Школьный музей как основа формирования гражданственности и патриотизма | Сотникова Майсара Ильясовна . Работа №346817
Внеклассное занятие «Лирика земляков- курсантов пулеметного училища г.Ленинска-Кузнецкого»
М.И.Сотникова, учитель истории МБОУ СОШ № 34 г. Кемерово,
Внеклассное мероприятие проводится в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в ВОВ. Оно знакомит с творчеством земляков- курсантов пулемётного училища, располагавшегося во время войны на базе школы № 20 г. Ленинска-Кузнецкого. Данное мероприятие предназначено расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, приобщить их к изучению исторического наследия, вызвать интерес и уважение к землякам, сочиняющим стихи о войне.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Возникает особая необходимость знакомства и изучения детьми литературного творчества наших земляков, ленинск-кузнечан, курсантов пулемётного училища, основанного во время войны на базе нашей школы. Продолжать воспитывать чувство гордости за наших солдат и уважения к тем, кто ковал победу.
Цель занятия:
· использовать личный интерес и потенциал учащихся, стремящихся узнать историю через участников войны-родственников или тружеников тыла;
· познакомить с литературным творчеством наших земляков на войне;
· воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого;
· проявлять творческое отношение к фронтовой лирике.
Оборудование:
· фотографии ветеранов расположенные на доске, «вечный огонь»;
· картина К. Юона «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»;
· стихи курсантов ЛКПУ (Ленинск-Кузнецкое пулемётное училище, которое
· располагалось на базе нашей школы);
· песни о войне «На безымянной высоте…», «Журавли»;
Основные формы работы на подготовительном этапе:
1 группа обучающихся- сбор материала о Великой Отечественной войне и пулеметном училище города Ленинска-Кузнецкого;
2 группа обучающихся – сбор материала о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Михаиле Ларкине, Георгии Спекторе;
3 группа обучающихся- изучение стихотворений ветеранов Ленинск-Кузнецкого пулеметного училища Александра Цвелова, Михаила Ларкина, Георгия Спектора.
Ход мероприятия:
На доске запись:
Глядят на нас фронтовики,
Глядят исчезнувшие роты,
Глядят ушедшие дивизии, полки,
Глядят с надеждой и заботой.
Ну как мы тут,
И что у нас за жизнь,
Куда идем семьёю многоликой.
Готовы ль честно родине служить,
Достойны ли истории великой? ( М.Ножкин)
На фоне музыки Яна Френкеля «Журавли» вступительное слово учителя
Учитель: Мы подходим к знаменательной дате, 9 мая, празднику победы над фашистской Германией и сегодня занятие будет посвящено судьбам людей нашей малой родины, участникам Великой Отечественной войны. У каждого из наших земляков была своя судьба, но делали они общее благородное дело.
Эпиграфом к нашему занятию являются слова нашего земляка, ветерана войны Владимира Петровича Романчина: «Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших».
Посмотрим на картину К.Юона «Парад на Красной площади В Москве 7 ноября 1941 года». Серая масса солдат прямо с площади, после парада, отправляется на фронт. Не видно лиц, нет имен. Кто они, эти солдаты?
Художник объединяет их в одну силу, дает наказ - подумать, отыскать каждого, не забывать, не пропустить ни одного того, кто ковал победу. В этом и заключается наша главная задача занятия.
Ученик 1: Наше мероприятие основывается на воспоминаниях родственников о тех, кто воевал, кого нет в живых, кто внес хотя и малые, но драгоценные крупицы того огромного целого, что называется Великим всенародным подвигом, совершенным в годы Великой Отечественной войны.
Ученик 2: Для того, чтобы провести сегодняшнее занятие, мы разбились на группы, чтобы изучить историю войны, историю пулеметного училища города Ленинска-Кузнецкого, который в военные годы располагался в здании нашей школы, собрать материал о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Александре Ларкине, Георгии Спекторе, изучить их лирику.
Ребята из первой группы расскажут о том, что они узнали о войне и пулеметном училище.
(Обучающиеся сопровождают рассказ экспонатами музея, демонстрируют фотографии, копии документов и т.д.)
Ученик 1:
Родина наша малая-
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С шелестом белых берез.
Родина наша малая-
Там, где в тяжелый год
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.
Родина наша малая-
Там, где в прощальный час
Зори восходят алые
Добром провожая нас.
(Ипатова Н.И.)
Ученик 2: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вся наша Западная Сибирь всей мощью поднялась на защиту Родины. Всюду формировались Сибирские добровольческие соединения, в июне 1942 года огромная Новосибирская область сформировала дивизию, а Кузбасс создал для неё два стрелковых полка, обеспечивая их не только вооружением, но и одеждой, обувью. Один полк назывался Кемеровским, другой Кузбасским. Героически сражались и наши пулемётчики курсанты Ленинска-Кузнецкого пулемётного училища (ЛКПУ) созданного на базе нашей школы (МБОУ СОШ №20).
Ученик 3: В мае 1942 г военные люди, а за ними и новобранцы начали прибывать в город Ленинск-Кузнецкий. Здесь по решению высших военных властей, в частности командующего Сибирским военным округом, было организовано училище для ускоренной подготовки офицеров- командиров пулеметных взводов по сокращенной программе. Размещалось оно западнее автовокзала, где сейчас расположены гаражи вдоль дороги на город Полысаево. А впоследствии его перебазировали на территорию нашей школы.
Молодые курсанты Александр Цвелов, Михаил Ларкин, Георгий Спектор с первого дня существования училища окунулись в нелегкие будни этого учреждения.
(Вторая группа детей познакомит с автобиографией Цвелова Александра Ивановича)
Учитель: Кто же они, вчерашние выпускники школ, нынешние курсанты пулеметного училища?
(На фоне музыки Вениамина Баснера «На безымянной высоте…»)
Ученик 1:
Цвелов Александр Иванович, ветеран ЛКПУ
Год рождения 23.08.22г.
В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943.
Воинское звание: в начале службы рядовой, в конце службы капитан.
Должность: в начале службы стрелок-радист; в конце службы начальник отделения штаба дивизии.
Род войск: воздушно-десантные.
Участвовал в боях с июня месяца 1941 года по октябрь 1942 года.
Фронт (направление) Южный, Юго-Западный, Западный, Кавказский и Сталинградский. Участвовал в боях по защите Москвы, участник Сталинградской битвы
Воинская часть № 36 Гвардейская авиадесантная дивизия.
Награжден орденами «к 100-летию со дня В.И.Ленина», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы» и д.р.
Был ранен 7.03.1942 и 26.09.1942г. После войны проживал в г. Донецке.
(Следующая группа знакомит с фронтовой лирикой курсантов ЛКПУ)
Учитель: Как шла подготовка к отправке на фронт Александр Иванович рассказывает в своих произведениях.
Ученик 1:
«О нашем училище».
Я обращаюсь к вам, заветные друзья,
К вам, спутники суровых дней войны.
Когда в полях войны, в дыму огня
Мы защищали Родину, свободу, честь и жизнь.
Мы пережили тяготы суровых дней,
Мы очень много горя повидали...
От Сталинградских выжженных степей
Пришли в Берлин и там победу одержали.
В боях мы были, как один, суровы,
Врага разили, метко мстя за Русь,
За разоренные поля и наши нивы,
За Украину, Дон, Кубань и Беларусь.
И вот война закончилась победно,
Вернулись Вы героями к заветному труду,
И вновь себя прославили и всё изведали,
И ордена прибавились на хлеб, за уголь, за руду,
В труде теперь вся ваша слава, честь.
Вы лучшие из лучших гвардии труда.
И в мирном подвиге одно желанье есть-
За мир бороться, за мир великий навсегда!
Ленинск - Кузнецкий - город шахтёрский
И здесь, вдруг создали наше училище.
Мы прибыли в город уже опаленные войной.
А здесь было столько среди курсантов
необученных молодцов.
Да, мы были там заводилами, но нас держали в
рукавицах.
И комбат горячий Пхакадзе, и комроты
минометной Плешивцев, и физрук наш
Аствацатурян.
Мы его еще помним не только по кроссам в
спортгородке.
А больше потом, как он пел под гитару,
О страстях любви и о родных домах.
И сегодня нам все это родное, нам все это велико,
И нужно слово простое
В благодарность спасибо городу тому...
Ленинск- Кузнецкий- это гордое имя
Носит этот шахтерский родник!
Пусть будешь ты благословенный.
Пусть людям твоим сопутствует счастье и
доблестный труд!!!
Ученик 2: В разные дни, месяцы, годы уезжали обученные курсанты из города Ленинска-Кузнецкого в западном направлении, в различные военные соединения, чтобы бить врага. Героически сражались бойцы- пулеметчики в действующей армии, вот какие патриотические стихи написал о тех боевых днях Александр Цвелов.
Ученик 3: «Оркестр»
Оркестр духовой захлебнулся От плача, рыданий и слёз
А я лишь родным улыбнулся
Когда заревел паровоз:
«Прощайте, родные, и ждите,
Сломаем фашистам хребет
Почаще на фронт нам пишите
И верьте, Победа придет!»
Плывет эшелон вдоль перрона
Уже позади семафор,
И мчится вагон за вагоном
Во весь свой железный опор
В горящей теплушке, у печки чугунной
За дверью плывёт голубой горизонт
Мы едем сражаться на Западный фронт
Ученик 4: «На станции Кольчугино»
Это было чудом, чудом и останется:
Платьице летние, суматоха станции.
И глаза раскрытые. И улыбка детская.
И сквозная, синяя даль твоя Кузнецкая.
"Ты пиши же!" ... крикнула...
И платформа длинная
Поплыла, поехала в степь твою полынную.
На погонах звёзды, как живые замерли...
О грядущем нашем ничего не знали мы.
Пролетели годы вереницей длинною.
Улетает сердце вдаль твою полынную,
В молодость курсантскую, в тишину бессонную,
Где с тобою встретились в пору ту военную.
Но поют мне ветры песенку нелестную:
"Не вернёшь ты молодость- эту даль Кузнецкую..."
Сорок лет промчалось с того боя,
А рубец под сердцем все печет.
Где-то в дымке скрылось Абгонерово,
Солнце покатилось на закат.
Поезд мчится, а в небе к северу,
Две звезды солдатские горят.
Ученик 1: Александр Цвелов вспоминает Сталинградскую битву в стихотворении «На Абгонерово, под Сталининградом».
Ученик 5: Маки на разъезде Абгонерово
Возле полосатого столба,
Островом пылают кумачовым,
Словно чья-то яркая судьба.
Чья? В степи Донской без края,
У гудящих рельсов на виду,
Взглядом их тревожным провожая,
Мой попутчик помолчит с версту,
А потом, рубец потрогаю,
Скажет, под колёсный перестук,
-Сколько ж это будет, Саня?
-Почитай все сорок тут!
Время, время, ведь оно живое,
Как вода в Дону течет.
Ученик 1: А это стихотворение, как послание-назидание издалека! Невозможно его читать спокойно. Оно и сейчас звучит актуально.
Ученик 6: Ребёнка бережно возьмете вы на руки,
Укроете от шквального огня,
Я верю, каждый так из вас поступит,
Спасая мир, не пощадив себя.
Не дай же бог пожара в нашем мире,
Пускай цветут сады, и хлеб растут поля,
Объятья дружбы распахнуться шире
И мирным домом будет вся земля.
Я с праздником вас поздравляю.
Желаю счастья, мира и тепла,
И этот тост за мир я поднимаю,
Навечно зачеркнув, понятие война.
Учитель: Плечом к плечу вместе с Александром Ивановичем Цвеловым познавал суровые будни и рядовой Ларкин Михаил Лазаревич.
(На фоне музыки «На безымянной высоте…» ребята из 2 группы рассказывают автобиографию Ларкина Михаила Лазаревича, ветерана ЛКПУ)
Ученик:
Ларкин Михаил Лазаревич
Год рождения 1924.
Помощник командира взвода.
В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943 год.
Сражался на разных фронтах до 5 мая 1945 года.
Имеет много наград. Среди них: “Орден красная звезда”, “Орден Славы 3 степени” . Награжден многими медалями. Имел три ранения.
После войны проживал в городе Новосибирске.
Учитель: Послушайте воспоминания о войне Михаила Лазаревича Ларкина.
Ученик 7: «Туманные дали».
Туманные дали укрыли былое,
Но ясно предстает предо мною.
Когда вспоминаешь о прожитых днях,
О трудных походах, в жестоких боях…
Училище наше- казармы- сараи
Стояли у города, с самого краю,
Как помню сейчас о былом вспоминая,
Что рота, в которой учился- вторая.
В ту пору наверно детьми ещё были,
Но с пулей, гранатой и скаткой дружили,
Бежали в атаку к игрушечным дотам,
Омывшись соленым, щекочущим потом.
«Максимку» часами мы терли до блеска
И знали станкач не простая железка-
Оружие, которым спасают Отчизну,
Которому вечно обязан я жизнью.
Бушлаты, венгерки зеленого цвета
Носили зимою, сдавали их летом.
Уставы учили с упорностью яркой
В столовку шагали мы с песней устало
И бодрости юной, завидуя ныне,
Я тоже бодрюсь, не впадая в унынье
И груз свой тяжелый, раненья и боли,
Мы тянем собой не по собственной воле.
Ученик 1: В стихотворении «Мы соколы» Михаил Ларкин пишет не столько о храбрости солдат, сколько о гордости и радости за них. Недавно в нашей школе проходила акция, посвящённая советскому солдату Николаю Ивановичу Масалову, чей памятник стоит в Германии в Трептов парке. Ларкин тоже упоминает его в своём произведении.
Ученик 8: Недаром нас учили науке «побеждать»
Такая нам задача, врагу по «харе» дать.
Да так, чтобы запомнил: тяжел у нас кулак
И в бегство обернулся, попятился тут враг.
И дрогнув пошатнулся. Взметнулся алый стяг
Вот Харьков, вот Полтава и Киев впереди,
А полководцам слава и орден на груди.
И мы уж не курсанты, не желтые грачи.
Мы соколы, мы тигры, мы чудо - станкачи!
И на куполе чёрном - полыхающий стяг.
И вот в эту память в Трептов - парке
Стоит с обнаженным мечом наш солдат
Дышит девочка жарко, обнимая плечо.
Есть, чем в жизни гордится, ты не зря воевал.
Ученик 2: Стихотворение «Тревога!»
В казарме тревожно: у Волги сраженье,
На карту поставлено, чьё пораженье?
Иль мы иль они одолеют в бою!
"Тревога"- вскричал нам дневальный с порог
Тревога ! Тревога! Тревога! Тревога!
Мы быстро мотаем обмотки на икры,
К тревогам давно уж курсанты привыкли.
Построились быстро, равняясь на вход,
Готов к выступлению четвёртый наш взвод.
Учитель: Предлагаю познакомиться с еще одним земляком Спектором Георгием Павловичем, который после окончания пулеметного училища остался в нем работать.
(На фоне музыки «На безымянной высоте…» ребята из 2 группы рассказывают автобио-графию Спектора Георгия Павловича, ветерана ЛКПУ)
Ученик:
Спектор Георгий Павлович, ветеран ЛКПУ
Год рождения 1922г.
После ранения, в годы Великой Отечественной войны, служил в Ленинске-Кузнецком пулеметном училище с 26 июня 1942г. по 20 мая 1946г.
Был командиром 4 и 8 рот.
Закончил службу в гвардии подполковником.
Проживал в городе Кемерово.
Ученик 1: Георгий Спектор написал немало строк своим однокурсникам:
Ученик 9: Мы- ленинск-кузнецкие
Ребята молодецкие
Мы овладевали знаниями,
Чтобы бить ненавистного врага.
За землю нашу исконную,
За наш народ,
За родину священную
Шли мы в бой!
Курсанты армии советской
Мужали и крепли в её рядах,
Громили врага в стране немецкой
Не раз участвовали в боях...
Мы шли до радостной победы
Преграждая путь врагу.
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Посмотрим ещё раз на фотографии, всмотримся в эти лица. Пусть вечный огонь горит для них. Наше сегодняшнее воспоминание о них будет примером служения Отчизне для нас ныне живущих. Я закончу мероприятие словами нашего земляка Владимира Петровича Романчина: «Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших». Это эпиграф нашего занятия, т.к. без доброй памяти невозможно счастливое будущее.
М.И.Сотникова, учитель истории МБОУ СОШ № 34 г. Кемерово,
Внеклассное мероприятие проводится в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в ВОВ. Оно знакомит с творчеством земляков- курсантов пулемётного училища, располагавшегося во время войны на базе школы № 20 г. Ленинска-Кузнецкого. Данное мероприятие предназначено расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, приобщить их к изучению исторического наследия, вызвать интерес и уважение к землякам, сочиняющим стихи о войне.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Возникает особая необходимость знакомства и изучения детьми литературного творчества наших земляков, ленинск-кузнечан, курсантов пулемётного училища, основанного во время войны на базе нашей школы. Продолжать воспитывать чувство гордости за наших солдат и уважения к тем, кто ковал победу.
Цель занятия:
использовать личный интерес и потенциал учащихся, стремящихся узнать историю через участников войны-родственников или тружеников тыла;
познакомить с литературным творчеством наших земляков на войне;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого;
проявлять творческое отношение к фронтовой лирике.
Оборудование:
фотографии ветеранов расположенные на доске, вечный огонь;
картина К. Юона Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года;
стихи курсантов ЛКПУ (Ленинск-Кузнецкое пулемётное училище, которое
располагалось на базе нашей школы);
песни о войне На безымянной высоте…, Журавли;
Основные формы работы на подготовительном этапе:
1 группа обучающихся- сбор материала о Великой Отечественной войне и пулеметном училище города Ленинска-Кузнецкого;
2 группа обучающихся – сбор материала о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Михаиле Ларкине, Георгии Спекторе;
3 группа обучающихся- изучение стихотворений ветеранов Ленинск-Кузнецкого пулеметного училища Александра Цвелова, Михаила Ларкина, Георгия Спектора.
Ход мероприятия:
На доске запись:
Глядят на нас фронтовики,
Глядят исчезнувшие роты,
Глядят ушедшие дивизии, полки,
Глядят с надеждой и заботой.
Ну как мы тут,
И что у нас за жизнь,
Куда идем семьёю многоликой.
Готовы ль честно родине служить,
Достойны ли истории великой? ( М.Ножкин)
На фоне музыки Яна Френкеля Журавли вступительное слово учителя
Учитель: Мы подходим к знаменательной дате, 9 мая, празднику победы над фашистской Германией и сегодня занятие будет посвящено судьбам людей нашей малой родины, участникам Великой Отечественной войны. У каждого из наших земляков была своя судьба, но делали они общее благородное дело.
Эпиграфом к нашему занятию являются слова нашего земляка, ветерана войны Владимира Петровича Романчина: Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших.
Посмотрим на картину К.Юона Парад на Красной площади В Москве 7 ноября 1941 года. Серая масса солдат прямо с площади, после парада, отправляется на фронт. Не видно лиц, нет имен. Кто они, эти солдаты?
Художник объединяет их в одну силу, дает наказ - подумать, отыскать каждого, не забывать, не пропустить ни одного того, кто ковал победу. В этом и заключается наша главная задача занятия.
Ученик 1: Наше мероприятие основывается на воспоминаниях родственников о тех, кто воевал, кого нет в живых, кто внес хотя и малые, но драгоценные крупицы того огромного целого, что называется Великим всенародным подвигом, совершенным в годы Великой Отечественной войны.
Ученик 2: Для того, чтобы провести сегодняшнее занятие, мы разбились на группы, чтобы изучить историю войны, историю пулеметного училища города Ленинска-Кузнецкого, который в военные годы располагался в здании нашей школы, собрать материал о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Александре Ларкине, Георгии Спекторе, изучить их лирику.
Ребята из первой группы расскажут о том, что они узнали о войне и пулеметном училище.
(Обучающиеся сопровождают рассказ экспонатами музея, демонстрируют фотографии, копии документов и т.д.)
Ученик 1:
Родина наша малая-
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С шелестом белых берез.
Родина наша малая-
Там, где в тяжелый год
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.
Родина наша малая-
Там, где в прощальный час
Зори восходят алые
Добром провожая нас.
(Ипатова Н.И.)
Ученик 2: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вся наша Западная Сибирь всей мощью поднялась на защиту Родины. Всюду формировались Сибирские добровольческие соединения, в июне 1942 года огромная Новосибирская область сформировала дивизию, а Кузбасс создал для неё два стрелковых полка, обеспечивая их не только вооружением, но и одеждой, обувью. Один полк назывался Кемеровским, другой Кузбасским. Героически сражались и наши пулемётчики курсанты Ленинска-Кузнецкого пулемётного училища (ЛКПУ) созданного на базе нашей школы (МБОУ СОШ №20).
Ученик 3: В мае 1942 г военные люди, а за ними и новобранцы начали прибывать в город Ленинск-Кузнецкий. Здесь по решению высших военных властей, в частности командующего Сибирским военным округом, было организовано училище для ускоренной подготовки офицеров- командиров пулеметных взводов по сокращенной программе. Размещалось оно западнее автовокзала, где сейчас расположены гаражи вдоль дороги на город Полысаево. А впоследствии его перебазировали на территорию нашей школы.
Молодые курсанты Александр Цвелов, Михаил Ларкин, Георгий Спектор с первого дня существования училища окунулись в нелегкие будни этого учреждения.
(Вторая группа детей познакомит с автобиографией Цвелова Александра Ивановича)
Учитель: Кто же они, вчерашние выпускники школ, нынешние курсанты пулеметного училища?
(На фоне музыки Вениамина Баснера На безымянной высоте…)
Ученик 1:
Цвелов Александр Иванович, ветеран ЛКПУ
Год рождения 23.08.22г.
В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943.
Воинское звание: в начале службы рядовой, в конце службы капитан.
Должность: в начале службы стрелок-радист; в конце службы начальник отделения штаба дивизии.
Род войск: воздушно-десантные.
Участвовал в боях с июня месяца 1941 года по октябрь 1942 года.
Фронт (направление) Южный, Юго-Западный, Западный, Кавказский и Сталинградский. Участвовал в боях по защите Москвы, участник Сталинградской битвы
Воинская часть № 36 Гвардейская авиадесантная дивизия.
Награжден орденами к 100-летию со дня В.И.Ленина, За оборону Сталинграда, За оборону Кавказа, За оборону Москвы и д.р.
Был ранен 7.03.1942 и 26.09.1942г. После войны проживал в г. Донецке.
(Следующая группа знакомит с фронтовой лирикой курсантов ЛКПУ)
Учитель: Как шла подготовка к отправке на фронт Александр Иванович рассказывает в своих произведениях.
Ученик 1:
О нашем училище.
Я обращаюсь к вам, заветные друзья,
К вам, спутники суровых дней войны.
Когда в полях войны, в дыму огня
Мы защищали Родину, свободу, честь и жизнь.
Мы пережили тяготы суровых дней,
Мы очень много горя повидали...
От Сталинградских выжженных степей
Пришли в Берлин и там победу одержали.
В боях мы были, как один, суровы,
Врага разили, метко мстя за Русь,
За разоренные поля и наши нивы,
За Украину, Дон, Кубань и Беларусь.
И вот война закончилась победно,
Вернулись Вы героями к заветному труду,
И вновь себя прославили и всё изведали,
И ордена прибавились на хлеб, за уголь, за руду,
В труде теперь вся ваша слава, честь.
Вы лучшие из лучших гвардии труда.
И в мирном подвиге одно желанье есть-
За мир бороться, за мир великий навсегда!
Ленинск - Кузнецкий - город шахтёрский
И здесь, вдруг создали наше училище.
Мы прибыли в город уже опаленные войной.
А здесь было столько среди курсантов
необученных молодцов.
Да, мы были там заводилами, но нас держали в
рукавицах.
И комбат горячий Пхакадзе, и комроты
минометной Плешивцев, и физрук наш
Аствацатурян.
Мы его еще помним не только по кроссам в
спортгородке.
А больше потом, как он пел под гитару,
О страстях любви и о родных домах.
И сегодня нам все это родное, нам все это велико,
И нужно слово простое
В благодарность спасибо городу тому...
Ленинск- Кузнецкий- это гордое имя
Носит этот шахтерский родник!
Пусть будешь ты благословенный.
Пусть людям твоим сопутствует счастье и
доблестный труд!!!
Ученик 2: В разные дни, месяцы, годы уезжали обученные курсанты из города Ленинска-Кузнецкого в западном направлении, в различные военные соединения, чтобы бить врага. Героически сражались бойцы- пулеметчики в действующей армии, вот какие патриотические стихи написал о тех боевых днях Александр Цвелов.
Ученик 3: Оркестр
Оркестр духовой захлебнулсяОт плача, рыданий и слёз
А я лишь родным улыбнулся
Когда заревел паровоз:
Прощайте, родные, и ждите,
Сломаем фашистам хребет
Почаще на фронт нам пишите
И верьте, Победа придет!
Плывет эшелон вдоль перрона
Уже позади семафор,
И мчится вагон за вагоном
Во весь свой железный опор
В горящей теплушке, у печки чугунной
За дверью плывёт голубой горизонт
Мы едем сражаться на Западный фронт
Ученик 4: На станции Кольчугино
Это было чудом, чудом и останется:
Платьице летние, суматоха станции.
И глаза раскрытые. И улыбка детская.
И сквозная, синяя даль твоя Кузнецкая.
"Ты пиши же!" ... крикнула...
И платформа длинная
Поплыла, поехала в степь твою полынную.
На погонах звёзды, как живые замерли...
О грядущем нашем ничего не знали мы.
Пролетели годы вереницей длинною.
Улетает сердце вдаль твою полынную,
В молодость курсантскую, в тишину бессонную,
Где с тобою встретились в пору ту военную.
Но поют мне ветры песенку нелестную:
"Не вернёшь ты молодость- эту даль Кузнецкую..."
Сорок лет промчалось с того боя,
А рубец под сердцем все печет.
Где-то в дымке скрылось Абгонерово,
Солнце покатилось на закат.
Поезд мчится, а в небе к северу,
Две звезды солдатские горят.
Ученик 1: Александр Цвелов вспоминает Сталинградскую битву в стихотворении На Абгонерово, под Сталининградом.
Ученик 5: Маки на разъезде Абгонерово
Возле полосатого столба,
Островом пылают кумачовым,
Словно чья-то яркая судьба.
Чья? В степи Донской без края,
У гудящих рельсов на виду,
Взглядом их тревожным провожая,
Мой попутчик помолчит с версту,
А потом, рубец потрогаю,
Скажет, под колёсный перестук,
-Сколько ж это будет, Саня?
-Почитай все сорок тут!
Время, время, ведь оно живое,
Как вода в Дону течет.
Ученик 1: А это стихотворение, как послание-назидание издалека! Невозможно его читать спокойно. Оно и сейчас звучит актуально.
Ученик 6: Ребёнка бережно возьмете вы на руки,
Укроете от шквального огня,
Я верю, каждый так из вас поступит,
Спасая мир, не пощадив себя.
Не дай же бог пожара в нашем мире,
Пускай цветут сады, и хлеб растут поля,
Объятья дружбы распахнуться шире
И мирным домом будет вся земля.
Я с праздником вас поздравляю.
Желаю счастья, мира и тепла,
И этот тост за мир я поднимаю,
Навечно зачеркнув, понятие война.
Учитель: Плечом к плечу вместе с Александром Ивановичем Цвеловым познавал суровые будни и рядовой Ларкин Михаил Лазаревич.
(На фоне музыки На безымянной высоте… ребята из 2 группы рассказывают автобиографию Ларкина Михаила Лазаревича, ветерана ЛКПУ)
Ученик:
Ларкин Михаил Лазаревич
Год рождения 1924.
Помощник командира взвода.
В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943 год.
Сражался на разных фронтах до 5 мая 1945 года.
Имеет много наград. Среди них: “Орден красная звезда”, “Орден Славы 3 степени” . Награжден многими медалями. Имел три ранения.
После войны проживал в городе Новосибирске.
Учитель: Послушайте воспоминания о войне Михаила Лазаревича Ларкина.
Ученик 7: Туманные дали.
Туманные дали укрыли былое,
Но ясно предстает предо мною.
Когда вспоминаешь о прожитых днях,
О трудных походах, в жестоких боях…
Училище наше- казармы- сараи
Стояли у города, с самого краю,
Как помню сейчас о былом вспоминая,
Что рота, в которой учился- вторая.
В ту пору наверно детьми ещё были,
Но с пулей, гранатой и скаткой дружили,
Бежали в атаку к игрушечным дотам,
Омывшись соленым, щекочущим потом.
Максимку часами мы терли до блеска
И знали станкач не простая железка-
Оружие, которым спасают Отчизну,
Которому вечно обязан я жизнью.
Бушлаты, венгерки зеленого цвета
Носили зимою, сдавали их летом.
Уставы учили с упорностью яркой
В столовку шагали мы с песней устало
И бодрости юной, завидуя ныне,
Я тоже бодрюсь, не впадая в унынье
И груз свой тяжелый, раненья и боли,
Мы тянем собой не по собственной воле.
Ученик 1: В стихотворении Мы соколы Михаил Ларкин пишет не столько о храбрости солдат, сколько о гордости и радости за них. Недавно в нашей школе проходила акция, посвящённая советскому солдату Николаю Ивановичу Масалову, чей памятник стоит в Германии в Трептов парке. Ларкин тоже упоминает его в своём произведении.
Ученик 8: Недаром нас учили науке побеждать
Такая нам задача, врагу по харе дать.
Да так, чтобы запомнил: тяжел у нас кулак
И в бегство обернулся, попятился тут враг.
И дрогнув пошатнулся. Взметнулся алый стяг
Вот Харьков, вот Полтава и Киев впереди,
А полководцам слава и орден на груди.
И мы уж не курсанты, не желтые грачи.
Мы соколы, мы тигры, мы чудо - станкачи!
И на куполе чёрном - полыхающий стяг.
И вот в эту память в Трептов - парке
Стоит с обнаженным мечом наш солдат
Дышит девочка жарко, обнимая плечо.
Есть, чем в жизни гордится, ты не зря воевал.
Ученик 2: Стихотворение Тревога!
В казарме тревожно: у Волги сраженье,
На карту поставлено, чьё пораженье?
Иль мы иль они одолеют в бою!
"Тревога"- вскричал нам дневальный с порог
Тревога ! Тревога! Тревога! Тревога!
Мы быстро мотаем обмотки на икры,
К тревогам давно уж курсанты привыкли.
Построились быстро, равняясь на вход,
Готов к выступлению четвёртый наш взвод.
Учитель: Предлагаю познакомиться с еще одним земляком Спектором Георгием Павловичем, который после окончания пулеметного училища остался в нем работать.
(На фоне музыки На безымянной высоте… ребята из 2 группы рассказывают автобио-графию Спектора Георгия Павловича, ветерана ЛКПУ)
Ученик:
Спектор Георгий Павлович, ветеран ЛКПУ
Год рождения 1922г.
После ранения, в годы Великой Отечественной войны, служил в Ленинске-Кузнецком пулеметном училище с 26 июня 1942г. по 20 мая 1946г.
Был командиром 4 и 8 рот.
Закончил службу в гвардии подполковником.
Проживал в городе Кемерово.
Ученик 1: Георгий Спектор написал немало строк своим однокурсникам:
Ученик 9: Мы- ленинск-кузнецкие
Ребята молодецкие
Мы овладевали знаниями,
Чтобы бить ненавистного врага.
За землю нашу исконную,
За наш народ,
За родину священную
Шли мы в бой!
Курсанты армии советской
Мужали и крепли в её рядах,
Громили врага в стране немецкой
Не раз участвовали в боях...
Мы шли до радостной победы
Преграждая путь врагу.
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Посмотрим ещё раз на фотографии, всмотримся в эти лица. Пусть вечный огонь горит для них. Наше сегодняшнее воспоминание о них будет примером служения Отчизне для нас ныне живущих. Я закончу мероприятие словами нашего земляка Владимира Петровича Романчина: Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших. Это эпиграф нашего занятия, т.к. без доброй памяти невозможно счастливое будущее.
HYPER13PAGE HYPER15
2