Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 16.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Шахматы-как средство интеллектуального развития старших дошкольников | Кугенева Елена Владимировна . Работа №326177

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Все эти качества можно развить при помощи игры в шахматы.

  В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется отдельная образовательная деятельность познания. Ставятся следующие цели: развитие у детей познавательных интересов интеллектуального развития. 

 Задачи: 1) Сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств.

               2) Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.

              

 

               3) Формирование элементарных математических представлений. 

                4) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. 

 А в образовательной области социализация в отношение игры ставятся следующие задачи, а именно развитие игровой деятельности. В целях предполагается первоначальные представления социального характера и включает детей в систему социальных отношений  в том числе в играх. Кроме того основной формой работой с детьми и ведущей формой деятельности остается игра.

Дипломная работа.
Шахматы – как средство интеллектуального развития старших дошкольников
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ………………………6
Анатомо – физиологические и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………6
Сущность интеллектуального развития старших дошкольников..12
Специфика использования шахмат в работе с дошкольниками..20
Выводы по первой главе………………………………………………………25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ …………28
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………………….28
2.2. Методика обучения старших дошкольников игре в шахматы……..33
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы…………………39
Выводы по второй главе………………………………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………45
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность. Все эти качества можно развить при помощи игры в шахматы.
В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяется отдельная образовательная деятельность познания. Ставятся следующие цели: развитие у детей познавательных интересов интеллектуального развития.
Задачи: 1) Сенсорное развитие, т.е. развитие органов чувств.
2) Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности.
3) Формирование элементарных математических представлений.
4) Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
А в образовательной области социализация в отношение игры ставятся следующие задачи, а именно развитие игровой деятельности. В целях предполагается первоначальные представления социального характера и включает детей в систему социальных отношений в том числе в играх. Кроме того основной формой работой с детьми и ведущей формой деятельности остается игра.
Объект: интеллектуальное развитие старших дошкольников.
Предмет: процесс использования шахмат как средство интеллектуального развития старших дошкольников.
Цель исследования: теоретически обобщить возможность использования шахмат как средства интеллектуального развития старших дошкольников.
Задачи:
1.Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
2.Определить уровень интеллектуального развития старших дошкольников;
3. Разработать и апробировать методику обучения старших дошкольников в игре в шахматы.
Методы исследования: Анализ психологической и педагогической литературы, педагогический эксперимент три этапа.
Методологические основы исследования составляют философские подходы: аксиологический подход, деятельно-личностный подход. Исследования Лейтеса Н.С. Мечетова В.И.
Теоретическая значимость: заключается в обобщении организационно- педагогических условий успешного использования шахмат в интеллектуальном развитии старших дошкольников.
Практическая значимость исследования: Разработанная методика обучения старших дошкольников игре в шахматы может быть использована в практике.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Воспитателю детского сада, работающему с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо хорошо знать их анатомо-физиологические и психологические особенности. Недостаточное знание особенностей детского организма может привести к ошибкам в методике интеллектуального воспитания и, как следствие, к перегрузке детей, нанесению ущерба их здоровью. Детский организм не является уменьшенной копией организма взрослого человека. В каждом возрасте он отличается присущими этому возрасту особенностями, которые влияют на жизненные процессы в организме, на физическую и умственную деятельность ребенка.
Физическое развитие старших дошкольников резко отличается от развития детей школьного возраста. Остановимся на анатомо-физиологических и психологических особенностях детей 5-7 лет, т.е. детей, отнесенных к группе старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной.
Каждый возрастной этап характерен, кроме того, разной интенсивностью роста отдельных частей тела. В течение шестого года, например, быстро увеличиваются длина конечностей, ширина таза и плеч у детей обоего пола. Вместе с тем имеются индивидуальные различия в этих показателях, а также различия их у мальчиков и девочек. Например, окружность грудной клетки у девочек увеличивается интенсивнее, чем у мальчиков.
Развитие опорно-двигательной системы ребенка исследуемого возраста - скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура, к пяти-шести годам еще не завершено. Кости ребенка старшего дошкольного возраста продолжают меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития неодинаковы.
Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.
У детей пяти-шести лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребенок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни. С целью совершенствования подвижности нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.
Анатомо-физиологическое развитие в старшем дошкольном возрасте непосредственно связано с изменениями, происходящими в психической сфере. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском сад.
В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности; возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как надо.
Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.
Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального Я, формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более взрослое положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.
Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
Самосознание у старших дошкольников формируется благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Самооценка основывается на эмоциональную самооценку и рациональную оценку чужого поведения. Оценивая практические умения, 5 – летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 – ти годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время они обосновывают свои успехи. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Ребенок этого возраста готов всему учиться, его способности позволяют легко и быстро овладевать целыми областями знания, его переполняют чувства собственной умственной и физической силы, только для этого нужно методический подход и грамотный руководитель или воспитатель.
При все важности познавательного развития ребенка его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества. В ходе онтогенеза изменяется и структура эмоциональных процессов: в их состав постепенно включаются, помимо вегетативных и моторных реакций, познавательные процессы, что немаловажно и в физическом развитии.
В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направляют его на определенные предметы, явления. Произвольное внимание формируется благодаря взрослым, которые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Кроме ситуативных средств, организующих внимание в связи с конкретной задачей существует универсальное средство – речь. Ребенок в старшем дошкольном возрасте способен заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.
Дети старшего дошкольного возраста начинают овладевать произвольным вниманием, но непроизвольное внимание остается преобладающим. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, но в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания.
Детям старшего дошкольного возраста, характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций и развитие пространственных представлений достигает высокого уровня. В этом возрасте формирование воображения зависит от развития речи ребенка, которая расширяет возможности взаимодействия с внешней средой, способствует её освоению.
Мышление ребенка формируется в педагогическом процессе, в активном овладении ребенка способами практической и познавательной деятельности. Условием возникновения и развития мышления ребенка по А.В. Запорожцу, является изменение видов и содержании детской деятельности, в том числе на спортивных занятиях. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. [10,с.70]
А.В. Запорожец, изучая развитие движений у детей, показал, что в самом простом движении у ребенка есть фаза реализации. Возникновение фазы подготовки в предметном действии повышает его эффективность. От того как организована ориентация ребенка, зависит тот или иной результат. Для образования определенных двигательных навыков и закрепление их как условных рефлексов (образование двигательного стереотипа) требуется определенная повторность и последовательность применения раздражителей. Таковыми раздражителями являются физические упражнения, проводимые по определенному плану.
В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л.С. Выготскому, стоит память. В этом возрасте возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения.
Память – в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Объем фиксируемого материала определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению, ребенок запоминает то, что ему очень интересно и дает наилучшие впечатления. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через длительный срок. Основным достижением ребенка старшего дошкольного возраста является развитие произвольного внимания, а также запоминания и припоминания. .[10,с.73]
Воображение – его развитие обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов – заместителей. В старшем дошкольном возрасте замещение становится чисто символическим и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми предметами.[23, с.57]
Таким образом, учитывая особенности анатомо-физиологического и психического развития детей в старшем дошкольном возрасте необходимо создание благоприятных условий для развития интеллектуальной деятельности при проведении специальных занятий, которые будут способствовать более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, психическому и моторному развитию детей. А также правильно организовывать игровой процесс с использованием таких игровых средств как шахматы, позволяющий непосредственно воздействовать на организм и психику ребенка в условиях целенаправленного воспитания и обучения.
1.2 Сущность интеллектуального развития старших дошкольников
Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как относительно устойчивая структура умственных способностей индивида[6, с.114].
Исходным условием интеллектуального развития дошкольников являются цели и задачи образовательного процесса воплощенные в соответствующих концепциях. Актуальность проблемы интеллектуального развития старших дошкольников в детском саду обусловливает необходимость тщательного анализа исследований и литературных источников по рассматриваемой проблеме.
Теоретической основой интеллектуального развития старших дошкольников послужили идеи Н.Я. Михайленко и Н.А.Коротковой о блочной системе образовательного процесса и об ориентирах в обновлении содержания. Главную педагогическую задачу Л.М.Кларина справедливо видит в создании условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться, и имелась бы возможность это сделать.
По мнению Р.С. Немова интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи. Он выдвинул идею о том, что в этом возрасте дети, пользуясь системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Старшим дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания.
Интеллектуальное развитие дошкольников - это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т. д.
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Под сущностью интеллектуального развития понимают - уровень развития умственных способностей, имея в виду запас знаний и развитие познавательных процессов, т.е. должен быть определенный кругозор, запас конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
Под умом человека понимается такая функция мозга, которая заключается в точном и адекватном отражении закономерностей явлений окружающей жизни и в регуляции на этой основе деятельности человека, направленной на преобразование, как объективной действительности, так и на совершенствование самого человека. В широком смысле слова ум это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятии до мышления и воображения включительно.
Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы.
Одним из качеств ума, которое формируется в процессе интеллектуального воспитания дошкольников, является критичность. Критичность ума означает способность оценить результаты познавательной деятельности (собственной и других людей), выбранные способы решения задач, выводы, суждения.
Интеллектуальное развитие проявляется в широте ума - в способности рассмотреть явление в многообразных связях и отношениях, в способности к обобщениям.
В исследованиях А.П. Усовой говориться, что важное значение имеет формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями, обеспечивает высокий уровень готовности к учебной деятельности.[52.c.37]. Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности.
Усвоение научных понятий предполагает, что ребёнок владеет определёнными операциями, позволяющими ему выделить и обобщить те свойства и отношения объектов, которые составляют содержание этих понятий. Чтобы успешно учиться, ребёнку требуются определённые навыки и умения, необходимые на определённых занятиях (сложение, вычитание, чтение, письмо и т.д.).
Особое внимание следует обратить на обобщённые умения, которые нужны на любом занятии. Существенный компонент учебной деятельности - контроль (контролировать свои действия не только по их конечному результату, но и по ходу достижения).
Уровень интеллекта, которым обладает тот или иной человек, не представляет собой сугубо врожденное, а тем более генетически наследуемое свойство - он является именно системой способностей. Способности формируются в процессе осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми. Врожденными являются только задатки. Как известно, способности не только формируются в деятельности - они в ней и проявляются. Другого способа оценить интеллект ребенка как на основе наблюдений за результативностью его повседневной интеллектуальной деятельностью или успешностью выполнения интеллектуальных заданий (тестов), не существует.
Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: способность к обучению; оперирование символами; способность к активному владению закономерностями окружающей нас действительности.
Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения: вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное); способность решать проблемы; практический интеллект (умение добиваться поставленных целей, и пр.).
Основное место в зарубежных исследованиях занимает изучение отдельных компонентов интеллекта.
Заслугой Дж. Гилфорда является выделение социального интеллекта, как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность оценки и прогнозирования поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности.
Такое дробление интеллекта на множество составляющих ведёт к отказу от понимания его целостности.
В отечественной психологии единство интеллекта неоднократно подчёркивалось в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Б.Г. Ананьева.
В трудах Б.М. Теплова освещен качественный подход к изучению интеллекта, в соответствии с которым основным является определение своеобразия интеллектуальных возможностей человека.
В работах крупнейших отечественных и зарубежных психологов А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, Ж. Пиаже выделяются две стороны процесса развития интеллекта в онтогенезе:
обогащение содержания интеллекта (овладение ребёнком новыми действиями и качественные изменения этих действий);
смена стадий мыслительной деятельности
А.В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок.
Плодотворно исследует проблему интеллектуального развития Н.А. Менчинская с группой своих сотрудников. Эти исследования исходят из положения, сформулированного Д.Н. Богоявленским и Н.А. Менчинской о том, что интеллектуальное развитие связано с двумя категориями явлений. Во-первых, должно иметь место накопление фонда знаний - на это обращал внимание ещё П.П. Блонский: Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта и знаний имеет эта голова, тем более способна она рассуждать[16.c.67].
Таким образом, знания - необходимое условие мышления. Во-вторых, для характеристики интеллектуального развития важны те операции, с помощью которых приобретается знание, накопление хорошо отработанных и прочно закреплённых приёмов, которые можно отнести к интеллектуальным умениям.
И так, интеллектуальное развитие - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.
Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
Обобщая, можно говорить, что интеллектуальное развитие предполагает: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.
Интеллект - мыслительная способность человека - ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.
Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.
Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.
К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.
В биологическом отношении старшие дошкольники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению со средним дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные на 80%.
Познавательная деятельность старшего дошкольника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения.
Восприятие старших дошкольников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью. Восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
Внимание старших дошкольников не произвольно, не достаточно устойчиво, ограничено по объему. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и, прежде всего, мотивацией учения, чувством ответственности за успех учебной деятельности.
Мышление у детей старшего дошкольного возраста от эмоционально- образного переходит к абстрактно-логическому и во взаимосвязи с их речью. Словарный запас насчитывает примерно 3500-4000 слов.
Большое значение в познавательной деятельности старшего дошкольника имеет память, которое по преимуществу имеет наглядно-образный характер.[18,с.110]
Особенностью детей данного возраста является потребность в осмыслении происходящего вокруг, в поиске детерминанты окружающей действительности. Познавательная активность детей в этом возрасте способствует развитию интеллекта и формированию готовности к систематическому обучению. Поэтому так важно уже с трехлетнего возраста развитие кругозора, насыщение доступными пониманию детей занятиями, что даёт пищу для ума четырехлетнего ребёнка и вызывает потребность исследовать природу того, что его окружает.
1.3 Специфика использования шахмат в работе с дошкольниками
Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл информационный взрыв – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.
В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Так, наибольшая сензитивность к языку у детей в 2–3 года, 5- летние дети легче и лучше, чем дети другого возраста, обучаются чтению. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены все сензитивные периоды, в частности обучения игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты.
Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, внутренний план действий. Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века.
Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода внутрь внешних, практических действий. С пятилетнего возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры внутрь – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу. Обучение игре в шахматы – не самоцель. Именно использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в древней игре.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Подытоживая работу с детьми 6–7 лет, посещавшими Школу радости, В. Сухомлинский писал: В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет... Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти...[3.c.28].
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам в учебных группах детских садов и спортивных секциях накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом – в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах.
Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что X. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.
Большой вклад в развитие отечественной методики обучения детей дошкольного и школьного возраста внесли: Л.Я.Береславский, М.В.Блох, А.О.Гаврилов, В.И.Гончаров, В.Г.Гришин, Д.А.Давлетов, Н.И.Журавлев, В.Г.Зак, С.Д.Иващенко, Е.И.Ильин, В.И.Мечитов, В.А.Пожарский, И.Л.Славин, И.Г.Сухин, Н.Г.Яковлев и многие другие. В сердцевине современной концепции общего образования – идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы и в шашки.
Методически грамотное обучение детей основам шахматной игры, опирающееся на постулат Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти на один шаг впереди развития, и свойственные детям потребности и возможности – действенное, эффективное средство их умственного развития.
Ещё не оценено в должной мере то обстоятельство, что шахматные занятия помогут не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах, приоткроют дорогу к творчеству детям-инвалидам, ребятам с различными функциональными отклонениями, детям некоммуникативного типа. Круг общения, возможности полноценного развития и самовыражения, самореализации этих детей порой чрезвычайно узки, и дети остро чувствуют свою реальную либо мнимую ущербность.
Парадокс обучения игре в шахматы состоит в том, что оно даёт необычайно много не только детям с задержкой психофизического развития, не только нормальным детям, но и детям одарённым. Важно лишь каждому ребёнку давать посильные развивающие задания.
С 1993 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе; к 2002 году, к сожалению, часов для них отводится меньше). Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов (Введение в народоведение, Твоя Вселенная и Шахматы – школе).
Шахматы в России уже в программе начальной школы. Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от директора зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, “Твоя вселенная”. При этом очень многие директоры школ хотят, чтобы у них в школах проходили уроки шахмат.
Очень точно об этом сказал В.И. Мечитов: Еще не так давно приходилось доказывать, что шахматы важны для развития личностных качеств, а не ценны сами по себе. Сегодня вопрос так не стоит, практически любой директор школы готов включить в программу урок шахмат, если поступит предложение от внушающего доверие преподавателя. К сожалению, мало людей, желающих этим заниматься[34.c.12-14].
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели[4.c.241]. Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
\
Выводы по первой главе.
1.Итак, для того, чтобы приобрести подлинно гуманистический характер не на словах, а на деле, дошкольное образование должно осуществляться в основном через организацию и руководство детскими видами деятельности (прежде всего игрой) и обеспечивать наилучшие условия для развития в этих видах деятельности психологических качеств, специфичных для возраста и имеющих непреходящее значение, - в первую очередь образных форм познания мира и социальных эмоций.
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется совместными усилиями воспитателей и родителей, которых объединяет общий взгляд на детей. Суть его состоит в признании способности детей к глубоким интеллектуальным переживаниям и радости, уникальности каждого ребенка, неповторимости его личности. При этом взрослые, уважая личность ребенка, сознают ряд непреложных истин: ребенок не объект для изучения, а человек, которого необходимо познавать в развитии; дети имеют врожденную тенденцию к росту и созреванию, обладают внутренней интуитивной мудростью; интерес к таинственному живет в любом человеке с рождения, каждый малыш - исследователь.
Осознание этих истин, вера в творческие возможности ребенка, забота о нем, создание благоприятных условий для его развития и неустанное повышение своего педагогического мастерства - все это поможет воспитателю обеспечить высокий уровень интеллектуального развития детей.
2.И так, интеллектуальное развитие - это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальное развитие также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Интеллект - мыслительная способность человека - ум, рассудок, разум; уровень умственного развития. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.
3. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
2.1.Констатирующий эксперимент.
В эксперименте принимали участие 10 детей в возрасте 5-6 лет МДОУ детский сад п.Требиятский. Эксперимент был организован с октября по декабрь 2010г.
Цель констатирующего эксперимента заключается в выявлении уровня интеллектуального развития старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента: Определить экспериментальную методику обучения, которая бы отвечала особенностям старших дошкольников в игре в шахматы; Выявить уровень сформированности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе игры в шахматы. Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должны быть по возможности краткими - беседы, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка. Перед началом диагностического обследования ребенка с целью установления первоначального контакта с ним, рекомендуется проводить беседы, которые могут касаться любой темы. Воспитатель должен хорошо владеть методикой ее проведения. Беседа с детьми. Обычно она отличается следующей структурой:
а) введение: привлечение ребенка к сотрудничеству настройка;
б) свободные, неуправляемые высказывания ребенка;
в) общие вопросы типа: Ты можешь мне рассказать что-нибудь о себе, Меня бы интересовало, раз мы уже немного познакомились, с кем ты дружишь? и т.п.
г) подробное исследование;
е) обращаться к ребенку нужно только по имени.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы определили критерии уровней формирования навыков интеллектуального развития у старших дошкольников.
Таблица 1
Критерии уровней интеллектуального развития у старших дошкольников (по Беспалько В.Н.)
Уровни
Показатели
Высокий уровень
Характерно высокий интеллектуальный уровень: познавательная активность, инициативность, творчество, умение анализировать и делать выводы. Ярко выражено речь ребенка. Имеет познавательный интерес к окружающему миру. Осознают и соотносят свои возможности и навыки с требованиями воспитателя. Развито логическое мышление.
Средний уровень
Средний уровень - дети проявляют эрудицию, познавательный интерес, владеют логическим мышлением, но не совсем точно выражает сои мысли, иногда проявляют инициативу в решении упражнений, занятий. Понимают важность занятий, но не всегда ориентируются. В заданиях.
Низкий уровень
Для этого уровня характерно низкое интеллектуальное развитие: низкий уровень педагогических знаний и отсутствие логического мышления, речь не связанная, не умеет выразить то, что хочет.
Таблица 2
Уровень интеллектуального развития старших дошкольников в начале эксперимента
Имя ребенка
Дифференцированное
восприятие
Логическое запоминание
Познавательный интерес
Акчалов Т.
средний
низкий
средний
Афанасьев Б.
низкий
средний
средний
Билалова В.
средний
средний
низкий
Кугенева А.
средний
низкий
средний
Кугенев Н.
низкий
средний
низкий
Сысоева В.
средний
низкий
средний
Кугенева Е.
низкий
низкий
низкий
Тугульбаев А.
средний
низкий
средний
Степанов Л.
низкий
низкий
средний
Кугенева М.
низкий
средний
низкий
Рис. 1. Уровень интеллектуального развития в начале эксперимента
Для определения уровня формирования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста к обучению были использованы следующие игры в шахматы.
Игра – задание Большая и маленькая ( И.Г. Сухин)
Цель: выявить способность к дифференцированному восприятию.
Поставить перед ребенком шесть разных шахматных фигур. Попросить выбрать самую высокую и назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т.д..
Если ребенок может это сделать самостоятельно, то это свидетельствует о наличии у него способности к дифференцированному восприятию.
Логическое запоминание, игра - задание Убери такую же (И.Г. Сухин) Цель: оценка образно-логического мышления, умственных операций анализа и синтеза.
Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т.д.
Критерии оценки: ребенок правильно убирает фигуру в коробку и называет правильно фигуру - это высокий уровень образно-логического мышления; если назвали правильно фигуры - средний уровень; если не справились с заданием - низкий уровень.
Познавательный интерес: игра – задание Волшебный мешочек.(И.Г. Сухин)
Цель: оценить познавательный интерес и способность к знанию.
По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребенку прятать фигуры. А сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы не угадаете, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребенок на ощупь ищет определённую фигуру. Это тренировочная проба, к дальнейшей работе переходите только тогда, когда вы убедитесь, что ребенок понял задание. Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не узнает все фигуры.
В начале констатирующего эксперимента провели диагностику. Результаты нашего исследования были следующие. Детей, которые бы в задание вообще не принимали участие, по данным нашего исследования выявлено не было. Поэтому не было и детей с нулевым уровнем развития.
В экспериментальной и группе мы получили следующие результаты: 50% среднего и 50% низкого дифференцированного восприятия, 40% среднего и 60% низкого логического запоминания, 60% среднего и 40% низкого познавательного интереса.
Таким образом, анализируя результаты констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать интеллектуальное развитие старшего дошкольного возраста в процессе игры в шахматы.
2.2 Методика обучения старших дошкольников игре в шахматы
Данные констатирующего эксперимента, наглядно показывает, что у детей данной старшей группы, где проводилось наше исследование не достаточно сформированы навыки интеллектуального развития.
Обучение игре в шахматы с самого раннего дошкольного возраста важно с гораздо больших точек зрения, чем принято думать. Оно поможет повысить интеллектуальный уровень детей, как развитых стран, так и в не меньшей степени слаборазвитых стран и народов, поможет не отстать в психическом развитии миллионам детей, живущим в сельских регионах.
На основе выше изложенного и данных констатирующего эксперимента мы определили цель формирующего эксперимента – разработать методику игр – занятий по интеллектуальному развитию в процессе игры в шахматы. Для этого мы изучили методику И.Г. Сухина. Разрабатывая методику обучения дошкольников основам древней игры, надо ясно представлять себе, что, для того чтобы подготовить их к творчеству на уровне современного развития знаний, нужно в само усвоение знаний ввести элементы творчества детей. Ведь дошкольник обучается по нашей программе лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании дошкольных видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, если для ребенка от года до трех ведущей деятельностью является предметная деятельность, то с 3-летнего возраста ведущей деятельностью становится игра. Однако следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 2-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах.
Для первоначального знакомства с шахматами предпочтительны деревянные фигуры крупного размера, с диаметром основания 3–4,5 см, строгой формы. В детском саду и шахматной секции можно использовать гигантские шахматы (как в домах отдыха) и простые крупные шахматы.
В шахматах малыш должен запомнить, как называется каждая из фигур, уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Дети с интересом рассматривают шахматные фигуры, сами ставят рядом одинаковые фигуры, с удовольствием по-своему играют в них.
Не все дети сразу же способны запомнить названия конкретных шахматных фигур. Вы даже не всегда сможете проверить, усвоил ли ваш малыш это. Ведь если напрямую спросить названия фигур у ребёнка, он может вам и не ответить. Это ему скучно! Поэтому и узнать, какие из шахматных фигур запомнил малыш, и закрепить пройденный материал лучше всего в игре. На выбор можно поиграть с ребенком в следующие игры-задания:
Волшебный мешочек. По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы не угадаете, и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.
Шахматный теремок. Необходимо сделать из деревянной шахматной доски теремок. Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на теремок и уронить его, а остальные фигуры помогут теремок построить – поднять.
Шахматный колобок. Дидактическую игру-инсценировку сказки Колобок можно провести так: дед – король, баба – ферзь, заяц – пешка, лиса – конь, волк – слон, медведь – ладья, а колобок – шарик или клубок.
Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки лиса колобка не съест – колобок от неё убежит.
Шахматная репка. Посадите репку – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: дед – это король, бабка – ферзь, внучка – слон, Жучка – конь, кошка – ладья, мышка – пешка.
Большая и маленькая. Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.
Запретная фигура. Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме запретной, которая выбирается заранее. Вместо названия запретной фигуры надо сказать секрет. Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда ошибайтесь. Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.
Что общего?. Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: Чем они похожи? Чем отличаются? (цветом, формой).
Белые и чёрные. В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: Белый ферзь. Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета (таково условие), обязательно называя её.
Например: Чёрный король. Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.
Угадайка. Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.
Куча мала. Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: Так? Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.
Школа”. Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..
Цвет. Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, по ошибке поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.
Ряд. Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.
Пирамида. Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.
По росту. Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.
Догонялки. Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура бежит не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.
Прятки. Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.
Кто быстрее?. Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.
Над головой. Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.
На стуле. Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет три бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать ее.
Убери такую же. Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.
Полна горница. Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить спать в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.
Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия достаточно занимательным.
Для проведения индивидуальных занятий наиболее эффективны следующие дидактические игры-задания:
Волшебный мешочек, Шахматный теремок, Шахматный колобок, Шахматная репка, Запретная фигура, Угадайка, Пирамида, Прятки, Догонялки, Школа, Полна горница.
При проведении групповых занятий можно порекомендовать игры-задания: Кто быстрее?, На стуле, Над головой, Ряд, Белые и чёрные, Что общего?, Большая и маленькая, Запретная фигура, Волшебный мешочек, Шахматный теремок, Шахматный колобок, Шахматная репка. Как правило, двух-трех занятий по 15–25 минут достаточно, чтобы все дети в возрасте 5 - 6 лет усвоили названия шахматных фигур.
Далее можно продолжить знакомство с шахматами, передвижение их по доске и знакомство с правилами игры, что позволит раскрыть и обучить удивительному шахматному миру.
2.3. Контрольный этап эксперимента
После проведенного формирующего этапа экспериментальной работы, нами был проведен контрольный этап эксперимента.
Таблица 3
Интеллектуальное развитие в процессе формирования игры в шахматы
Имя ребенка
Дифференцированное
восприятие
Логическое запоминание
Познавательный интерес
Акчалов Т.
средний
средний
средний
Афанасьев Б.
высокий
средний
средний
Билалова В.
средний
средний
высокий
Кугенева А.
средний
высокий
средний
Кугенев Н.
средний
средний
средний
Сысоева В.
средний
средний
высокий
Кугенева Е.
высокий
высокий
высокий
Тугульбаев А.
средний
средний
средний
Степанов Л.
средний
низкий
высокий
Кугенева М.
высокий
средний
низкий
Рис.2. Уровень интеллектуального развития в процессе игры в шахматы.
Результаты анализа показали, что в группе повысился уровень сформированности интеллектуального развития в процессе игры в шахматы.
В экспериментальной группе повысился уровень развития дифференцированного восприятия 30% высокого и 70% среднего уровня, стало 20% высокого, 70% среднего и 10% низкого логического запоминания, а познавательный интерес повысился: 40% высокий уровень, 50% среднего и 10% низкого. Проведем анализ, сравнивая результаты до и после эксперимента.
Рис.3. Анализ уровня сформированности интеллектуального развития игры в шахматы до и после эксперимента.
В результате сравнительного анализа данных следует вывод, что позитивная динамика изменений дошкольников возможна в условиях специально организованной работы, в частности использование различной учебно-воспитательной деятельности.
Таким образом, полученные данные подтверждают, что дошкольники осознали значение и сущность формирования навыков интеллектуального развития, которые необходимы для игры в шахматы. В целом проведенная экспериментальная работа позволяет сделать вывод о том, что эффективность уровня формирования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста будет повышена, если будет создана эмоционально-благополучная атмосфера в группе, гарантия свободы и самостоятельности, психологический настрой в условиях педагогического руководства, и будут учтены наши выводы.
Выводы по второй главе.
1.Констатирующий эксперимент проходил на базе МДОУ детский сад п. Требиятский.
В начале эксперимента провели диагностику и выяснили, что дети имеют средний и низкий уровень интеллектуального развития. Результаты показали, что дифференцированное восприятие было 50% среднего и низкого уровня, логическое запоминание было 40% среднего и 60% низкого уровня, а познавательный интерес был 60% среднего и 40% низкого уровня.
2.Данные констатирующие эксперимент показывают, что у детей старшей группы, где проводилось наше исследование не достаточно сформированы навыки интеллектуального развития. На основе этого была разработана и апробирована на практике методика игр – занятий для обучения старших дошкольников игры в шахматы .
3. Контрольный этап эксперимента показал, что интеллектуальное развитие в процессе формирования игры в шахматы повысилось. Результаты показали, что дифференцированное восприятие стало 30% высокого, 70% среднего уровня, а логическое запоминание стало 20% высокого, 70% среднего и 10% низкого уровня, познавательный интерес повысился на 40% высокого, 50% среднего и 10% низкого уровня.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Изучив психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме мы пришли к выводу, что поддержание, сохранение психологического здоровья детей – одна из важнейших задач детских учебных и воспитательных учреждений. От её решения, зависит как построение оптимальной программы воспитания дошкольников, так и формирование интеллектуального развития. Интеллектуальное развитие это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Интеллектуальное развитие - это процесс и уровень познавательной деятельности дошкольника во всех ее проявлениях. Оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. В возрасте 5 -6 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, смысловое запоминание, интенсивно развивается воображения, обобщенные нормы мышления. Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Игра в шахматы является средством интеллектуального развития старших дошкольников. Важнейшим моментом, составляющим организацию, является содержание занятий или содержание игры в шахматы. Правильно организовать игровой процесс с использованием таких игровых средств как шахматы. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.
2. Констатирующий эксперимент проходил на базе МДОУ детский сад п. Требиятский. В начале эксперимента провели диагностику и выяснили, что дети имеют средний и низкий уровень интеллектуального развития. Результаты показали, что дифференцированное восприятие было 50% среднего и низкого уровня, логическое запоминание было 40% среднего и 60% низкого уровня, а познавательный интерес был 60% среднего и 40% низкого уровня.
3.Мы разработали и апробировали методику обучения дошкольников в игре в шахматы. В игры-задания, которые мы использовали при диагностики детей мы заимствовали у И.Г.Сухина. На основе этого мы увидели, что повысился уровень развития дифференцированного восприятия было 50% среднего и низкого уровня, после проведения эксперимента стало 30% высокого уровня, 70% среднего, заметно изменился уровень познавательного интереса был 60% среднего и 40% низкого уровня, стал 40% высокого , 50% среднего и 10% низкого уровня. Дошкольники стали более внимательными, а также повысился уровень логического запоминания был 40% среднего, 60% низкого, стал 20% высокого, 70% среднего и 10% низкого уровня.
Таким образом, мы решили все поставленные задачи, наметили перспективы дальнейшего интеллектуального развития старшего дошкольного возраста в процессе игры в шахматы. Перспективами нашей работы может быть коррекция и дальнейшая апробация нашей методики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для вузов /Г.С.
Абрамова. – М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. – 698с.
Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебник./ Г.С. Абрамова – Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 624с.
Авербах Ю. Л. Путешествие в шахматное королевство / Ю. Л. Авербах, М. А. Бейлин. – М. : ФиС, 1976. – 288 с.
Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А.
Амонашвили. – М.: Издательство Институт практической психологии; Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 1998. – 544 с.
Аксарина Н.М. Воспитание детей с раннего возраста. / Н.М. Аксарина – М.: Медицина, 2001. – 305с.
Бронштейн Д.И. Самоучитель шахматной игры / Д.И. Бронштейн. – М.: ФиС, 1987. – 352 с.
Веккер Л.М. Психические процессы. Мышление и интеллект / Л.М. Веккер. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1976. – Т.2. - 342с.
Возрастная психология [Текст] : конспект лекций / сост. М. В. Оленникова. – М.; СПб. :АСТ: Сова, 2006. – 126с.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. И. Весела, И.Веселы. – М.: Просвещение, 1983. – 145 с.
Волков, Б.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В.Волкова. – М.: Академический проект, 2008. -667с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология: Учебное пособие. В 2 ч.Ч.1 . /Б.С. Волков, Н.В.Волкова.– М.: ВЛАДОС, 2005. - 366 с.
Выготский Л.С. Проблема развития способностей./Л.С Выготский. // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. – 331c.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка./Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2004. - 512 с.
Габбазова А.Я. Учимся играть в шахматы: учеб. пособие / А.Я. Габбазова. – Ульяновск: УлГТУ, 2002. – 96 с.
Гальперин П.Я. Введение в психологию: учеб. пособие для вузов / П.Я. Гальперин. – 3-е изд. – М.: Книжный дом Университет, 2000. – 336 с
Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: учеб. пособие для шахматистов второго-третьего разряда / Р.Я. Горенштейн. – М.: АОЗТ Фердинандт,
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре./В.Гончаров. – М.: ГЦОЛИФК, 1984. – 304 с.
Дарвиш; О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для вузов./ О.Б. Дарвиш; Под ред. В.Е.Клочко.- М.: ВЛАДОС-пресс, 200.-264с.
Журавлев Н.И. Шаг за шагом / Н.И. Журавлев. М.: ФиС, 1986. – 288 с.
Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, Н. П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии. – 1995. – №1. – С. 41-45.
Запорожец Л.В. Избранные психологические труды 2 т. / Л.В. Запорожец.- М.: Академия, 1986.- 368 с.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. Моя шахматная карьера. [пер. с англ. и нем. ] / Х.Р. Капабланка. – М: ФиС, 1983. – 271 с.
Кормишкин А.М. Шахматы для всех / А.М. Кормишкин. – М.:
Триумфальная арка, 1997. – 288с.
Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Учебное пособие. /И.Ю.Кулагин, В.Н. Колюцкий.- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. /И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.- М.: ТЦ Сфера, 2004. - 464 с.
Ласкер Эм. Учебник шахматной игры / Эм. Лакер. М. – Л.: 1926.
Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психол. – 1997. – №5. – С. 20-27.
Левенфиш Г.Я. Книга начинающего шахматиста / Г.Я. Левенфиш. М.: ФиС, 1957. – 360 с.
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст/ Н.С. Лейтес.- М.: 1977.- 240 с.
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики/ А.Н.Леонтьев. – М.: 1981.- 212 с.
Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество: Избр. психол. тр./ А.М. Матюшкин.- М.; Воронеж: Издательство Московского психолого-социального института: МОДЭК, 2003.-718с.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. /Н.А.Менчинская.- М.: Педагогика, 2000 -218 с.
Методические советы к программе Детство. - СПб.: Детство-Пресс, 2003.- 304 с.
Мечитов В.И. Шахматы детям //64 – Шахматное обозрение./В.И.Мечитов. – 1998. – N 7. - С. 12-14
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников./З.А.Михайлова. - М.: Просвещение, 1990.- 98 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [текст], учеб. по пед. специальностям/ В.С. Мухина.-М.: Академия, 2006.-606с.
Немецкий Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания/ Б.М. Немецкий. – М.: 1987.- 140 с.
Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [текст], учеб. для вузов/ Л.Ф. Обухова.- М.: Высшее образование: МГППУ, 2009.-460с.
Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. - 445 с.
Пензулаева Л. И. Анатомо-физиологические особенности детей. Воспитание детей в старшей группе детского сада./Л.И. Пензулаева. - М.: Просвещение, 2003. - 248 с.
Першина, Л.А. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов/ Л.А. Першина.- М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.-254с.
Петрова, О.О. Возрастная психология: Конспект лекций/ О.О. Петрова, Т.В. Умнова.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 222с.
Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. – М., 1977.
Подготовка юных шахматистов третьего разряда. Программа /под ред. Голенищева В.Е. – М.: Сов. Россия, 1979. – 110 с.
Поддъяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника./ Н.Н.Поддьяков. - М., 2001.- 240 с.
Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Академич, 2001. - 352 с.
Ружиэйро, В.Р. Мышление: пятнадцать уроков для начинающих авторов [текст] / В.Р. Ружиэйро; авторизм. пер. с англ. А. Станиславского./В.Р.Ружиэйро.- М.; Флинта: Наука, 2006.- 437с.
Сорокоумова, Е.А. Возрастная психология. Краткий курс [текст]: учеб. пособие/ Е.А. Сорокоумова.- СПб. и др.: Питер, 2007.- 208с.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. /И.Сухин.– М.: Педагогика, 1991.- 345 с.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. /И.Сухин.– М.: Астрель, АСТ, 2000. – 258 с.
Трофимова, Н.М. Возрастная психология: Практикум для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений: Учеб. пособие / Н.М. Трофимова, Т.Ф. Пушкина, Н.В. Козина.- СПб. и др. : Питер, 2005.-237с.
Усова А.П. Обучение в детском саду. /А.П.Усова.- М.: Просвещение, 2000.- 207 с.
Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272с.
Хон Р.Л. Педагогическая психология. Принципы обучения / Р.Л. Хон. – М.: Деловая книга, 2002. – 736 с.
Шаповаленко, И.В. Возрастная психология: Психология развития и возрастная психология: учеб. для вузов по направлению и специальностям психологии/ И.В. Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2007.-349с.
Юлов, В.Ф. Мышление в контексте сознания/ В.Ф. Юлов.- М.: Академический проект, 2005.-493с.
7
HYPER13PAGE HYPER15
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×