Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Шаблоны-формулировки для заполнения речевых карт учителя-логопеда" | Тимошенко Елена Викторовна. Работа №324333

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Основным документом, который оформляет учитель-логопед в процессе коррекционно-развивающей работы с ребенком, является речевая карта или карта обследования речи. Это вид бланка, в котором фиксируются данные диагностики, затем проводится анализ и разрабатывается индивидуально-ориентированный план логопедической работы. Есть несколько видов речевых карт, ее можно разработать самостоятельно, главное, чтобы она отражала специфику речевого развития и давала возможность выбрать определенную направленность коррекционной деятельности. В первые две недели логопед проводит диагностику, выявляет уровень сформированности правильного звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического   оформления речи, способность ребенка к звуковому анализу и синтезу слов, особенности слоговой структуры, развития артикуляционного аппарата. Затем полученные данные заносит в речевую карту обследования речи и разрабатывает план предстоящей работы.

 

Структура речевой карты:

 

1. Общие сведения (ФИО, дата рождения, домашний адрес, что посещает, сведения о родителях, особенности соматического здоровья, генетические предрасположенности). 2. Анамнестические данные.

 

3. Диагностика неречевого развития ребенка. Определение уровня развития познавательной сферы (восприятия, памяти, внимания, мыслительных процессов, выявление уровня общей осведомленности). 4. Диагностика речевых нарушений. Особенности развития артикуляционного аппарата, дыхания, голосовых характеристик, звукопроизношения.  5. Диагностика сформированности фонематических процессов (состояние слухо-произносительной дифференциации фонем, фонематический анализ слов, определение последовательности и количества звуков в словах, фонематический синтез). 6. Общее понимание речи, умение вести диалог, развитость пассивного словаря. 7. Диагностика звукослоговой структуры слов. 8. Состояние импрессивного и экспрессивного словаря (объем, развитость обобщающих понятий). 9. Диагностика развития системы словообразования (суффиксальным и префиксальным способом). 10. Диагностика системы словоизменения (по числам, по родам, падежам, лицам, временам). 11. Диагностика лексического и грамматического строя речи, правильность построения фраз, наличие аграмматизмов в речи.  12. Уровень развития связной речи.  13. Диагностика фонаций (темп речи, плавность, выразительность, четкость произношения, сила голоса, особенности дыхания). 14. Формулирование логопедического заключения. 15. Результаты коррекционно-развивающей работы.

 

Сенсомоторная сторона речи
Грубых нарушений звукопроизношения нет, но наблюдается несформированность функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок.
Произносительная сторона речи без дефектов.
После однократного предъявления не может воспроизвести ряд, состоящий из 5 различных слогов.
Допускает многочисленные ошибки при выделении звука из слова.
Допускает грубые ошибки при отборе картинок на заданный звук.
Не справляется с заданием на определение последовательности и места звуков в слове.
Давал много неточных ответов.
В анамнезе отмечается запаздывание в формировании фразовой речи.
Незрелость фонематического восприятия.
Неполное осознание звуковой оболочки слова.
Несформированность фонематических процессов.
Неполноценность сукцессивных операций.
Неполноценность сукцессивной слухо-речевой памяти (дни недели, месяцы).
Неполноценность речевой моторики.
Затрудняется в дифференциации звуков не только при произнесении, но и при восприятии на слух.
Низкий уровень овладения анализом звукового состава слова.
Незначительное искажение слоговой структуры слова в словах сложного слогового состава, а также в незнакомых и малоупотребляемых словах.
Трудности воспроизведения серии слоговых сочетаний, слов-паронимов. Затрудняется в подборе картинок, в наименовании которых имелись оппозиционные звуки.
Малый объём и неточность движений языка, слабая переключаемость, быстрая истощаемость.
Недостаточность речевой моторики, проявляющаяся в напряжении мышц языка, трудности удержания поз языка и переключении органов артикуляции с одного положения на другое; трудности в длительных поисках нужного положения.
Трудности дифференциации звуков твёрдых-мягких, глухих-звонких.
Не удерживает последовательность и количество слогов при воспроизведении слогового ряда, а также предложений из 4-5 слов (пропускает слова либо совсем не может повторить).
Низкий уровень владения анализом звукового состава слова. Количество и последовательность звуков в словах, определение позиционных соотношений в слове удаётся с трудом.
При воспроизведении незнакомых слов наблюдается нарушение слоговой структуры.
Трудности повторения серии из 3-4 слогов с фонетически близкими звуками. Недостаточно различает понятия звук, буква, слог.
Затруднены сложные формы языкового анализа.
Трудности фонетико-фонематического анализа и синтеза.
Нарушение понимания логико-грамматических конструкций.
Смазанность речи, неразборчивость.
Словарный запас и навыки словообразования
Словарный запас беден, характеризуется неточностью значений многих слов, особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, прилагательных, глаголов.
Бедность и недостаточная дифференцированность словаря, недостаточная сформированность понимания лексико-грамматических конструкций.
Отмечается многословность или недостаточная развёрнутость высказываний.
Не знает многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речевой практике.
Недостаточно дифференцирует лексические единицы по их семантическим признакам (конверт называет письмом, платье – одеждой).
Недостаточно дифференцирует слова по значению.
В основном употребляет существительные и глаголы.
Из прилагательных использует главным образом качественные.
Недостаточно владеет антонимическими и синонимическими средствами языка.
Ограниченность лексических средств при составлении предложений по опорным словам.
В основном наблюдаются простые предложения из 3-4 слов.
Предложения отличаются краткостью, стереотипностью, круг используемых слов крайне ограничен.
Затрудняется в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок.
Ограничен речевой запас, поэтому происходит неточный отбор слов.
Бедный запас слов, выражающих оттенки значений.
Большое количество ошибок в словоизменении, вследствие чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях (смешение окончаний существительных м. и ж. родов, замена окончаний существительных среднего рода в И.п. окончанием сущ. ж.рода.
Ошибочное ударение в слове.
Неправильное согласование существительных с прилагательным.
Не может образовать мн.ч. существительного и глагола от слов в ед. ч. и наоборот.
У ребёнка наблюдается неумение пользоваться словообразованием.
Неточное значение и неточное употребление обиходных слов.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы.
Мало слов, характеризующих качество, признаки, состояние предметов и действий, а также способы действий.
Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию; нетвёрдое овладение многими грамматическими формами.
Трудности употребления обобщающих понятий, хотя в пассивном словаре встречаются.
Грамматический строй речи
Трудности при составлении предложений из набора слов по сюжетной картинке.
Нарушен порядок слов в предложении.
Набор слов вместо связного высказывания.
Неполноценность грамматического программирования.
Недостаточная сформированность и устойчивость представлений и знаний о структуре простого предложения.
При употреблении простых предлогов допускает их замены, пропуски.
Допускает ошибки в употреблении предлогов.
Не пользуется сложными предлогами.
Допускает ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с прилагательными и глаголами.
Пользуется простыми предложениями, допуская большое количество ошибок, предлоги опускает, заменяет.
Наблюдается неполная сформированность понимания значений даже наиболее простых предлогов.
Большое количество ошибок наблюдается в использовании простых предлогов и почти не используются в речи более сложные предлоги.
Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения.
Педагогические наблюдения
Двигательное беспокойство, повышенная отвлекаемость, многоречивость.
Некритичен к языковой недостаточности.
Низкая контактность, негативизм, немотивируемое упрямство, раздражительность, склонность к аффектам, агрессивность, жестокость.
Тревожность, обидчивость, впечатлительность, замкнутость, конфликтность.
На вопросы отвечает одним словом.
Во время обследования напряжён.
Отвечает тихо и коротко.
Запас сведений и ориентировка в окружающем отстают от возраста.
Часто можно наблюдать неадекватную улыбку на лице.
Низкая речевая активность.
Формировать навыки построения связного высказывания.
Вырабатывать осознанное отношение к артикуляции звуков.
Вырабатывать полноценные движения органов артикуляции.
Развивать и совершенствовать тонкую моторику кисти и пальцев рук.
Развивать и совершенствовать слуховое внимание, слуховую память, фонематические процессы.
Развивать словарный запас и мышление.
Обогащать и активизировать словарь.
Вырабатывать чёткую дикцию, выразительность речи.
Связная речь
В свободных высказываниях наблюдаются негрубые ошибки в оформлении фраз.
Связная речь характеризуется односложностью, неумением связно, последовательно строить рассказ, бедностью в выборе языковых средств.
В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающая временные и пространственные отношения.
Ребёнок прибегает к пространным объяснениям вместо называния предмета или действия.
По картинке перечисляет отдельные элементы ситуации, часто не различаются существенные и второстепенные детали.
Наблюдается отсутствие связующих элементов.
Затруднения приводят к частым остановкам, вызывают необходимость задавать наводящие вопросы.
В высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств
смысловые отношения (временные, пространственные, причинно-следственные).
Пересказывает по вопросам.
Общий смысл прочитанного понимает.
Умеет пересказывать без искажений незнакомый рассказ.
Для пересказа.
Передаёт содержание упрощённо.
Пересказывает важные части рассказа, но не устанавливает причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Для рассказа.
Рассказ характеризуется бедностью языкового оформления и нарушением логической связи.
Отмечается непоследовательность в изложении, смысловое несоответствие частей высказывания, их искажение.
Не сохраняет основной сюжетной линии.
При пересказе, соскальзывает на второстепенные детали.
Чтение и письмо
Чтение угадывающее.
Чтение невыразительно, лишено интонационной, эмоциональной красочности.
Допускает замены букв, пропуски отдельных слов.
Не овладел слитным чтением.
Смысл прочитанного не понимает.
Пересказывает по наводящим вопросам.
Стремится к дословному, механическому воспроизведению прочитанного без самостоятельного сознательного осмысливания прочитанного текста.
Рассказы со скрытым смыслом малодоступны.
Чтение послоговое.
Слоги и слова читает правильно, простые слова читает целостно.
Делает запинки при чтении многосложных слов.
Скорость чтения невысокая.
Способ чтения послоговой и целыми словами.
Чтение замедленное.
Понимание прочитанного не нарушено (в пределах интеллектуального развития).
Малая дифференцированность движений кистей рук.
Письмо несформированно.
При списывании текста допускает ошибки…
Такая же картина при списывании.
Моторная неловкость, которая проявляется трудностями удержания строки, разным наклоном, высотой элементов букв; трудностями запоминания графического образа букв.
Наблюдается задержка в формировании пространственного восприятия и пространственных представлений; трудности ориентировки на тетрадном листе, зеркальность при написании букв и цифр.
На письме допускает значительное число ошибок, связанных с неполноценностью фонематического восприятия и несформированностью звукового анализа. Синтаксические ошибки вызваны неполноценностью лексико-грамматического строя речи (неумение выделить слово, предложение из текста, ошибки в употреблении падежных окончаний, пропуски слов, предлогов, нарушение согласование в роде, падеже).
Отмечается большое количество ошибок при списывании, вызванное низким уровнем самоконтроля, неустойчивостью внимания, низкой работоспособностью.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×