Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Сенсорное воспитание во 2 младшей группе | Герасимова Наталья Ивановна. Работа №282365

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Герасимова Наталья Ивановна
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему   легче  ориентироваться  в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать, как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.

Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Задачи сенсорного развития:

- Создание эмоционально положительного настроения.

- Развитие интереса и побуждение к действиям.

- Формирование представлений о предметах: формирование способности к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий).

- Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера): формирование простейших приёмов установления тождества и различия свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой», «не такой», «разные», «одинаковые».

- Знакомство с сенсорными эталонами: знакомство с разнообразными свойствами предмета (величина – большой, маленький; форма – круг, квадрат, треугольник; цвет); формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме.

- Развитие мелкой моторики руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

- Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.

 

Сенсорное воспитание детей во 2 младшей группе

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» – «чувство»«ощущение»«восприятие»«способность ощущения».

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств.

Обследование – это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

Одной из важных задач сенсорного воспитания является формирование у детей представлений о сенсорных эталонахСенсорные эталоны – это образцы, которые были выработаны в процессе общественно-исторического опыта. Такими эталонами являются основные цвета, геометрические фигуры (шар, куб, круг, квадрат и др., различная высота музыкальных звуков, выраженная в нотах. Если ребёнок знаком с эталонами и их словесными обозначениями, ему легче ориентироваться в окружающем мире: он относит встречающиеся ему предметы с тем или иным эталоном и называет цвет, форму, величину предмета, пространственное расположение его деталей.

Мир входит в жизнь ребёнка постоянно. Сначала ребёнок постигает то, что его окружает дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Ребёнок стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Мир пробуждает любознательность у маленького человечка, желание узнать, как можно больше. В этом ему может помочь взрослый.

Основой познания мира служит Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Задачи сенсорного развития:

- Создание эмоционально положительного настроения.

Развитие интереса и побуждение к действиям.

- Формирование представлений о предметах: формирование способности к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий).

Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера): формирование простейших приёмов установления тождества и различия свойств однородных предметов, ориентируясь на слова «такой»«не такой»«разные»«одинаковые».

- Знакомство с сенсорными эталонами: знакомство с разнообразными свойствами предмета (величина – большой, маленький; форма – круг, квадрат, треугольник; цвет); формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме.

Развитие мелкой моторики руки: формирование умения выполнять действия с предметами.

- Формирование навыка совместного выполнения задания: формирование навыков культурного общения; развитие умения понимать и правильно выполнять задания.

- Формирование и активизация словаря ребёнкаразвитие умения рассматривать картинку, называть изображенные на ней предметы, их качества и действия; развитие умения отчетливо произносить звуки; формирование умения составлять по картинке маленький рассказ.

Развитие восприятия: зрительного, осязательного.

Развитие наглядно- действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Развитие умения понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов (один, много, ни одного).

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. Все дидактические игры можно разделить на три основных видаигры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные.

Вашему вниманию я хочу представить дидактические игры для сенсорного развития ребят.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Дети учатся сравнивать их, устанавливать сходство и различие; знакомятся со свойствами предметов и с их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

 

Ребята учатся расстёгивать и застёгивать жилетки (молния, пуговицы, крючки, кнопки, определять на ощупь, что лежит в мешочке (орех, фасоль, манка, горох, качество материала (гладкий, шершавый, соотносить предметы по форме

 

Дидактическая игра «Определи на ощупь». Игра формирует способность к обобщению и различию, ориентируясь на внешние качества; знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твёрдый, шершавый).

 

Дети знакомятся с морскими жителями, определяют качество предмета, цвет.

 

Определяют форму, цвет, размер предмета.

 

В играх с куклами у маленьких детей формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к партнёру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.

 

Настольно-печатные игры – интересное занятие для ребят. Игры разнообразны по видам (парные картинки, домино, пазлы) и по требуемым действиям. Это и подбор картинок по парам, и подбор по общему признаку (классификация, и запоминание состава, количества и расположения картинок, и составляющие разрезных картинок, и описание по картинке.

В дидактические игры входят так же и словесные игры. В младшем возрасте они направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря.

Настольная игра «Часть и целое» В игровой форме дети учатся воспринимать предметы, как совокупность отдельных функциональных деталей, а свойство объекта в целом как совокупность свойств компонентов.

Пазлы. Ребята составляют картинку и описывают её.

Настольная игра «Большой - маленький». Ребята учатся употреблять слова с уменьшительно – ласкательным значением.

Дидактическая игра «Помоги найти бусинку матрёшке». В этой игре ребята знакомятся с сенсорным эталоном цвет.

 

Дидактическая игра «Найди пару варежке». Дети знакомятся с сенсорным эталоном форма.

Игра «Составь картинку». Дети составляют картинку на магнитной доске из отдельных предметов и описывают её.

Дидактическая игра «Противоположности». Игра направлена на активизацию и формирование словаря ребёнка.

 

Игра «Магазин». В этой игре формируются нравственные, культурные качества, а также она направлена на формирование речи у детей.

 

Дидактическая игра – разновидность игр с правилами, которые позволяют воспитателю воздействовать на детей, руководить игрой в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребёнка направлено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают необходимые знания, умения и навыки.

Продвигаясь дальше в процессе обучения совершенно необходимо усложнять игры, дополняя их всё большим количеством правил. Во время дидактических игр можно использовать стихи, пальчиковые игры, загадки.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз