Северный Ледовитый океан , Северный моской путь | Булатова Александра Александровна. Работа №329280
Данный материал можно использовать на уроках географии в 7 классах при изучении темы "Океаны", "Северный Ледовитый океан" .
А так же для учащихся 8 и 9 классов при изучении темы "Северный морской путь . Значение для России" в общеобразовательных учреждениях .
Материал содержит загадки , сведения ,факты о Северном Ледовитом океане . Данный материал позволит ученикам 7-9 классов лучше усвоить материал по данной теме , понять роль морского пути в жизни нашей страны , испытывать чувство гордости за нашу Родину.
Конспект урока по географии в 7 классе.
Тема: Северный Ледовитый океан.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Дата урока : 12.12 2023
Учебно-наглядный комплекс:
Технический – компьютер с мультимедийным проектором;
Наглядные – стенные карты, карты атласа, мультимедийная презентация по теме;
Цели урока : Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся , воспитывать гордость за свою Родину, развивать память ,формировать навыки работы с картами.
Основные термины и понятия : Северный Ледовитый океан ; Северный морской путь ; Россия;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: Формирование представлений и теоретических знаний о Северном Ледовитом океане и его роли для России.
Метапредметные : умение устанавливать причинно- следственные связи , строить логическое рассуждение и делать выводы , работать с текстом и картами ,сравнивать объекты между собой , формирование экологического мышления .
Личностные: воспитание умения работать в коллективе, развивать чувство ответственности, взаимопомощи; формирование познавательного интереса к изучению природы.
План урока:
1) Организационный этап. Учитель приветствует учеников и отмечает отсутствующих.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Здравствуйте ребята! Мы с вами знаем , что на нашей планете 6 материков. Каких? Давайте перечислим! (Евразия ,Сев.Америка ,Юж.Америка , Австралия ,Антарктида, Африка.)
(Слайд)
Их омывают 5 океанов. Давайте их назовем!( Сев.Ледовитый ,Атлантический , Тихий ,Индийский, Южный.)
А кто мне скажет какие из них омывают территорию нашей Великой страны? (Сев.Ледовитый ,Атлантический ,Тихий.)
(Слайд)
А вы знаете, что где-то
Круглый год — зимой и летом —
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда?
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.
(Северный Ледовитый )
Как вы думаете какая тема сегодняшнего урока?Правильно! Северный Ледовитый океан.
(Слайд)
Площадь СЛ океана составляет 14 750 000 км², что делает его самым маленьким из всех. Он расположен в центре Арктики и практически полностью окружён сушей. Исключение составляет лишь широкий выход в северную часть Атлантического океана и узкий Берингов пролив, соединяющий Северный Ледовитый океан с Тихим.
В его состав входит одинадцать морей: Откройте атлас и найдите названные моря.
(Слайд)
Баренцево море
Карское море
Море Лаптевых
Восточно-сибирское море
Чукотское море
Море Бофорта
Море Линкольна
Гренландское море
Норвежское море
Белое море
Море Баффина
Какие из них омывают территорию России ?
(Баренцево, Белое, Карское, Восточно-Сибирское, Лаптевых и Чукотское.)
(Слайд)
Северный Ледовитый океан менее глубокий, чем другие океаны. Активное изучение дна Северного Ледовитого океана началось с организации исследований на дрейфующих льдах.
Около половины площади дна океана занимает шельф (мелководная прибрежная зона). Особенно широк шельф у берегов Евразии ,а именно ,у берегов нашей страны, где он измеряется сотнями километров.
Северный Ледовитый океан находится в субарктических и арктических широтах, поэтому над его акваторией формируются и господствуют арктические воздушные массы. Средняя температура воздуха зимой составляет около –40 °С, летом близка к 0 °С.
(Слайд)
У северо-западных берегов Евразии океан не замерзает, так как течения из Атлантического океана приносят сюда относительно тёплые воды Северо-Атлантического течения, которые движутся дальше на север. Это течение оказывает существенное влияние на климат Европы и смягчает его и делает более влажным.
(Слайд)
Значительная часть Северного Ледовитого океана покрыта многолетним паковым льдом. Его толщина достигает 2–4 м. Он движется под воздействием ветра и океанических течений. В результате столкновения льдин образуются торосы — нагромождение обломков льда высотой до 10–20 м. Часть льда выносится в Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан, как и все остальные, имеет большое значение в хозяйственной деятельности человека. Океан имеет наибольшее значение для России, Канады и стран Северной Европы, которые находятся в его акватории.
Так же в акватории океана ведётся добыча полезных ископаемых, он имеет большое промысловое и транспортное значение.
(Слайд)
В нашей стране важную роль играют работы по освоению Северного морского пути, который позволяет осуществлять доставку грузов в отдалённые районы Сибири и Дальнего Востока. Для прохода судов в таких суровых условиях используются ледоколы, как дизельные, так и атомные.
Гимнастика для глаз.
Север ,Юг, Запад ,Восток (движение глаз в направлении)
(Слайд)
Северный морской путь по сравнению с проходом через Индийский океан занимает существенно меньше времени, что делает этот путь более экономичным и экологичным.
В 2022 году наша страна отпраздновала 90-летие Северного морского пути — кратчайшей трассы между Европейской частью России и Дальним Востоком, которую часто называют «арктической дорогой жизни».
За отправную точку юбилея взят 1932 год, когда экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» смогла за одну навигацию пройти от Архангельска до Берингова пролива. Но осваивать арктические просторы наши предки начали задолго до этих событий.
(Слайд)
Народы, обитающие на берегах Северного-Ледовитого океана, издавна занимались рыболовством, промыслом морского зверя. Для передвижений по северным морям жители побережья Белого моря — поморы — строили особые суда — кочи, на которых выходили далеко в океан.
(Слайд)
В XVIII в. начались более активные исследования океана русскими мореплавателями. Были организованы камчатские экспедиции: Первая (1725–1730 гг.) и Великая Северная (1733–1743 гг.), возглавляемые Витусом Берингом. В Великой Северной экспедиции принимали участие российские мореплаватели, имена которых увековечены на карте Сибири и Северного Ледовитого океана: Витус Беринг, Алексей Чириков, братья Харитон и Дмитрий Лаптевы, Семён Челюскин, Василий Прончищев и многие другие.
Нильс Норденшельд, шведский географ, впервые прошёл Северным морским путём или Северо-Восточным проходом из Атлантики в Тихий океан в 1878–1879 гг.
В 1893 г. Фритьоф Нансен попытался достичь Северного полюса на специально построенном судне «Фрам». Нансен дал кораблю вмерзнуть в лёд и надеялся, что течения вынесут корабль к Северному полюсу. Сам путешественник пытался достигнуть полюса по дрейфующим льдам. В 1897 г. был создан первый арктический ледокол «Ермак» — в его разработке участвовали Дмитрий Иванович Менделеев и адмирал Макаров.
В 1937 г. в районе Северного полюса была создана первая в мире дрейфующая станция под руководством Ивана Дмитриевича Папанина. Четверо полярников — И.Д. Папанин, гидробиолог и океанолог П.П. Ширшов, геофизик Е.К. Федоров и радист Э.Т. Кренкель провели на льдине девять месяцев, льдина прошла расстояние 2 000 км до берега Гренландии.
В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. Защиту арктических коммуникаций системой морских конвоев обеспечивал Северный флот.
Важным этапом послевоенного освоения Севморпути является строительство первого атомного ледокола «Ленин», который начал свою полярную вахту в 1960 году.
Появившаяся вслед за ним линейка атомных ледоколов позволила в 1978 году начать регулярные транспортные морские перевозки по СМП караванами из двух ледоколов и нескольких грузовых судов.
(Слайд)
Развитие Севморпути обозначено руководством нашей страны как приоритетная национальная цель. Об этом говорит пакет нормативных актов и стратегических документов, принятых за последнее время. Арктическая зона имеет особое, стратегическое значение , отметил В.В.Путин.
(Слайд)
Есть перспектива превращения СМП в международный транспортный коридор, конкурирующий даже с Суэцким каналом. В качестве аргументов можно привести очевидные сравнительные характеристики — путь через Суэц из Южной Кореи в Великобританию имеет протяженность более 23 тыс. км, а через СМП свыше 14 тыс. км. Значит, есть возможность экономить не только на времени, но и на топливе, стоимости аренды судна и оплате труда экипажа. Кроме того на СМП нет очередей (как в Суэце) и рисков пиратских атак.
(Слайд)
Северный Ледовитый океан:
расположен
в Северном полушарии;
самый маленький по площади;
наименее глубокий океан;
самый холодный;
занимает территорию вокруг Северного полюса;
образует с прибрежными зонами материков Евразия и Северная Америка географический район – Арктику.
имеет стратегически
важное значение
для нашей страны
наиболее выгодный морской путь из Европы в Азию
(Слайд)
Тест:
1.Сколько океанов омывают территорию России? А)5 Б)4 В)3
2. Экспедиция под руководством ……….. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков.
А) Отто Юльевича Шмидта Б) Витуса Беринга В) Алексея Чирикова
3.Какое из морей не относится к акватории СЛ океана?
А)Каспийское Б) Лаптевых В) Восточно – сибирское
4.Выберите лишнее. Северный Ледовитый океан …
А) Самый маленький Б) самый глубокий В) имеет обширную шельфовую зону
5. Торосы – это..
А) Канаты удерживающие судно Б) ледоколы В) нагромождение обломков льда
6. Первая в мире дрейфующая станция была под руководством:
А) И.Д. Папанина Б) Д.И. Менделеева В)В. Прончищев
Работа в парах .Взаимопроверка . (Слайд с критериями оценивания)
Рефлексия. (Слайд)
- Я узнал …..
- Меня заинтересовало …
- Было сложно……
(Слайд с домашним заданием) Домашнее задание и индивидуальное задание.