«Сенсорное развитие детей посредством использования логических блоков Дьенеша» | Алисейко Ольга Анатольевна. Работа №303718
Незаменимым материалом для сенсорного развития младших дошкольников, закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша.
Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
МБОУ «Никольская СШ»
Доклад
Тема: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет
посредством использования логических блоков Дьенеша».
Подготовила Алисейко О.А.
Гагаринский район
«Сенсорное развитие детей 3-4 лет
посредством использования логических блоков Дьенеша».
Незаменимым материалом для сенсорного развития младших дошкольников, закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша.
Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Комплект «Логические блоки Дьнеша» состоит из 48 блоков, отличающихся по цвету, форме, величине, толщине, т.е. все блоки - разные.
Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
Цель работы: обогащение чувственного опыта детей младшего дошкольного возраста, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Задачи:
Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта
детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
Способствовать развитию способности наглядного моделирования.
Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.
Способствовать развитию сенсорных способностей, пальцевой моторики, формированию обследовательских навыков.
Основные принципы:
Принцип занимательности -
используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны -
позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности -
заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества -
позволяет создать в ходе продуктивной деятельности,
доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности –
предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей –
основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Научности –
заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Различные виды дидактических игр направлены:
н
а восприятие формы;
н
а целенаправленное развитие восприятия цвета;
н
а восприятие качеств величины;
н
а количество предметов;
н
а развитие речи, мышления;
н
а развитие способности действия наглядного моделирования.
Сейчас я познакомлю вас с некоторыми играми, которые я провожу с детьми моей группы. Эти игры способствуют более углубленному сенсорному развитию детей 3-4 лет.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине.
Сначала предлагаются самые простые игры:
1). «Найди все фигуры (блоки), как эта» (по цвету, по размеру, форме)
«Найди не такую фигуру, как эта» (по цвету, форме, размеру)
2). «Найди все такие фигуры, как эта» (по цвету и форме, по форме и размеру, по размеру и цвету)
«Найди не такие фигуры, как эта» (по цвету и размеру, по цвету и форме, по форме и размеру, по цвету, размеру и форме)
«Найди такие же, как эта (по цвету, но другой формы; такие же по форме, но другого размера; такие же по размеру, но другого цвета)
Более сложный вариант: «Найди такие же, как эта фигура» (по цвету и форме, но другие по размеру; такие же по размеру и цвету, но другие по форме; такие же по форме и размеру, но другого цвета).
1. «Цвет, классификация по одному признаку»:
«Какой это цвет?»
«Что нам привез Мишутка?»
«Найди пару»
2. «Цвет и форма, классификация по одному признаку».
«Какой это формы?»
«Что нам привез Зайчишка?»
«Угости матрешек печеньем»
«Укрась елки игрушками»: две елочки: низкую – маленькими блоками, высокую – большими блоками. Усложнение: (по величине и по толщине) низкую – тонкими блоками, высокую толстыми, большими; (по форме и цвету) низкую – круглыми, желтыми игрушками, высокую – квадратными, синими. Украсить елочку бусами, используя карточки с алгоритмами. На елочке может быть 2 или 3 ряда бус.
3. «На развитие тактильных ощущений»
«Чудесный мешочек» (На ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые), достать фигуру и охарактеризовать ее.
«Отгадай фигуру» (по условному обозначению – схематическое изображение геометрических фигур)
«Продолжи дорожку»
4. «Цвет и форма, классификация по двум признакам»
«Какого цвета и формы?»
«Что лежит в корзине?»
«Построй домик»
«Приготовим компот»: поможем бабушке приготовить компот. В банку с красной крышкой, нужно положить только красные «ягодки» и обратить внимание на значок, если треугольник, то в банку положить только красные треугольные «ягодки».
5. «Цвет, форма, величина, классификация по трем признакам»:
«Какого цвета, формы и величины?»
«Садовники»
«Угадай фигуру»
6. «Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам» отрицание (игра с двумя обручами):
«Угадай фигуру»
«Бусы для мамы», «Цепочка»: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины); чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине); чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.; чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
«Второй ряд»: выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда6 оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по цвету, форме и размеру.
«Домино». В этой игре одновременно может участвовать не более 4 человек. Фигуры делятся поровну между участниками. Каждый участник поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (размера, формы); того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы; другого цвета и формы (цвета и размера, (цвета и формы, размера и толщины); такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету); ход фигурами другого цвета, формы, размера и толщины.
«Угостим мишек печеньем», «Раздели фигуры»: разделить фигуры между мишкой и зайкой, чтобы у зайки были все красные фигуры. Какие фигуры оказались у мишки? (все не красные) А у зайки? (все красные). Разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все круглые; чтобы зайцу достались все большие (все желтые). Более сложный вариант: у мишки все синие, а у зайца все квадратные: у мишки синие, не квадратные, у зайки квадратные, не синие. Какие фигуры подошли сразу, мишке и зайке? (синие квадратные) Какие никому не подошли? (не синие, не квадратные) Другой вариант: у мишки все треугольные, а у зайки - все большие; мишке все маленькие, а зайке все прямоугольные. Более сложный вариант: разделить фигуры между тремя героями: Буратино – все круглые, Незнайке – все большие, а Чебурашке – все желтые.
7. Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам, отрицание (игра с тремя обручами).
8. Игры на использование наглядного моделирования. Дети накладывают блоки на карточку – схему, либо рядом с карточкой.
«Кто быстрее соберет?»
«На свое место».