Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста | Иванькова Татьяна Владимировна. Работа №319504. Номер работы: №319504
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр. Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и величины у детей. Далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. И поэтому моя тема самообразования «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактическую игру» Целью моей работы по самообразованию повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Работая в детском саду, я столкнулась с проблемой сенсорной культуры, слабого развития кисти и пальцев, плохое запоминание цвета, размера, формы и величины у детей. Далеко не у всех детей в достаточной мере развиваются природные способности. И поэтому моя тема самообразования «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактическую игру» Целью моей работы по самообразованию повышение своего теоретического и педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
В процессе самообразования я поставила для следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста. Формировать у детей представления о цвете, форме, величине; учить устанавливать сходства и различия между двумя одинаковыми по названию предметами (большой стул, маленький стул, одинаковые кубики).
2. Совершенствование предметно-пространственно развивающей среды, через разработку дидактических игровых упражнений по сенсорному развитию своими руками.
3. Образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры», проведение бесед, родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорики»
В нашей группе находятся дети 2 – 3 х лет. Это возраст, когда малыш осознает себя как отдельного человека. И мы, как воспитатели, должны расширить и обогатить накопившийся опыт ребенка в окружающем его мире, формировать представления о предметах, о простейших связях между ними.
Для выполнения поставленных задач, я создала соответствующую возрастным особенностям детей развивающую среду уголок по сенсорному воспитанию, где поместила разнообразные игрушки (пирамидки, пазлы, логические кубы, кубики, мозаику шнуровки и различные игры для детей.
В работе по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста мной были изготовлены пособия. Дидактические игры «Собери бусы», «Разноцветные Прищепки», «Что звучит?», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Разложи правильно по цвету». В совместной деятельности с детьми мы обогащаем их чувственный опыт для полноценного восприятия окружающего мира, прежде всего – это обогащение представлений о предметах, их свойствах и качествах. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира и является одной из основных задач дошкольного воспитания. Основу моей работы по сенсорному воспитанию составляет совместная игровая деятельность с детьми. Именно в игре младшие дошкольники наиболее гармонично развиваются и психологически комфортно себя чувствуют. Создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов.
Использую многофункциональные дидактические пособия для детей раннего возраста, которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. (Расстёгивание и застёгивание молний, пуговиц, использование шнуровок);
В своей работе я использую следующие методы и приемы:
практический (игры и упражнения,
наглядный (рассматривание иллюстраций, наблюдение,
словесный (беседа, рассказывание, чтение художественной литературы).
При развитии сенсорных эталонов я приучаю детей смотреть за моими действиями с предметами, слушать, как они характеризуются, называю свойства предметов, их количество, величину, цвет. Наряду с этим создаю условия для развития и восприятия речи. С детьми я многократно повторяю самые разнообразные игровые комбинации с игрушками в течении дня, вызываю у детей положительные эмоции. Заряжая детей смехом, бодростью и радостью стараюсь укрепить их здоровье.
Реализовывать поставленные задачи я решила через игру, т. к. игра – наиболее доступный для детей вид деятельности способ ознакомления с окружающим миром. Прежде чем начать игру, вызываю у детей интерес к ней, желание играть. Это достигаю различными приёмами. Использую потешки, загадки, дидактические игрушки. Предлагаю детям войти в образ животного или сказочного персонажа. Задаю наводящие вопросы об этом животном (большой или маленький, какого цвета глаза, нос и т. д.).
Учу создавать первые группы предметов и правильно обозначать их количество словами много и один. Например, инсценирую приход кукол в гости к детям, акцентируя на этом их внимание: «Вот сколько кукол пришло в гости. Много». Предлагаю взять по одной кукле и спрашиваю: «Сколько кукол ты держишь?» И сама помогаю уточнить: «Одну». Затем привлекаю детей к тому количеству кукол, которые остались на стульчиках.
В играх на определение величины использую самое большое количество предметов, которые предварительно подготавливаю. Это игрушки разных размеров: мягкие кубики, мячики, коробки. Игры «Какой мяч больше», «Самый большой кубик», «Найди кубик (большой или маленький)» способствуют развитию таких психических процессов как внимание, мышление. У детей закрепляются навыки о величине предметов.
В современном образовательном процессе совместная партнерская деятельность взрослого с детьми наряду самостоятельной должна быть принята как единственно возможная для младшего дошкольного возраста. В этой связи мы активно включаем игры по сенсорному развитию в совместную деятельность с детьми, исключая предметный центризм в обучении и воспитании, разумно чередуя основные виды детской деятельности, плавно переходя от одного к другому. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребёнку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определённой системе проведения дидактических игр можно успешно повышать уровень сенсорного развития младших дошкольников.
Выше изложенная работа должна дать следующие результаты: у детей нашей группы должны хорошо развиться сенсорные способности. Они самостоятельно будут обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину, устанавливают сходства и различия между двумя одинаковыми предметами. Занимаясь вопросами сенсорного воспитания, я «прокладываю» тропинку для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в старшие группах детского сада. Ведь формирование первоначальных сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и является основой правильного отношения детей к окружающему миру.