Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сенсорное развитие детей младшего возраста | Голлинг Надежда Владимировна. Работа №305426

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена проблеме развития сенсорной сферы детей младшего возраста в процессе воспитательной работы в детском саду. Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

 

Содержит материал из опыта практической работы воспитателя ДОУ.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Голлинг Надежда Владимировна

воспитатель МБДОУ «ЦРР -

«Детский сад №133 «Радуга»

г. Барнаул Алтайский край

 

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка? Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

- развивать у детей все виды восприятия;

- совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;

- формировать умение использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;

- продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;

- расширять уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу рассказать о дидактических играх, использование которых помогает мне развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. С помощью сенсорных игрушек я даю детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а значит, и речь малыша.

Мягкие игрушки, которые мы используем только для дидактических игр, например, «Какой Мишка?» (дети описывают медведя, какой он на ощупь), «Кто как кричит?» (с помощью игрушек дети быстро вспоминают и называют знакомых животных), «Где мама, а где ребенок?» (дети сравнивают игрушки по размеру и делают выводы: дети - меленькие, а мамы - большие).

Игры и игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: «Зашнуруй ботинок», «Выложи для Антошки красивую дорожку»; «Почитаем кукле сказку из маленькой книжки», «Почитаем кукле сказку из самой большой книги», «Построим узкую (широкую) дорожку и пойдем по ней в гости».

Игрушки с функцией простого конструктора. Эти игрушки мы используем в следующих играх: «Помоги кукле Маше сложить пирамидку», «Поместим матрешек в домики», «Построим разноцветную башенку».

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др. Игры: «Назови какого цвета», «Давай определим, какой на вкус», «Определи, какой длиннее».

Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения: «Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые».

Детям нравится играть в такие игры, как: «Найди одинаковые варежки», «Собери бусы», «Найди окошко для фигурки», «Найди свое место», «Лото», «Домино» и др.

При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.

Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.

Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, а если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игры.

В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, и многое другое. Проводится с детьми опытно-экспериментальная деятельность, где дети знакомятся и используют природный материал: жёлуди, орехи, шишки, коллекцию разных листьев, трав и многое другое как на занятиях, так и в свободной деятельности.

Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. В этом помогает прогулка по участку детского сада, которую я использую в любое время года, когда позволяет погода. Во время прогулки на участке детского сада, дети трогают кору деревьев, рассматривают листочки, нюхают цветы, трогают снег и др.

Ребенок и родитель единое целое. А совместная деятельность всегда эффективна. Для этого я на родительских собраниях подробно рассказываю родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей, а так же о том, какая работа должна проводиться в семье для закрепления навыков. В работе с родителями использую разнообразные формы: консультации («Сенсорное развитие младшего дошкольника», «Учим малыша называть цвета», раздаю информационные листы, памятки, буклеты; «Сенсорное развитие это…», «Как правильно выбрать игрушку ребенку?»).

В течение года в ДО проходят семинары, педагогические советы, методические объединения, в которых я принимаю активное участие и делюсь опытом с коллегами.

Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость, т.е. ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Это радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего детства, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

В своей работе использовала методическую литературу:

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию

дошкольниковод ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005 – 424 с.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета

// П

ервые шаги:/Модель воспитания детей раннего возраста/ - М.: 2002 – с.303-310

Янушко

Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.: Мозаика – Синтез, 2009 – 72

с

.

Метиева

Л.А.,

Ударова

Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей – М.: Просвещение, 2009 – 160

с

.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×