

При изучении длины с детьми проводится игра «Отгадай». Ребенок ощупывает под платком две палочки разной длины. После того как он определил, какая длинная, а какая короткая, кладет на стол сначала длинную палочку, а затем – напротив – короткую. При этом называет их: «Это длинная палочка, это короткая». Игра проводится несколько раз. При этом предметы постоянно будут меняться.

Для развития понятия «высота» с детьми младшего дошкольного возраста проводится игра «Строитель», в ходе которой дети строят башенки, затем определяют, у кого башня получилась выше[3, с. 34].

Педагог должен следить за тем, как ребёнок воспринимает материал. Если на данном этапе ему сложно выполнить задание, взрослый должен объяснить ему последовательность, а затем показать пример правильного выполнения. Если материал по-прежнему будет не понятен ребёнку, его нужно повторить ещё два – три раза, при этом акцентируя внимания на новые детали. Дидактическая игра считается усвоенной, если ребёнок может выполнить задание только по словесной инструкции.

Уже в младшем дошкольном возрасте педагог должен включать дидактические игры, связанные с положением в пространстве: справа, слева, наверху или внизу.

Направление «вверх – вниз» позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под», «посередине» и «между» при расположении группы предметов по вертикальной линии.

Направления «направо – налево» («справа – слева») помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Так, ребёнку даётся задание «Справа на синюю полоску положить одно яблочко, а слева на красную полоску положить несколько яблок». В процессе работы педагог меняет положение полосок, а также количество яблок. Таким образом, педагог учит детей связывать количество предметов сначала с цветом полосок, а позднее – с их пространственным расположением[4, с. 63].

Детей учат также определять положение предметов сверху и снизу по отношению друг к другу. Для развития данного умения педагог просит разложить игрушки сверху и снизу от полоски. При этом нужно озвучить, сколько игрушек разложено над полоской или после полоски. При дальнейшем обучении игрушки нужно расположить справа или слева от полоски. Таким образом, в процессе данных игр развивается ориентация в пространстве, а также количество «одна», «много», «мало»[1, с. 72].

Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности. Например, в игре «Чья коробочка?» – «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, утенок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?». В процессе данной игры у ребенка формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины[4, с. 56].

Таким образом, на основе вышесказанного можно отметить, что сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит посредством включения в обучение дидактических игр. В играх с картинками и в ряде словесных игр совершенствуются операции сравнения, обобщения, классификации. Дети обучаются восприятию цвета, величины, формы предмета, идёт усвоение эталонов свойств и качеств предметов процессе обучения важны постепенное введение материала, неоднократная повторяемость, учёт возрастных особенностей детей.

Список литературы

1.БашаеваТ.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2012. – 101

с

.

2.Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 69-72.

3.МетлинаЛ.С. Математика в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: 

http://i-gnom.ru.

4.СмоленцеваА.А.,

СувороваО.В

. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 112

с

.

5.Ушакова А. Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: 

https://www.maam.ru.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×