Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сенсорное развитие детей раннего возраста | Башева Валентина Васильевна. Работа №347447. Номер работы: №347447

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация: В статье рассматривается значение сенсорного развития в жизни ребенка раннего возраста. Описываются основные задачи сенсорного воспитания, его влияние на формирование познавательных процессов и подготовку к дальнейшему обучению. Даются рекомендации для педагогов по организации сенсорной среды в детском саду, направленной на развитие органов чувств и познавательной активности детей.

         Ключевые слова: сенсорное развитие, дети раннего возраста, познавательные процессы, сенсорные игры, воспитание, детский сад.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

Башева Валентина Васильевна, воспитатель

Государственное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 75 «Голубок» комбинированного вида

городского округа Горловка»

Донецкой Народной Республики

 

Аннотация: В статье рассматривается значение сенсорного развития в жизни ребенка раннего возраста. Описываются основные задачи сенсорного воспитания, его влияние на формирование познавательных процессов и подготовку к дальнейшему обучению. Даются рекомендации для педагогов по организации сенсорной среды в детском саду, направленной на развитие органов чувств и познавательной активности детей.

Ключевые слова: сенсорное развитие, дети раннего возраста, познавательные процессы, сенсорные игры, воспитание, детский сад.

 

Сенсорное развитие детей раннего возраста — одна из важнейших составляющих их общего психофизического становления. В этом возрасте ребенок начинает активно познавать мир через органы чувств, такие как зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Именно сенсорный опыт закладывает основы для дальнейшего развития мышления, внимания, восприятия, памяти и речи. Задача воспитателя в этот период заключается в том, чтобы создать такую среду, которая максимально стимулировала сенсорное развитие ребенка.

Организм ребенка до трех лет характеризуется высокой восприимчивостью к сенсорным стимулам. Это возраст, когда дети активно исследуют окружающую среду, манипулируют предметами и начинают осознавать их свойства. Задача педагога — обеспечить условия для такого сенсорного исследования, создавая развивающую предметно-пространственную среду, наполненную разнообразными сенсорными элементами.

В основе сенсорного воспитания лежит развитие органов чувств, которое в дальнейшем влияет на восприятие окружающего мира. Чем более разнообразные сенсорные впечатления получает ребенок в раннем возрасте, тем успешнее формируются его познавательные способности. Дети учатся различать форму, цвет, размер, текстуру, звук, что, в свою очередь, стимулирует их мышление и помогает развивать логические связи. Сенсорные игры помогают ребенку не только лучше понять окружающий мир, но и начинают развивать навыки систематизации и классификации, что чрезвычайно важно для дальнейшего обучения.

Практическое сенсорное воспитание заключается в организации для ребенка игр и занятий, которые стимулируют его сенсорные органы. Это может быть работа с природными материалами, такими как песок, вода, камни, листья, а также использование специально разработанных для этого предметов — мячей, конструкторов, разноцветных кубиков. Важно, чтобы в образовательном процессе участвовали все органы чувств, так как это обеспечивает более полное восприятие и запоминание информации. Чем активнее ребенок взаимодействует с предметами, тем эффективнее он усваивает полученный опыт.

Сенсорное развитие также связано с моторным развитием, в частности с развитием мелкой и крупной моторики. Многие сенсорные игры предполагают активное использование рук и пальцев, что способствует совершенствованию моторных навыков. Игры с мелкими предметами, перебирание бусинок, конструкторов, рисование или лепка развивают мелкую моторику, что в дальнейшем влияет на успешность овладения письмом и другими навыками. Крупная моторика развивается через игры, в которых задействованы движения всего тела: ползание, ходьба, бег, прыжки. Все это вместе способствует гармоничному развитию ребенка.

Для того чтобы сенсорное развитие детей проходило наиболее эффективно, воспитатель должен организовать пространство, насыщенное сенсорными раздражителями. Оно должно быть безопасным, доступным для детей и стимулирующим их познавательную активность. Например, можно создать сенсорные уголки, где дети смогут свободно исследовать различные объекты. Такие уголки могут содержать материалы разных текстур, цветов и размеров. Важно предлагать детям разнообразие: менять материалы и объекты для исследований, чтобы поддерживать их интерес и вовлеченность в процесс познания.

Педагогическая задача состоит не только в предоставлении детям сенсорного материала, но и в том, чтобы направлять их внимание на определенные свойства предметов, помогать им делать открытия. Например, во время игры с песком можно задать ребенку вопросы: «Как песок ощущается на ощупь? Теплый или холодный? Что произойдет, если добавить воды?». Эти вопросы помогают детям осознавать свои ощущения, сравнивать и анализировать опыт. Роль воспитателя — быть активным участником в этом процессе, поощряя любознательность и создавая условия для самостоятельного поиска ответов.

Сенсорное развитие также тесно связано с речевым развитием. Через взаимодействие с разнообразными сенсорными объектами дети учатся описывать свои ощущения, называть цвета, формы, текстуры и другие характеристики предметов. Это обогащает их словарный запас, развивает навыки построения предложений и формирует речевую активность. Воспитатель должен активно включать в процесс сенсорных игр диалог с детьми, стимулировать их к описанию своих действий и впечатлений.

Кроме того, сенсорные игры способствуют эмоциональному и социальному развитию детей. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с окружающими, делиться своими открытиями с другими детьми, договариваться и сотрудничать. Это помогает формировать навыки общения, что особенно важно на этапе раннего детства. Сенсорные игры способствуют развитию эмпатии и пониманию чувств других детей, что делает их важным инструментом для воспитания социальных навыков.

Таким образом, сенсорное развитие детей раннего возраста является неотъемлемой частью их общего образовательного и воспитательного процесса. Сенсорные игры и занятия стимулируют органы чувств, развивают познавательные способности, моторику, речевые навыки и социальную компетентность. Воспитателям важно уделять внимание созданию развивающей сенсорной среды, которая будет способствовать гармоничному развитию детей и их успешной адаптации в мире. Сенсорные игры не только помогают ребенку лучше понимать окружающий мир, но и закладывают фундамент для его дальнейшего образовательного роста.

 

Список литературы

 

Гиниятова

С.Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях

дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО /

С.Ю.

Гиниятова

//Фундаментальная и прикладная наука. – 2016 – № 3 –

С. 18

22.

Митичева

Т.И., Панова О.П.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

// Вестник магистратуры. 2017. №9 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sensornogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta-1 (дата обращения: 16.10.2024).

Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года: [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А.

Янушко

. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018 — 351 с.

Щербакова, Н. Б. Сенсорное развитие детей раннего возраста в разных видах деятельности / Н. Б. Щербакова. —

Текст :

непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9 (46). — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6615/ (дата обращения: 16.10.2024).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×