"Шкатулка" | Софья Владимировна Климова. Работа №229263
Автор: Софья Владимировна Климова
Технологическая карта "Шкатулка" (из раздела "Лепка")
Технологическая карта урока
ФИО:
Климова Соф
ья Владимировна.
Место работы
:
МБОО ДО
«
ДДиЮ
пгт Тымовское»
Должность:
педагог дополнительного образования
Предмет:
Объединение «
Юные художники
»
Класс:
4
год обучения, группа №1
Тема и номер урока:
«
Шкатулка»
Базовый учебник:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Палитра» (составитель: Климова Г.А., Климова С.В., Климова Д.В.).
Тип урока:
комбинированный
Цель:
Создание и декорирование шкатулки из пластилина
Задачи:
Образовательные задачи:
р
асширение знаний о д
екоративно-прикладном искусстве
ознакомление детей со способами создания объемной конструкции и правилами работы с материалом
о
знакомление с композиционными приемами декорирования, видами орнамента
Развивающие задачи:
расширя
ть кругозор и разви
ва
ть интерес к декоративно-прикладному искусству
,
ремеслам
, народным промыслам
и современном
у дизайну
ф
ормировать эмоционально-эстетическое восприятие предметной среды и предметов искусства
,
художественный вкус
р
азвить трудовые навыки, мелкую моторику, умение работать с материалом
р
азви
ва
ть
композиционное
мышление
Воспитательные задачи:
формировать духовно-нравственные и эстетические критерии;
р
азвивать интерес к духовному и ма
териальному наследию прошлого.
р
азвивать творческую и познавательную активность, способность к ручному труду.
Формы обучения:
объяснительно-иллюс
тративная, игровая, просмотр выставки, обсуждение, практическая деятельность
Технология:
личностно-ориентированная
Методы преподавания:
Словесные (
объяснение,
обсуждение
)
Наглядные
(работа с наглядным материалом, просмотр выставки шкатулок из различных материалов)
Активные (дидактическая игра)
Практические (выполнение заданий)
Оборудование:
Наглядные пособия
Раздаточный материал
Мультимедиа
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
приемы
создания объемных конструкций (шкатулок различной формы)
.
Правила и приемы работы со скульптурным и обычным (восковым и твердым) пластилином. Ознакомиться с приемами декорирования изделия (орнаментом)
учащиеся должны уметь:
работать с материалом. Создавать объемную, устойчивую и крепкую конструкцию. Декорировать изделие придуманным орнаментом
Таблица 1.
КОНСПЕКТ УРОКА
№
Этапы урока
Слова педагога
1
2
3
1
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Совсем скоро у вас начнутся летние каникулы и в конце учебного года хочется порадовать вас интересным заданием. Сегодня мы начнем лепить и декорировать шкатулку, которая должна получиться оригинальной и красивой. Она может стать украшением в вашей комнате или подарком близкому человеку. Несмотря на то, что вы хорошо знакомы с пластилином, лепили и объемные формы, и рельефы, но это задание непростое, поэтому внимательно послушайте объяснение
2
Вступительная беседа.
Просмотр выставки
Наверное, все вы видели много шкатулок разного вида и назначения. В сувенирных магазинах стоят шкатулки для хранения ювелирных изделий, для хранения различных предметов, шкатулки-упаковки для подарков. Также есть шкатулки с сюрпризами (с выдвигающимися фигурками), часами, музыкальные и др. Это изделия, выполненные в наше время. Но почти все вещи в нашем предметно-пространственном окружении, исключая современные технические изобретения, появились и использовались людьми в далеком прошлом. Недаром мы гордимся народными промыслами, ремеслами, сохранившимися в нашей стране с древних времен, и печалимся о тех, секреты которых утеряны. В настоящее время чем больше вещей массового производства из синтетических материалов, тем больше ценятся уникальные авторские произведения ручной работы, особенно из природных материалов. Давайте внимательно рассмотрим шкатулки, представленные на нашей выставке. Обратите внимание из чего они выполнены. Я думаю, что перечень материалов произведет на вас впечатление. Эти шкатулки выполнены из натуральных камней, кости, перламутра, раковин, дерева, стекла, кожи, глины… Есть шкатулки, украшенные бисером, вышивкой, резьбой по красному лаку, мозаикой, гравировкой.
3
Краткий обзор пройденного материала
Вы выполняли достаточно много заданий по лепке, также неоднократно участвовали в выставках ДПИ. Что такое Декоративно-прикладное искусство? (Дети отвечают)
Мы лепим с вами шкатулку из пластилина. Для этого мы используем заготовки из скульптурного пластилина, а украшать шкатулку вы будете своим материалом
4
Дидактическая игра
Для того, чтобы понять по какому плану мы будем действовать и как лепить нашу шкатулку, вам предлагается небольшое игровое задание. У нас три ряда, три команды. Каждой команде выдается шкатулка с бумажными полосками. На них напечатаны стадии работы над созданием шкатулки. Расположите их в правильном порядке, и мы получим алгоритм работы. (Дети выполняют задание, зачитывают алгоритм). Обсуждение.
5
Формулирование проблемы
Для выполнения этого задания нам предстоит решить несколько важных задач. Первая: создание устойчивой конструкции, состоящей из стенок, донышка и крышки нашей будущей шкатулки
6
Раздача материала
Приготовьте свое рабочее место и инструменты для работы. Определитесь с цветом будущего изделия. Возьмите заготовки из скульптурного пластилина.
7
Физ. минутка
Перед тем как начать работать с материалом – разомнем руки, ладони, пальцы. Сжатие ладоней в кулак, сжатие подушечек пальцев, и т.д.
8
Практическая деятельность учащихся
Определитесь с формой вашей будущей шкатулки. Сделайте заготовки стенок. Соберите конструкцию. Загладьте стыки и неровности. Сделайте дно коробочки. Сконструируйте крышку.
9
Просмотр
Организуем просмотр и обсуждение наших получившихся конструкций
10
Формулирование проблемы
Наша следующая задача – декорирование получившейся шкатулки. Подумайте над декором. Украшать наше изделие мы будем орнаментом. Вы уже сталкивались с построением орнамента и в линейном рисунке, и в лепке. Сделайте заготовки (жгутики, бусины, вырезанные элементы и так далее). При желании, стеком можно нанести дополнительные узоры, или проработать детали).
11
Самостоятельная работа
Дети работают над украшением шкатулки
12
Просмотр работ. Рефлексия. Обсуждение.
Сделаем небольшую выставку, посмотрим наши шкатулки. Мы продолжим работать над ними в следующий раз, но уже видим положительный результат. Выскажитесь о том, насколько хорошо вам удалась эта часть задания, какие у вас были трудности. Обратите внимание также на работы товарищей.
Таблица 2.
Этап урока
Виды работы, формы, методы, приёмы
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап вводно-мотивационный
Организационный момент
(2 мин)
Словесный
Приветствует. Озвучивает тему урока. Настраивает на задание
Внимательно слушают.
Воспринимают. Реагируют
К: умение слушать и понимать речь педагога.
Р: Пробуждение интереса к теме урока.
Готовность восприятия новой темы.
Готовность восприятия новой темы. Заинтересованность детей.
Вступительная
Беседа. Просмотр выставки
(4 мин)
Словесный. Наглядный. Информативный. Опрос. Обсуждение.
Беседует о сувенирах, народных промыслах, различных видах шкатулок. Задает вопросы о традиционных и современных материалах для ДПИ.
Показывает шкатулки из личной коллекции.
Воспринимают новую информацию.
Рассматривают шкатулки, представленные на выставке. Задают вопросы, и отвечают на вопросы педагога. Получают эмоциональный настрой.
К: умение слушать и вступать в диалог
Р: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Л: Образно-эмоциональное восприятие новой темы
П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания
Познавательная активность.
Познавательная активность. Понимание того, насколько различными могут быть шкатулки по назначению, форме, технике изготовления и материалу.
II этап открытие знаний
Краткий обзор пройденного материала
(2 мин)
Словесный. Наглядный.
Напоминает о проделанной работе, приобретенных знаниях и навыках. Задает вопросы.
Смотрят, анализируют, проводят аналогию между прошлой и нынешней темой. Отвечают на вопросы.
Обсуждают свой опыт.
П: Умение анализировать, определять главные задачи.
Р: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
К: умение слушать и вступать в диалог
Осознание и осмысление своего собственного опыта (теория и практика). Позитивный настрой и желание научиться новому.
Дидактическая игра
(5 мин)
Активный. Игровой. Словесный.
Обсуждение.
Предлагает учащимся составить алгоритм выполнения задания
Коллективно обсуждают предложенное игровое задание. Составляют план. Озвучивают. Обсуждают в группе.
Л: развитие готовности к сотрудничеству
Р: умение анализировать
К: умение работать в коллективе, донести свою мысль, сотрудничать со сверстниками
Концентрация внимания.
Познавательная активность. Аналитическая деятельность. Выявление последовательности планируемых действий.
Формулирование проблемы
(5 мин)
Постановка задач.
Обсуждение.
Формулирует поставленные задачи. Рассказывает о правилах построения композиции. Напоминает об особенностях и ограничениях в построении изображения.
Воспринимают и извлекают нужную информацию. Задают необходимые вопросы по заданию.
Р: способность объективно оценивать свои практические навыки, стремление освоить новые приемы работы.
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
Готовность к восприятию нового задания. Осмысление поставленной задачи.
Желание решить новую творческую задачу, найти собственный оригинальный способ.
Раздача материала
(2 мин)
Словесный. Наглядный.
Предложенный выбор.
Практический
Предлагает учащимся заготовки из пластилина разного сорта и цвета, с тем, чтобы учащиеся комбинируя и меняя их форму работали над созданием объемной конструкции
Дети выбирают материал для создания шкатулки, соотнося этот выбор с задуманной конструкцией
Р: умение адекватно принимать задачу
Л: умение быстро принять решение
Принятие решения. Выбор материала и цвета для основы будущего изделия.
Активизация мыслительного процесса
Физ. минутка
(1 мин)
Педагог с учащимися выполняют физические упражнения
Практическая деятельность учащихся
(20 мин)
Наглядный.
Словесный.
Обсуждение.
Практический.
Проводит индивидуальную работу с учащимися. Советует, корректирует, поощряет.
Собирают шкатулку. Начинают изготавливать декоративные элементы для ее украшения.
П: структурирование знаний
Приобретение новых знаний и умений
самостоятельное создание творческих работ. Л: Развитие творческих способностей.
Погружение в новую тему, поиски конструкторского решения и приемов работы с пластилином.
Работа в материале.
Просмотр.
Рефлексия. Обсуждение.
Завершение урока
(4 мин)
Наглядные
Словесные. Просмотр
Предлагает провести самооценку.
Представляют свои работы. Проверяют и оценивают проделанную ими работу. Высказываются. Отвечают на вопросы.
К: умение слушать и понимать речь других, умение участвовать в коллективном обсуждении
П: Умение анализировать и аргументировать свое мнение.
Оценка процесса и результатов деятельности
Умение анализировать и аргументировать свое мнение.