Сенсорное воспитание,как основа для развития речи. | Вихарева Наталия Леонидовна. Работа №307592. Номер работы: №307592
Одним из важнейших компонентов в развитии речи является сенсорное воспитание.Дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук,они испытывают трудности в обучении.
Сенсорное воспитание - это развитие у ребенка способностей к познанию мира:осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности. Есть множество вариантов дидактических игр и упражнений для развития мелкой моторики.Некоторые из них я предоставила в статье.
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Речь – одно из важнейших приобретений, в развитии ребенка раннего возраста. Ее возникновение сразу многое меняет в его психическом облике.
Речь – это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, осознавать их. Даже самые первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления собой.
Речь – наиболее современное, емкое и точное средство общения. С ее помощью малыш учится выражать свои желания, и стремление учится договариваться, понимать других.
Сенсорное воспитание – это развитие у ребенка способностей к чувствительному познанию мира: осязанию, слуху, зрению, обонянию, чувству вкуса.
Сенсорное развитие – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Когда малыш сталкивается с многообразием окружающего его форм, красок и событий, важно не пропустить это время, помочь ему освоится в этом мире и подтолкнуть его к самосовершенствованию. Сенсорное развитие имеет прямое воздействие на формирование правильной речи. Осваивая сенсорные эталоны ребенок обогащает словарный запас и постепенно начинает употреблять их в деятельности.
Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Если мы понаблюдаем за двухлетним ребенком, то увидим, что он постоянно с чем-то играет. Это означает, что он исследует предметы с помощью рук. Через полученный опыт он перепроверяет в форме игры те вещи и впечатления, которые воспринял его ум. Иными словами, игра-это работа ребенка над самим собой.
Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений.
В нашей группе для сенсорного воспитания детей создан специально оборудованный уголок, в нем находятся игрушки и игры, которые помогают детям обследовать предметы, выделять их форму, цвет, величину.
Сейчас дети очень плохо разговаривают, потому что у них плохо развита мелкая моторика рук. Главная причина этой проблемы – общее моторное отставание и снижение уровня развития моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: завязывать шнурки, застегивать пуговицы и бантики, стирать и отжимать белье, вязать и вышивать… Теперь в современном мире огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы и папы стараются оградить детей от домашних дел – сажают их перед телевизором, компьютером, чтобы не мешали. Дети, имеющие низкий уровень развития моторики испытывают трудности в обучении, они медлительны, переключаемость и последовательность движений нарушены.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чем раньше мы начнем уделять внимание, этому аспекту, тем раньше услышим первое слово. Существует множество способов и увлекательных игр, которые помогают улучшить развитие мелкой моторики рук.
Я хочу вас познакомить с некоторыми из них:
-Пальчиковая гимнастика – это один из наиболее интересных и эффективных способов развития моторики рук ребенка. Стихотворные тексты потешек, которые используются при проведении гимнастики, с участием рук и пальчиков, приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, его речь становиться более активной, активизируется воображение и мыслительная деятельность.
-Разноцветные бельевые прищепки – это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам («солнышко», «зверята», «тучка»…) Развитие восприятия, воображения, фантазии, конструктивного мышления, речи.
-Развивающие игры с предметами (сборно-разборные игрушки, матрешки, пирамидки, рамки вкладыши, кубы…) «Игрушка-матрешка»; «Соберем пирамидку»; «Покажи, о чем я скажу»; «Магазин игрушек»и другие.
-Дидактические игры для формирования представлений о цвете: «Найди пару»; «Ниточки для шариков»; «Построим башню»; «Четвертый лишний»; «Цветные кубики» и другие.
-Дидактические игры для формирования представлений о форме: «Передай мяч»; различные «Рамки вкладыши»; «Найди пару по форме»; «Веселый поезд»; «Катится- не катится»; «Найди лишнюю фигуру» и другие.
-Дидактические игры для формирования представлений величине: «Что больше,»; «Большой маленький»; «Две башни»; «Где мое место»; «Спрячь в ладошке»; «Веселые матрешки» и другие.
-Игры для формирования представлений о свете: «Солнечный зайчик»; «Тени на стене»; «Фонарик»; «День и ночь» и другие.
-Дидактические игры для представлений об ориентировке в пространстве: «Возьми игрушку»; «Прячьтесь в домик»; «Где шарик»; «Возьми в руку»; «Построй, как я» и другие.
-Дидактические игры для представления о целостном образе предмета: «Парные картинки»; «Собери целое»; «Разрезанные картинки»; «Собери картинку из кубиков» и другие.
-Дидактические игры для формирования представлений о вкусе, запахе, звучании: «Чудесный мешочек»; «Кто разбудил щенка»; «Постучим погремим»; «Овощи и фрукты»; «Угощение» и другие.
Я считаю, что игры и упражнения, которые стимулируют сенсорное воспитание и общую моторику рук, оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывают усидчивость, формируют и учебно-практическую деятельность. К концу года в нашей группе заметно улучшилась речь и память детей. Дети стали более внимательные.