Сердечные слова. Родительское благословение | Левашина Галина Федоровна. Работа №349766
Главная цель урока - понять роль родительского благословения в жизни.
Задачи:
обучающие:
- познакомить со значением слова «Благословение»;
-познакомить учащихся с традицией родительского благословения, издавна существовавшего в России;
-расширить представление о том, как и в каких случаях, родители благословляли детей;
- учить учащихся работать в ресурсном круге;
развивающие:
- способствовать развитие памяти, речи, учащихся, формированию мышления и умения делать самостоятельные выводы;
воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к ближнему;
- развитию нравственных и духовных качеств личности;
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 7
имени Героя Советского Союза З.И. Парфёновой"
города Алатыря Чувашской Республики
Конспект урока на тему:
«Сердечные слова. Родительское благословение»
4 класс
Подготовила учитель начальных классов,
первой квалификационной категории:
Левашина Галина Фёдоровна
г. Алатырь
Пояснительная записка
В 4-м классе осуществляется знакомство с истоками традиций в нашей культуре как важнейшим механизмом сохранения и передачи базовых духовно- нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации: ТРАДИЦИИ ОБРАЗА (первые образы, Священные образы, светлые образы), ТРАДИЦИИ СЛОВА (священные слова, сердечные слова, честные слова), ТРАДИЦИИ ДЕЛА (труд, служение, творчество, традиции праведного дела), ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА (праздники народные, семейные, государственные, церковные)
Данный урок относится к категории урока «Традиции слова» является первым уроком по теме «Сердечные слова». На основе рекомендаций по применению программы «Социокультурные Истоки» изучение раздела «Традиции слова» в 4 классе отводится 8 часов.
Целью раздела является суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовно – нравственных ценностей. В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в её самом широком понимании.
Задача раздела – дать представление об истоках важнейших отечественных традиций.
Главная цель урока - понять роль родительского благословения в жизни.
Задачи:
обучающие:
- познакомить со значением слова «Благословение»;
-познакомить учащихся с традицией родительского благословения, издавна существовавшего в России;
-расширить представление о том, как и в каких случаях, родители благословляли детей;
- учить учащихся работать в ресурсном круге;
развивающие:
- способствовать развитие памяти, речи, учащихся, формированию мышления и умения делать самостоятельные выводы;
воспитательные:
- способствовать воспитанию любви к ближнему;
- развитию нравственных и духовных качеств личности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в тексте учебника: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного урока; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать
её, представлять информацию на основе сообщений.
Коммуникативные УУД:
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя текст и понимать прочитанное. Выполняя различные роли в активном занятии сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого.
Предметные результаты:
Важно понять жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер
Этапы работы:
1. Подготовительный этап (присоединение)
2. Основной этап (работа по учебнику, ресурсный круг)
5. Заключительный этап (рефлексия)
Тема: Сердечные слова. Родительское благословение.
4 класс
Ход урока
I.Подготовительный этап:
-Всем добрый день! В этот ясный весенний день мне хочется пожелать света и тепла вашей душе.
Присоединение:
-Мой разговор с вами начнется с удивительно красивой сказки, которая называется «Золотой шар».
«Давным-давно, в одной далекой Волшебной стране жили-были Король с Королевой. Они очень любили друг друга. У них был прекрасный дом и верные преданные слуги. И вот однажды, гуляя по саду, Королева вдруг почувствовала необыкновенную радость. И она поняла, что у них с Королем будет ребенок.
Через некоторое время у Короля с Королевой родился сын. Он рос не по дням, а по часам. Он был как маленькое солнышко для всех, кто жил во Дворце. Его учили большие мудрецы, а он был очень внимательным учеником. Он много гулял, слушал, как поют птицы, наблюдал за животными. Очень скоро он научился понимать и чувствовать то, что происходило вокруг него.
Шло время, Принц вырос. Он почувствовал внутреннюю потребность посмотреть мир. Увидеть, какие люди живут в других странах, узнать другой уклад жизни. И Принц сказал о своем желании родителям. Король с Королевой опечалились, узнав о желании сына. Но они понимали, как важно для него отправиться в путешествие. И конечно, благословили его в путь. На прощанье Король с Королевой протянули Принцу Золотой Шар: "Возьми его с собой, в нем вся наша любовь к тебе и та радость, которую ты всегда приносил нам". Принц поблагодарил родителей, взял Золотой Шар и положил его в карман дорожной куртки, поближе к своему сердцу.
И вот Принц отправился в путь. Он объездил множество стран, познакомился с разными людьми. И везде его согревало тепло Золотого Шара…»
-Из чего по вашему мнению был создан этот золотой шар?
-Действительно ли он был так нужен принцу?
-Как вы думаете, как же сложилась дальнейшая жизнь принца?
-И всё это потому, что главное наследство, которое ребенок может получить от родителей - это родительское благословение, сила материнского и отцовского слова обладает поистине пророческой властью. Через родовую линию ребенок получает силу жизни и уверенность в своем будущем.
-О чем же сегодня на уроке мы будем говорить?
-Тема нашего урока «Родительское благословение». (слайд №1)
«Преподобный отец наш Сергий в юности своей не раз говорил своим праведным родителям: (слайд №2)
-Отпустите меня с благословением, и я пойду в монастырь.
-Подожди, чадо,- отвечали ему родители. Сам видишь, мы стали старые, немощные, послужить нам некому, у братьев твоих немало заботы о своих семьях. Мы рады, что ты печёшься о спасении своей души, это дело доброе, но ведь твоя благая часть не отнимется у тебя. Послужи нам немного, пока Господь не возьмёт нас к Себе, и тогда Бог благословит исполнить твоё заветное желание.
И благодатный сын повиновался. Без благословения родительского он не решился даже на такое святое дело, как монашеское житие. Вот как угодник Божий, преподобный Сергий дорожил этим благословением.»
II.Основной этап
Работа по учебнику Истоки (стр.60-61):
1)Первичное чтение отрывка из учебника Истоки (вслух)
Бережное отношение друг к другу, завещанное нам предками, породило множество добрых слов. Они способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Традиции доброго слова начинаются с родительского благословения.
По древней традиции родительское благословение требовалось на всякое дело- дальнюю дорогу, на учебу, на начало полевых работ, на женитьбу или замужество, даже при прощении на ночь перед сном.
Благословить- значит произнести благое слово, то есть слово доброе, полезное, служащее счастью. Не трудно понять, что благословение означает пожелание добра, покоя, счастья, успехов, жизни в любви и согласия.
2)Работа с текстом
-С чего начинаются традиции доброго слова?
(С родительского благословения)
-Найдите в тексте, что значит БЛАГОСЛОВИТЬ?
(Благословить- значит произнести БЛАГОЕ СЛОВО, то есть слово доброе, полезное, служащее счастью. ) (слайд №3)
-Почему при благословении родители осеняли своих детей крестным знамением? (Родительское благословение выражает их волю и наставление, а крестное знамение призывает ещё помощь Божию).
-Поднимите руки, у кого в семье существует традиция благословения.
-В устах родителей такие пожелания-благословения по-особому сильны и искренни, т.к. идут от самого сердца.
-Давайте посмотрим, на что требовалось РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ по древней традиции.
Работа со слайдами. (слайд № 4 - 9)
Активная форма. Ресурсный круг. (слайд № 10)
-На какие дела необходимо РОДИТЕЛЬСКОЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ?
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Рефлексия. (слайд № 10)
-На какие дела вас благословляют родители?
-Чтобы родительское благословение имело действенную силу, оно требует послушания родителям, готовности поступить так, как посоветуют родители, доверия их большому жизненному опыту.
Если вы будете прислушиваться к советам родителей, то будете иметь покой в душе и уверенность в жизни.
Список литературы
Истоковедение
. Том 6. – М.
:
Издательский дом «Истоки», 2008. – 280 с.
Камкин, А. В. «Истоки» : учеб
.
п
особие для 4 класса. – М.
:
Истоки, 2017.
«Почитай отца твоего и мать»
Издательство: Родное Слово · Год: 2017
Рекомендации по применению программы «
Социокультурные
истоки»
в
Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего
образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания
образовательного учреждения. – М. : Издательский дом «Истоки», 2015. – 160
http
://
www
.
istoky
-
co
.
ru
/
recomend
.
php