Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Школьные лесничества как форма получения подрастающим поколением профессиональных знаний | Ефимова Галина Михайловна. Работа №346174

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль школьных лесничеств как эффективной формы обучения, способствующей получению подрастающим поколением профессиональных знаний в области экологии, лесоводства и охраны природы. Освещаются цели и задачи школьных лесничеств, их организация и методика работы, а также влияние на личностное и профессиональное развитие учащихся. В статье приводятся примеры успешных практик работы школьных лесничеств в России и других странах, а также обсуждаются возможности сотрудничества между образовательными учреждениями и лесными службами.

Ключевые слова: школьные лесничества, профессиональные знания, экология, лесоводство, охрана природы, образовательные практики.

ШКОЛЬНЫЕ ЛЕСНИЧЕСТВА КАК ФОРМА ПОЛУЧЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ

 

Ефимова Галина Михайловна, учитель

МАОУ СШ с. Залучье Старорусского района Новгородской области

 

Аннотация. В статье рассматривается роль школьных лесничеств как эффективной формы обучения, способствующей получению подрастающим поколением профессиональных знаний в области экологии, лесоводства и охраны природы. Освещаются цели и задачи школьных лесничеств, их организация и методика работы, а также влияние на личностное и профессиональное развитие учащихся. В статье приводятся примеры успешных практик работы школьных лесничеств в России и других странах, а также обсуждаются возможности сотрудничества между образовательными учреждениями и лесными службами.

Ключевые слова: школьные лесничества, профессиональные знания, экология, лесоводство, охрана природы, образовательные практики.

 

В условиях современного общества, когда экологические проблемы становятся все более актуальными, важной задачей образовательных учреждений является воспитание у подрастающего поколения ответственности за окружающую среду. Одним из эффективных способов достижения этой цели является создание школьных лесничеств, которые предоставляют учащимся уникальную возможность получить практические знания и навыки в области лесоводства и охраны природы. Школьные лесничества помогают детям и подросткам не только углубить свои знания о природе, но и развить навыки работы в команде, исследовательской деятельности и лидерства.

Школьные лесничества создаются с целью:

1. Формирование экологической культуры. Важно развивать у детей и подростков уважение к природе, осознание необходимости ее защиты и сохранения.

2. Приобретение практических навыков. Учащиеся имеют возможность получить реальные навыки работы в области лесоводства, ознакомиться с основами ухода за лесом, изучения растений и животных, а также основами экологии.

3. Подготовка к профессиональной деятельности. Школьные лесничества способствуют раннему ознакомлению учащихся с профессиями, связанными с охраной природы, лесоводством, экотуризмом и другими смежными областями.

4. Развитие социальных навыков. Участие в работе лесничества помогает детям научиться работать в команде, развивать лидерские качества и коммуникативные навыки.

Организация школьного лесничества включает несколько ключевых этапов:

1. Создание школьного лесничества: Для начала необходимо сформировать инициативную группу из числа педагогов, родителей и учащихся, которая будет заниматься созданием и развитием лесничества.

2. Определение целей и задач: Важно четко определить цели и задачи, которые стоят перед лесничеством, а также разработать план работы на учебный год.

3. Составление программы обучения: Программа должна включать как теоретические занятия, так и практическую деятельность. Занятия могут охватывать такие темы, как экология, биология, основы лесоводства, охрана природы и т.д.

4. Создание партнерских отношений: Для успешной работы лесничества необходимо наладить сотрудничество с местными лесными хозяйствами, экологическими организациями и университетами, которые могут предоставить методическую и практическую помощь.

5. Проведение мероприятий: Важно организовывать различные мероприятия: экскурсии, мастер-классы, конкурсы, экологические акции, которые помогут учащимся применять полученные знания на практике.

Методика работы школьных лесничеств может включать в себя различные подходы:

1. Практические занятия: Учащиеся могут принимать участие в высадке деревьев, уходе за ними, а также в исследовании состояния лесов. Практическая деятельность помогает учащимся лучше усвоить теоретические знания и понять важность охраны природы.

2. Исследовательские проекты: Учащиеся могут проводить собственные исследования, например, изучать биоразнообразие в своем районе, проводить опросы населения о проблемах экологии и искать пути их решения.

3. Образовательные экскурсии: Экскурсии в лес, на лесопилки или в заповедники могут быть полезны для учащихся, чтобы наглядно увидеть работу специалистов и понять, как организована охрана природы.

4. Информационные встречи: Важно проводить встречи с профессионалами в области экологии и лесоводства, которые могут поделиться своим опытом и знаниями с учащимися.

5. Совместные проекты: Организация совместных проектов с другими школьными лесничествами, местными властями и экологическими организациями может помочь учащимся расширить свои горизонты и наладить контакты.

Примеры успешных практик школьных лесничеств

Пример 1: Школьное лесничество в Подмосковье

В одном из районов Подмосковья было создано школьное лесничество, целью которого стало изучение местной флоры и фауны. Учащиеся проводили регулярные экскурсии в лес, где изучали различные виды растений и животных, а также проводили исследования по сохранению экосистемы.

В рамках проекта учащиеся высадили более 300 саженцев деревьев, а также провели акцию по уборке леса от мусора. Результаты работы лесничества были представлены на научной конференции, где учащиеся смогли поделиться своими находками и получить обратную связь от профессионалов.

Пример 2: Школьное лесничество в Сибирском регионе

В Сибирском регионе активно работают школьные лесничества, которые занимаются не только обучением, но и научными исследованиями. Учащиеся изучают влияние изменения климата на лесные экосистемы, проводят исследования по сохранению редких видов растений и животных.

Одним из успешных проектов стало создание базы данных о редких и исчезающих видах растений на территории их региона. Учащиеся собирали информацию, обрабатывали данные и представляли результаты на выставках и конференциях.

Работа в школьном лесничестве оказывает положительное влияние на развитие учащихся в нескольких аспектах:

1. Развитие экологической ответственности: Учащиеся, активно участвуя в охране природы, начинают осознавать свою ответственность за окружающую среду и влиять на ее состояние.

2. Формирование профессиональных навыков: Учащиеся получают практические навыки, которые могут пригодиться им в будущей профессиональной деятельности, особенно если они выберут профессию, связанную с экологией или лесоводством.

3. Развитие лидерских качеств: Работа в команде и организация мероприятий помогают учащимся развивать лидерские качества и научиться принимать решения.

4. Улучшение социальных навыков: Учащиеся учатся работать в команде, общаться с различными людьми, что способствует развитию их социальных навыков и эмоционального интеллекта.

5. Повышение интереса к обучению: Практическая деятельность и возможность непосредственного взаимодействия с природой повышают интерес учащихся к учебному процессу и мотивацию к изучению экологии и биологии.

В заключение можно отметить, что школьные лесничества являются эффективным инструментом, способствующим формированию профессиональных знаний и экологической культуры у подрастающего поколения. Они помогают учащимся не только усвоить теоретические знания, но и получить практические навыки, которые будут полезны им в будущем. Работая в школьных лесничествах, учащиеся развивают ответственность за окружающую среду, формируют лидерские качества и социальные навыки, что является важным вкладом в их личностное и профессиональное развитие. Создание и развитие школьных лесничеств требует активного сотрудничества между образовательными учреждениями, лесными службами и местными сообществами. Важно продолжать развивать эту практику, внедрять новые формы работы и обмениваться опытом, чтобы обеспечить устойчивое и ответственное отношение к природе у подрастающего поколения.

 

Список литературы

 

1. Барабанов, А. В. Экологическое образование в школе: новые подходы и методы. Издательство: Наука, 2020.

2. Сидорова, Е. А. Школьные лесничества как форма экологического воспитания. Издательство: Педагогика,2021.

3. Каткова О.А. Методические рекомендации по организации школьных лесничеств. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. 64 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×