"Сенсорные коробочки как средство познавательного развития дошкольников" | Видус Наталья Михайловна. Работа №314717
В последнее время часто на различных сайтах, посвященных воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, упоминается так называемая «чудо-коробка» или, если говорить на языке педагогики, «сенсорная коробка».
Что это такое?
Сенсорная коробочка – это емкость с каким-нибудь наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, исследовать, пересыпать, переливать, изучать, то, что находится внутри, а также развивает мелкую моторику пальцев рук, влияет на развитие речи, тренирует усидчивость, сосредоточенность и внимание, и имеет ряд преимуществ, которые позволяют широко её использовать.
- не занимает много времени на подготовку;
- не занимает много места;
- практически не требует финансовых вложений;
- предоставляет множество возможностей для обучения;
- вызывает интерес и занимает ребенка надолго;
- помогает обучить любой теме в игровой форме;
- подходит для групповой игры;
- легко хранится.
Еще один очень важный аргумент при использовании сенсорных коробок - это взаимодействие детей; умение договариваться друг с другом и согласовывать действия в игре.
«Сенсорные коробочки»
«Развивающая предметно- пространственная среда, обеспечивающая максимальную реализацию образовательного потенциала образовательной организации.»
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
В последнее время часто на различных сайтах, посвященных воспитанию и обучению детей дошкольного возраста, упоминается так называемая «чудо-коробка» или, если говорить на языке педагогики, «сенсорная коробка».
Что это такое?
Сенсорная коробочка – это емкость с каким-нибудь наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, исследовать, пересыпать, переливать, изучать, то, что находится внутри, а также развивает мелкую моторику пальцев рук, влияет на развитие речи, тренирует усидчивость, сосредоточенность и внимание, и имеет ряд преимуществ, которые позволяют широко её использовать.
- не занимает много времени на подготовку;
- не занимает много места;
- практически не требует финансовых вложений;
- предоставляет множество возможностей для обучения;
- вызывает интерес и занимает ребенка надолго;
- помогает обучить любой теме в игровой форме;
- подходит для групповой игры;
- легко хранится.
Еще один очень важный аргумент при использовании сенсорных коробок - это взаимодействие детей; умение договариваться друг с другом и согласовывать действия в игре.
Для создания коробочки подойдёт любая ёмкость, это может быть любой по размеру контейнер, коробка из-под обуви или простой таз, в зависимости от такой какая тема занятия, затем подбираем наполнитель (сыпучий, жидкий, твердый, мягкий и т.д.) и добавляем различные элементы: игрушки и предметы (мелкие фигурки животных и людей, кубики, шарики, камушки, игрушечные фрукты, искусственные и настоящие растения, мисочки, чашки, щипцы, груша для воды, сито, воронка и др.)
Такие коробочки мы создавали вместе с детьми, обговорив заранее тему. А также можно внести на занятие как сюрпризный момент для изучение нового или для закрепление пройденного материала.
Первая «сенсорная коробочка» была создана мной для закрепления пройденного материала по теме «Дикие животные в лесу», в прозрачном контейнере объёмом 10 л, была насыпана манная крупа и помещены животные: медведь, волк, заяц, лиса и белка, дети сначала рассмотрели коробку, чем она наполнена, затем по желанию брали животного и рассказывали о нём; чем питается зимой, где живёт и как готовится к зиме.
Увидев заинтересованность детей в работе с такой «чудо-коробкой» решила продолжить работу и предложила детям совместно со мной создать коробку на тему «Подводный мир». На стенках прозрачного контейнера нарисовали водоросли, гидрогель залили водой, подготовили рыбок, в процессе изготовления данной «сенсорной коробочки», была проведена беседа-кто такие морские обитатели, где они живут и чем питаются.
Для игры «Ферма», я использовала крупы (горох и пшеничную), для того, чтобы дети могли делить игровое пространство на зоны. Кроме этого, были подобраны фигурки животных, людей, также можно использовать мелкий конструктор типа «Лего» или детали деревянного строительного материала, различный бросовый материал (крышки от пластиковых бутылок, палочки от мороженого, бутылки и баночки из-под йогурта и т.д.).
Сенсорную коробку «Пикник» или «Отдых на природе» создать- была инициатива детей, совместно мы подготовили природный материал (шишки, листья, сухие веточки и т.д.), для речки камешки Марблс, мостик –деревянный конструктор, фигурки людей, животных и несколько деревьев, за основу взяли крупу чечевицы. Создавая такую коробку, дети делились впечатлениями о своём отдыхе на природе.
Сейчас очень много мелких игрушек, сделанных по мотивам популярных мультфильмов, с которыми дети приходят в детский сад и предпочитают играть только с ними. Для организации таких игр в группе мной созданы несколько сенсорных коробок с разными наполнителями, которые находятся в свободном доступе у детей, и которые они могут использовать по своему усмотрению. Это намного удобнее и интереснее чем, если бы ребенок играл бы просто на столе, ковре или в каком-либо другом месте группового помещения. Но этот прием можно использовать только в старшем дошкольном возрасте, когда у детей достаточно развито воображение для самостоятельной организации игрового пространства.
Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации самостоятельной игры. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.