Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 23.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

шахматы программа по шахматам | Мой кабинет. Работа №347211

Дата публикации:
Автор:
Описание:

программа по шахматам 1 класс  

           Программа для младших школьников «Шахматы» реализует обще-интеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Актуальность программы обусловлена тем, что  происходящие  в начальной школе изменения,  ставят  на первый план  развивающие  функции обучения, которые в значительной степени способствуют  становлению личности младших школьников,  наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа для младших школьников «Шахматы» реализует обще-интеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходящие в начальной школе изменения, ставят на первый план развивающие функции обучения, которые в значительной степени способствуют становлению личности младших школьников, наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Главным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Цели программы:

Обучить правилам игры в шахматы.

Сформировать умения

 

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру

гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

Научить ориентироваться на шахматной доске.

Научить

правильно

помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру

гими фигурами.

Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи

гур.

Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

Сформировать умение записывать шахматную партию.

Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится: 1 класс – 33 ч. в год (1 часа в неделю) 2 класс – 34 ч. в год (1 час в неделю) 3 класс – 34 ч. в год. (1 час в неделю) 4 класс - 34 ч. в год. (1 час в неделю)

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся по 30-40 минут.

Основные формы работы на занятии:

индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. 
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. 

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа предусматривает достижение следующих результатов:

 

Результаты

Характеристика результатов

1.

Личностные

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы: исциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленной цели. – отношение к здоровью, как высшей ценности человека. -умение оказывать помощь своим сверстникам.

2.

Метапредметные

Планировать пути достижения целей; - осуществлять контроль и самоконтроль за ходом выполнения заданий и полученным результатом; - распознавать позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье.

3.

Предметные

Знания о шахматах и их роль в укреплении здоровья; - приобретение теоретических и практических навыков шахматной игре; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

3.Содержание программы внеурочной деятельности «Шахматы» 1 класс

Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

К концу учебного года дети должны знать:

шахматные термины:

белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Тематика курса

1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль»Диагональ»

2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай». «Что общего?», «Большая и маленькая»

3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания «Мешочек», «Да и нет», «Мяч»

4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры». «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».

Примечание. Все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.

5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».

6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания «Два хода».

Второй год обучения

Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа первого года обучения была пройдена во II классе. Программа предусматривает 34 учебных занятий, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

К концу учебного года дети должны знать:

обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

проводить элементарные комбинации.

ТЕМАТИКА КУРСА

1.Краткая история шахмат
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам

2.Шахматная нотация Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

«Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле?», «Кто быстрее», «Вижу цель».

3.Ценность шахматных фигур

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания
«Кто сильнее», «Обе армии равны», «Выигрыш материала», «Защита».

4.Техника матования одинокого короля

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля

Дидактические игры и задания
«Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию». «В угол», «Ограниченный король»

5.Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода», «Защитись от мата».

6.Шахматная комбинация

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания
«Объяви мат в два хода», «Сделай ничью», «Выигрыш материала».

Третий год обучения

Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

Дидактические задания

“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”, “Поймай ладью, ферзя”,Защита от мата”, “Выведи фигуру”, “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”, “Мат в 2 хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”, “Захвати центр”, “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?” и др.

К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы; 
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Четвертый год обучения

Программа “Шахматы” предназначена для 4 класса начальной школы. 
На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА

ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ. Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Дидактические задания “Выигрыш материала”, “Мат в 3 хода”, “Сделай ничью” 

ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
Дидактические задания

“Мат в 2 хода”,Квадрат”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”. 

К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы; 
что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.

Тематическое планирование. 1 класс

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Аудиторные

Внеаудиторные

Характеристика деятельности обучающихся

Основные направления воспитательной деятельности

1.

1. Шахматная доска Знакомство с шахматной доской. Белые

и черные поля.

1

1

 

Ознакомление обучающихся с заданием программы. Проведение

инструктажа по технике безопасности.

Ценности научного познания. Трудовое воспитание.

Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

 

2.

Шахматная доска.

2

 

2

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

3.

2.Шахматные фигуры. Знакомство с шахматными фигурами

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

Ценности научного познания. Трудовое воспитание. Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

4.

3.Начальная расстановка фигур. Начальное положение

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

5.

4. Ходы и взятие фигур. Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

1

1

 

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

6.

Ладья в игре.

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

Ценности научного познания. Трудовое воспитание. Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

7.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

1

 

1

 

 

8.

Слон в игре.

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

Ценности научного познания. Трудовое воспитание. Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

9.

Ладья против слона.

1

1

 

 

 

10.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

1

 

1

 

 

11.

Ферзь в игре.

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

12.

Ферзь против ладьи и слона.

1

 

1

 

Ценности научного познания. Трудовое воспитание. Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

13.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

1

1

 

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

14.

Конь в игре.

1

 

1

 

 

15.

Конь против ферзя, ладьи слона.

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

16.

Знакомство с пешкой.

1

1

 

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

Ценности научного познания. Трудовое воспитание. Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

17.

Пешка в игре.

1

 

1

 

 

18.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

 

1

 

 

19.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

20.

Король против других фигур.

1

 

1

 

 

21.

5. Цель шахматной партии. Шах.

2

1

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

Ценности научного познания. Трудовое воспитание. Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

22.

Мат.

2

1

1

 

 

23.

Ставим мат.

1

 

1

 

 

24.

Ничья, пат.

1

 

1

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

25.

Рокировка.

1

 

1

 

 

26.

6. Игра всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия.

3

1

2

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

Ценности научного познания. Трудовое воспитание. Физическое воспитание, формирование здоровья и эмоционального благополучия.

27.

Повторение программного материала.

2

 

2

Наглядный показ упражнения и проведение процесса обучения игре в шахматы.

 

 

Итого:

33 ч.

8 ч.

25 ч.

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×