Школьная дезадаптация- ребенок неспособный к построению отношений и обучению | Мирошниченко Ольга Владимировна . Работа №324587
Дезадаптация - это психическое состояние человека (чаще ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной среде, что затрудняет или полностью отменяет возможность адаптации.
Школьная дезадаптация - это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособным как к построению отношений "человек-общество", так и к обучению в принципе.
Социальная дезадаптация начинается со школьных проблем, а заканчивается социальными проблемами, которые могут полностью сломать жизнь ребенка.
Доклад на тему:
«Школьная дезадаптация и пути ее преодоления»
Выполнила:
Мирошниченко Ольга Владимировна
Воспитатель ГБУСОН РО «СП г. Таганрога»
Оглавление:
3.Школьная дезадаптация
4.Пути преодоления школьной дезадаптации
5.Список используемой литературы
Дезадаптация - это психическое состояние человека (чаще ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной среде, что затрудняет или полностью отменяет возможность адаптации.
Школьная дезадаптация - это ситуация, при которой ребенок по разным причинам становится неспособным как к построению отношений "человек-общество", так и к обучению в принципе.
Психологи по-разному трактуют эту ситуацию: как подтип социальной дезадаптации или как самостоятельное явление, в котором социальная дезадаптация является лишь причиной школьной дезадаптации.
Однако, исключая эту взаимосвязь, можно выделить основные причины, по которым ребенок будет чувствовать себя некомфортно в учебном заведении:
- недостаточный уровень подготовки ребенка к условиям школы; отсутствие знаний и недостаточное развитие психомоторных навыков, в результате чего ребенок медленнее других справляется с заданиями;
- недостаточный контроль над поведением - ребенку трудно просидеть весь урок, молча и не вставая;
- неспособность приспособиться к темпу программы;
- социально-психологический аспект - нарушение личных контактов с педагогическим коллективом и сверстниками;
- низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов.
В качестве причин школьной дезадаптации существует еще несколько факторов, которые влияют на поведение ученика в школе и отсутствие у него нормальной адаптации.
Наиболее влиятельным фактором является влияние семьи и родительских особенностей. Когда некоторые родители слишком остро реагируют на неудачи своего ребенка в школе, они неосознанно наносят вред впечатлительной психике ребенка. В результате такого отношения ребенку становится стыдно за свое незнание какой-либо темы, поэтому он боится в следующий раз разочаровать родителей. В связи с этим у ребенка формируется негативная реакция на все, что связано со школой.
Вторым по значимости фактором после влияния родителей является влияние учителей, с которыми ребенок взаимодействует в школе. Бывает, что учителя неправильно выстраивают парадигму обучения, что, в свою очередь, влияет на развитие непонимания и негативизма со стороны учеников. Школьная дезадаптация подростков проявляется в слишком большой активности, проявлении своего характера и индивидуальности через одежду и внешний вид. Если учителя будут слишком остро реагировать на подобные проявления школьников, то это вызовет обратную реакцию со стороны подростка. В качестве выражения протеста против системы образования подросток может столкнуться с таким явлением, как школьная дезадаптация.
Среди проявлений школьной дезадаптации можно выделить следующие:
- комплексная неуспеваемость по предметам;
- прогулы по неуважительным причинам;
- пренебрежение нормами и школьными правилами;
- неуважение к одноклассникам и учителям, конфликты;
- замкнутость и нежелание идти на контакт.
Пути преодоления школьной дезадаптации
Социальная дезадаптация начинается со школьных проблем, а заканчивается социальными проблемами, которые могут полностью сломать жизнь ребенка. Однако существуют правила, которые могут помочь родителям преодолеть школьную дезадаптацию.
1. Следите за психологическим состоянием ребенка и его отношением к учебному процессу. При малейшем негативном проявлении постарайтесь выявить его причину.
2. Не ругайте ребенка за плохие отметки или замечания. Выясните причины неуспеваемости и только после этого принимайте меры.
3. Оказывайте ребенку помощь в изучении трудных предметов.
4. Освойте метод педагогической поддержки, главный принцип которого заключается в том, чтобы поддерживать деятельность - учить, направлять, хвалить, но не делать ничего за ребенка.
5. Не ставьте перед ребенком невыполнимых задач. Не переоценивайте силы и способности ребенка. Выбирайте учебную программу в соответствии со способностями ребенка.
6. Не настраивайте ребенка против сверстников или одноклассников. Будьте справедливым судьей в детских конфликтах.
7. Социализируйте своих детей, заставляя их много и часто общаться с разными людьми, гулять и устраивать детские праздники.
Список используемой литературы
Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация.
Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей иподростков. - М., 2009
Диагностика школьной дезадаптации / под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумариной. - М., 2008.
Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей / А.О. Дробинская. - М.: Школа-Пресс, 2009.
«Школьная дезадаптация первоклассников и способы ее диагностики» Колеганова Татьяна Анатольевна
Психология: словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2009.