Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Шарики Су - джок как игровая технология | Пальшина Карине Арменовна. Работа №326598

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Опыт работы

Шарики Су - джок как игровая технология оздоровительной направленности для развития речи младших дошкольников

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Сегодня наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи, детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. («Су» по-корейски — кисть, «джок» — стопа.)

Автор данного метода южнокорейский учёный профессор Пак Чже Ву. В основе данного метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, практически накладываются друг на друга. Массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию. Поэтому мы активно использую элементы терапии во время занятий с детьми, ненавязчиво вплетая их в интерактивные игры или увлекательную гимнастику, в этом помогает набор специальных массажеров. В их комплект входит небольшой пластиковый шар, покрытый шипами, диаметром около 4 сантиметров. Внутри шара имеются два колечка из эластичной стальной или медной пружинки. Все эти предметы используем для занятий.

Метод Су – Джок терапии принадлежит к числу эффективных средств в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются: - высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать как педагоги в своей работе, так и родители в домашних условиях;

- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (их можно приобрести в аптеках и интернет-магазинах, они не требуют больших затрат).             Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками. К тому же, манипулирование Су-джок шариками вызывает восторг у детей, они с большим желанием выполняют все упражнения. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по звукопроизношению позволяет значительно повысить эффективность речи в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии – важная часть для развития речи и мелкой моторики у малышей.

Актуальность использования технологии Су-Джок терапии в педагогическом процессе у младших дошкольников для развития речевых навыков и общения заключается в следующем:

·                        во-первых, ребенок — дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей данного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование Су-Джок терапии вызывает интерес и помогает развивать речь в образовательном процессе более быстро;

·                        во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Использование данной технологии способствует развитию осязания и мелкой моторики. Технология Су-Джок терапия проводится в игровой форме при проведении физкультминуток, используется в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по звукопроизношению (автоматизации звука), развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, а также для развития психических процессов (память, мышления, моторика, внимание). Все игры и упражнения безопасны для жизни и здоровья детей.

Шарики Су-джок как игровую технологию оздоровительной направленности можно использовать в образовательном процессе ДОУ в соответствии с возможностями и особенностями детей младшего дошкольного возраста. Данную технологию возможно использовать во всех образовательных областях.

Цель использования Су-Джок терапии - развитие речи детей дошкольного возраста путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. 

Задачи, которые мы поставили:

·                    учить детей правильно пользоваться шариками и кольцами Су-Джок массажера.

·                    использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по развитию речи.

·                    развивать мелкую моторику пальцев рук детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

·                    развивать связную речь детей, расширять словарный запас.

·                    развивать память, мышление.

·                    воспитывать усидчивость, внимание при выполнении упражнений.

Приемы использования Су-Джок терапии:

·                    массаж специальным шариком:

- удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек;

- каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;

- надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика;

- сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки;

- захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола;

- вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки;

- прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- вращение шарика кончиками пальцев;

- сжимание шарика между ладонями;

- сжимание и передача из руки в руку;

- подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

·                    массаж эластичным кольцом:

- поочередное прокатывание массажного кольца по каждому пальцу.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.

Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Основные этапы реализации технологии

Данную технологию мы применяем, начиная с младших групп.

1 этап - Изучение методики «Су – Джок», создание условий для внедрения метода «Су – Джок», подбор материала для внедрения данного метода; составление картотеки пальчиковых игр, сказок; знакомство детей, а затем и родителей с основами, правилами Су Джок - терапии и самим тренажером.

2 этап - Дети непосредственно знакомятся с действием массажера. Берут его в руки и тактильно исследуют; включение пальчиковых игр с использованием Су-Джок терапии в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность. Можно использовать следующие игры: «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие (красные, желтые, зеленые)». Игры с массажными мячиками «Колючий Ежик» «Этот шарик не простой». Комплекс утренней гимнастик, комплекс бодрящей гимнастики. Обучение родителей правильному проведению дома пальчиковых игр. Рассказ родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. Мастер-класс для родителей: «Как проводить с ребенком пальчиковые игры Су-Джок».

3 этап - это применение массажера в самостоятельной деятельности детей, по желанию.

Таким образом, Су – Джок терапия является эффективной технологией, обеспечивающей развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

В ходе реализации данной технологии все этапы были соблюдены и имели свои результаты:

·        повысился интерес дошкольников к пальчиковой гимнастике и другим видам упражнений;

·        повысился уровень речевой активности детей в различных видах деятельности;

·        увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

·        повысился уровень развития мимики, моторики пальцев рук, внимания, памяти, воображения, речи.

Подводя итоги, можно отметить, что Су-Джок - терапия – не имеет ограничений, всегда результативна и используется практически во всех направлениях педагогической работы в детском саду. Массажные мячики имеются в группе, находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога. Занимаясь с детьми, мы стараемся сделать нашу деятельность более увлекательной и интересной, и в этом нам помогает художественное слово - и сказки, и стихотворения, что позволяет сделать массаж привлекательным для детей. Су –Джок терапия очень простой и безопасный метод. Мы рекомендуем воспитателям использовать эту технологию в детских садах.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 

 

 

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 53 общеразвивающего вида»

 

 

 

 

 

Опыт работы

Шарики Су - джок как игровая технология оздоровительной направленности для развития речи младших дошкольников

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Петоян К. А.

 

 

 

Сыктывкар, 2023

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

– может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

– проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие.

Сегодня наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи, детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.

В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. («Су» по-корейски — кисть, «джок» — стопа.)

Автор данного метода южнокорейский учёный профессор Пак Чже Ву. В основе данного метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов.

Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, практически накладываются друг на друга. Массируя точки на маленьких пальчиках, мы не только разрабатываем их чувствительность и мелкую моторику, но и улучшаем речь дошкольника, способствуя его интеллектуальному развитию. Поэтому мы активно использую элементы терапии во время занятий с детьми, ненавязчиво вплетая их в интерактивные игры или увлекательную гимнастику, в этом помогает набор специальных массажеров. В их комплект входит небольшой пластиковый шар, покрытый шипами, диаметром около 4 сантиметров. Внутри шара имеются два колечка из эластичной стальной или медной пружинки. Все эти предметы используем для занятий.

Метод Су – Джок терапии принадлежит к числу эффективных средств в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Неоспоримыми достоинствами Су-Джок терапии являются:
- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;

- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;

- универсальность – Су-Джок терапию могут использовать как педагоги в своей работе, так и родители в домашних условиях;

- простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (их можно приобрести в аптеках и интернет-магазинах, они не требуют больших затрат).
Таким образом, Су-Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шариками. К тому же, манипулирование Су-джок шариками вызывает восторг у детей, они с большим желанием выполняют все упражнения. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по звукопроизношению позволяет значительно повысить эффективность речи в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су-Джок терапии – важная часть для развития речи и мелкой моторики у малышей.

Актуальность использования технологии Су-Джок терапии в педагогическом процессе у младших дошкольников для развития речевых навыков и общения заключается в следующем:

во-первых, ребенок — дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей данного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование Су-Джок терапии вызывает интерес и помогает развивать речь в

образовательном

процессе более быстро;

во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Использование данной технологии способствует развитию осязания и мелкой моторики. Технология Су-Джок терапия проводится в игровой форме при проведении физкультминуток, используется в сочетании с пальчиковой гимнастикой, упражнениями по звукопроизношению (автоматизации звука), развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи, а также для развития психических процессов (память, мышления, моторика, внимание). Все игры и упражнения безопасны для жизни и здоровья детей.

Шарики Су-джок как игровую технологию оздоровительной направленности можно использовать в образовательном процессе ДОУ в соответствии с возможностями и особенностями детей младшего дошкольного возраста. Данную технологию возможно использовать во всех образовательных областях.

Цель использования Су-Джок терапии - развитие речи детей дошкольного возраста путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. 

Задачи, которые мы поставили:

у

чить детей правильно пользоваться шариками и кольцами Су-Джок массажера.

и

спользовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах работы по развитию речи.

р

азвивать мелкую моторику пальцев рук детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

р

азвивать связную речь детей, расширять словарный запас

.

р

азвивать память, мышление.

в

оспитывать усидчивость, внимание при выполнении упражнений.

Приемы использования Су-Джок терапии:

массаж специальным шариком:

- удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек;

- каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки;

- надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика;

- сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки;

- захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола;

- вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки;

- прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти;

- перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони;

- вращение шарика кончиками пальцев;

- сжимание шарика между ладонями;

- сжимание и передача из руки в руку;

- подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

массаж эластичным кольцом

:

- поочередное прокатывание массажного кольца по каждому пальцу.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.

Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Основные этапы реализации технологии

Данную технологию мы применяем, начиная с младших групп.

1 этап - Изучение методики «Су – Джок», создание условий для внедрения метода «Су – Джок», подбор материала для внедрения данного метода; составление картотеки пальчиковых игр, сказок; знакомство детей, а затем и родителей с основами, правилами Су Джок - терапии и самим тренажером.

2 этап - Дети непосредственно знакомятся с действием массажера. Берут его в руки и тактильно исследуют; включение пальчиковых игр с использованием Су-Джок терапии в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность. Можно использовать следующие игры: «Разложи шарики по цвету», «Найди все синие (красные, желтые, зеленые)». Игры с массажными мячиками «Колючий Ежик» «Этот шарик не простой». Комплекс утренней гимнастик, комплекс бодрящей гимнастики. Обучение родителей правильному проведению дома пальчиковых игр. Рассказ родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы. Мастер-класс для родителей: «Как проводить с ребенком пальчиковые игры Су-Джок».

3 этап - это применение массажера в самостоятельной деятельности детей, по желанию.

Таким образом, Су – Джок терапия является эффективной технологией, обеспечивающей развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

В ходе реализации данной технологии все этапы были соблюдены и имели свои результаты:

повысился

интерес

д

ошкольник

ов

к пальчиковой гимнастике и другим видам упражнений

;

повысился

уровень речевой активности детей в различных видах деятельности

;

у

величился

словарный запас детей, р

ечь детей стала

более эмоциональной и выразительной.

п

овысился

уровень развития мимики, моторики пальцев рук, внимания,

памяти, воображения, речи.

Подводя итоги, можно отметить, что Су-Джок - терапия – не имеет ограничений, всегда результативна и используется практически во всех направлениях педагогической работы в детском саду. Массажные мячики имеются в группе, находятся в свободном доступе, что дает возможность детям самостоятельно выполнять упражнения, без вмешательства педагога. Занимаясь с детьми, мы стараемся сделать нашу деятельность более увлекательной и интересной, и в этом нам помогает художественное слово - и сказки, и стихотворения, что позволяет сделать массаж привлекательным для детей. Су –Джок терапия очень простой и безопасный метод. Мы рекомендуем воспитателям использовать эту технологию в детских садах.

Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воробьева Т.А.,

Крупенчук

О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта. 2001г.

Ивчатова

Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми//Логопед - 2010. №1. - с. 36-38

С.Ю. Мещерякова,

Л.Н.Галигузова

, Речевое развитие детей Москва, «Русское слово» 2019 г.

Е.Л.

Новикова. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М., 1999.

Пак

Чжэ

ВУ, «

Пальцетерапия

», «Су Джок для всех». Издательство: М: Су Джок Академия 2008г.

Цвынтарный

В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.

 

СПб. Издательство «Лань», 2002 г.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×