«Сенсорное развитие детей младшего возраста». | Мой кабинет. Работа №340420
По теме " Сенсорное развитие детей младшего возраста" были разработаны актуальные темы. Представлены цели, задачи по заданой теме.Были разработаны дидиктические игры: " Большой и маленький листочек", "Цветные ежики", " Подбери форму". План разработан по месяцам. В каждом месяце представлена работа с детьми, педагогом, родителями.
План по самообразованию на
2024-2025 учебный год
Жмакина О.Г.
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего возраста».
Этап работы над темой: 1год
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2025г
Актуальность темы:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.
Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Цель:
1. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
2. Формирование представлений о сенсорных эталонах
3. Обучение способам обследования предметов
4. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
3. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
4. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
5. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников
6. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми
- индивидуальная работа с детьми
- подгрупповая работа с детьми
Методы работы:
- показ
- объяснения
- вопросы
- дидактическая игра
- наблюдение
- конструирование
- изобразительная деятельность
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный.
Изучение научной и учебно-методической литературы
1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
2. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие Под ред. И.В. Петровой Москва 2012
3. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика – Синтез 2011
4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
5. Алямовская В. Г. «Ясли – это серьезно». – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 – 144 с.
6. Играем с малышами Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В. Груба Москва Просвещение 2007
7. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Э.Г. Пилюгина. Москва Просвещение 1983 г.
8. Игровые занятия с детьми 2-3 лет Д.Н. Колдина. Москва «ТЦСфера» 2012 г.
Создание дидактических игр
Для того, чтобы привлечь внимание ребенка к свойствам предметов, форме, цвете и величине предложены следующие игры:
Дидактическая игра «Большой и маленький листочек» .
Цель: Формировать представления о цвете и величине.
Дидактическая игра «Цветные ежики»
Цель: Формировать умения чередовать объекты по цвету.
Дидактическая игра «Подбери форму»
Цель: Формировать умение детей подбирать фигуры к геометрическим образцам
Дидактическая игра с бельевыми прищепками
Цель: Развивать мелкую моторику, закреплять знания основных цветов.
2этап. Основной (Практический).
- Разработка перспективного плана 2022-2023 учебный год
- Изучение опыта педагогов ДОУ
- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в
индивидуальной работе с детьми
- Изучение методик и технологий педагогов в Интернете
- Консультация для родителей «Сенсорные игры малышей»
3 этап. Заключительный.
План по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Срок
Методическая работа
Работа с детьми
Работа с педагогом
Работа с родителями
Сентябрь
Изучения литературы
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на начало года.
Консультация для
родителей на тему
«С чего начинать обучения цветам ребенка»
Октябрь
Оформить в группе уголок «Сенсорика»
«Подбери по форме»
Оформление папки передвижки на тему: «Дидактические игры по Сенсорике»
Ноябрь
Открытый показ ООД по теме «В гости к нам пришла кукла Маша»
Декабрь
«Прыг – скок по дорожке»
Цель: Формировать умение детей узнавать и правильно называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый.
Анкетирование родителей на тему «Для чего нужна «Сенсорика».
Январь
«Подбери игрушки маленькому зайке и большому мишке»
Цель: Закрепление умения группировать и соотносить однородные предметы по величине.
Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»
Февраль
Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик)
Март
1. «Воздушные шары»
Цель: Закрепление знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый.
2. «Поможем мишке разложить игрушки»
2. «Поможем мишке разложить игрушки»
Цель: Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник.
Консультация для родителей на тему «Хотите ли вы умного ребенка?»
Апрель
1. «Ткани»
Цель: Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей.
2. «Что лежит в мешочке?»
Цель: Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами.
Май
Самоанализ деятельности
1. «Сделаем куклам бусы»
Цель: Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку.
2. Диагностика
Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала на конец года.