Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Школьный музей как основа формирования гражданственности и патриотизма | Сотникова Майсара Ильясовна . Работа №346817

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Внеклассное занятие «Лирика земляков- курсантов пулеметного училища г.Ленинска-Кузнецкого»

 

М.И.Сотникова, учитель истории МБОУ СОШ № 34 г. Кемерово,

 

Внеклассное мероприятие проводится в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в ВОВ. Оно знакомит с творчеством земляков- курсантов пулемётного училища, располагавшегося во время войны на базе школы № 20 г. Ленинска-Кузнецкого.   Данное мероприятие предназначено расширить представление  учащихся  о Великой Отечественной войне, приобщить их к изучению исторического наследия, вызвать интерес и уважение к землякам, сочиняющим стихи о войне.

 

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Возникает особая необходимость знакомства и изучения детьми литературного творчества  наших земляков, ленинск-кузнечан,  курсантов пулемётного училища, основанного во время войны на базе нашей школы. Продолжать воспитывать чувство гордости за наших солдат и  уважения к тем, кто ковал победу.

 

Цель занятия:

·                    использовать личный интерес и потенциал учащихся, стремящихся узнать историю через участников войны-родственников или тружеников тыла;

·                    познакомить с литературным творчеством  наших земляков на  войне;

·                    воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого;

·                    проявлять творческое отношение к фронтовой лирике.

Оборудование:

·                              фотографии ветеранов расположенные на доске, «вечный огонь»;

·                              картина К. Юона  «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года»;

·                              стихи  курсантов ЛКПУ (Ленинск-Кузнецкое пулемётное училище, которое

·                               располагалось на базе нашей школы);

·                              песни о войне «На  безымянной высоте…», «Журавли»;

Основные формы работы на подготовительном этапе:

1 группа обучающихся- сбор материала о Великой Отечественной войне и пулеметном училище города Ленинска-Кузнецкого;

2 группа обучающихся – сбор материала о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Михаиле Ларкине, Георгии Спекторе;

3  группа обучающихся- изучение стихотворений ветеранов Ленинск-Кузнецкого пулеметного училища Александра Цвелова, Михаила Ларкина, Георгия Спектора.

 

Ход мероприятия:

На доске запись:

Глядят на нас фронтовики,

 Глядят исчезнувшие роты,

Глядят ушедшие дивизии, полки,

Глядят с надеждой и заботой.

Ну как мы тут,

И что у нас за жизнь,

Куда идем семьёю многоликой.

 Готовы ль честно родине служить,

 Достойны ли истории великой?    ( М.Ножкин)

 

На фоне музыки Яна Френкеля «Журавли» вступительное слово учителя

Учитель: Мы подходим к знаменательной дате,  9 мая, празднику победы над фашистской  Германией и сегодня занятие будет посвящено судьбам людей нашей малой родины, участникам Великой Отечественной войны.  У каждого из наших земляков была своя судьба, но делали они общее благородное дело.

Эпиграфом к нашему занятию являются слова нашего земляка, ветерана войны Владимира Петровича Романчина: «Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших».

Посмотрим на картину К.Юона «Парад на Красной площади В Москве 7 ноября 1941 года». Серая масса солдат прямо с площади, после парада, отправляется на фронт. Не видно лиц, нет имен. Кто они, эти солдаты?

Художник объединяет их в одну силу, дает наказ - подумать, отыскать каждого, не забывать, не пропустить ни одного того, кто ковал победу. В этом и заключается наша главная задача занятия.

Ученик 1:  Наше мероприятие основывается на воспоминаниях родственников о тех, кто воевал, кого нет в живых, кто внес хотя и малые, но драгоценные крупицы того огромного целого, что называется Великим  всенародным подвигом, совершенным в годы Великой Отечественной войны.

Ученик 2:   Для того, чтобы провести сегодняшнее занятие, мы разбились на группы, чтобы изучить историю войны, историю пулеметного училища города Ленинска-Кузнецкого, который в военные годы располагался в здании нашей школы, собрать материал о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Александре Ларкине, Георгии Спекторе, изучить их лирику.

Ребята из первой группы расскажут о том, что они узнали о войне и пулеметном училище.

(Обучающиеся сопровождают рассказ экспонатами музея, демонстрируют фотографии, копии документов и т.д.)

Ученик 1:

Родина наша малая-

Там, где родился и рос.

Связана с ласкою маминой,

С шелестом белых берез.

 Родина наша малая-

 Там, где в тяжелый год

 Сердце наше усталое

 Чуточку отдохнет.

 Родина наша малая-

 Там, где в прощальный час

 Зори восходят алые

 Добром провожая нас.

                              (Ипатова Н.И.)

Ученик 2: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вся наша Западная Сибирь всей мощью поднялась на защиту Родины. Всюду  формировались Сибирские добровольческие соединения, в июне 1942 года  огромная Новосибирская область сформировала дивизию, а Кузбасс создал для неё два стрелковых полка, обеспечивая их не только вооружением, но и одеждой, обувью. Один полк назывался Кемеровским, другой Кузбасским. Героически сражались и наши пулемётчики курсанты Ленинска-Кузнецкого пулемётного училища (ЛКПУ)  созданного на базе нашей школы (МБОУ СОШ №20).

Ученик 3:   В  мае 1942 г военные люди, а за ними и новобранцы начали прибывать в город Ленинск-Кузнецкий. Здесь по решению высших военных властей, в частности командующего Сибирским военным округом, было организовано училище для ускоренной подготовки офицеров- командиров пулеметных взводов по сокращенной программе. Размещалось оно  западнее автовокзала, где сейчас расположены гаражи вдоль дороги на город Полысаево. А впоследствии его перебазировали на территорию нашей школы.

Молодые курсанты Александр Цвелов, Михаил Ларкин, Георгий Спектор  с первого дня существования училища окунулись в нелегкие будни этого учреждения.

 

(Вторая группа детей познакомит с автобиографией Цвелова Александра Ивановича)

Учитель: Кто же они, вчерашние выпускники школ, нынешние курсанты пулеметного училища?

(На фоне музыки Вениамина Баснера «На безымянной высоте…»)

  Ученик 1:

Цвелов Александр Иванович, ветеран ЛКПУ

Год рождения 23.08.22г.

В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943.

Воинское звание: в начале службы рядовой, в конце службы капитан.

Должность: в начале службы стрелок-радист; в конце службы начальник отделения штаба дивизии.

Род войск: воздушно-десантные.

Участвовал в боях с июня месяца 1941 года по октябрь 1942 года.

Фронт (направление) Южный, Юго-Западный, Западный, Кавказский и Сталинградский. Участвовал в боях по защите Москвы, участник Сталинградской битвы

Воинская часть № 36 Гвардейская авиадесантная дивизия.

Награжден орденами «к 100-летию со дня В.И.Ленина», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За оборону Москвы» и д.р.

Был ранен 7.03.1942 и 26.09.1942г. После войны проживал в г. Донецке.

 

(Следующая группа знакомит с фронтовой лирикой курсантов ЛКПУ)

Учитель: Как шла подготовка к отправке на фронт Александр Иванович  рассказывает в своих произведениях.

Ученик 1:

 «О нашем училище».                                                       

Я обращаюсь к вам, заветные друзья,

К вам, спутники суровых дней войны.

Когда в полях войны, в дыму огня

Мы защищали Родину, свободу, честь и жизнь.

Мы пережили тяготы суровых дней,

Мы очень много горя повидали...

От Сталинградских выжженных степей

Пришли в Берлин и там победу одержали.

В боях мы были, как один, суровы,

Врага разили, метко мстя за Русь,

За разоренные поля и наши нивы,

За Украину, Дон, Кубань и Беларусь.

И вот война закончилась победно,

Вернулись Вы героями к заветному труду,

И вновь себя прославили и всё изведали,

И ордена прибавились на хлеб, за уголь, за руду,

В труде теперь вся ваша слава, честь.

Вы лучшие из лучших гвардии труда.

И в мирном подвиге одно желанье есть-

За мир бороться, за мир великий навсегда!

Ленинск - Кузнецкий - город шахтёрский

И здесь, вдруг создали наше училище.

Мы прибыли в город уже опаленные войной.

А здесь было столько среди курсантов

необученных молодцов.

Да, мы были там заводилами, но нас держали в

рукавицах.

И комбат горячий Пхакадзе, и комроты

минометной Плешивцев, и физрук наш

Аствацатурян.

Мы его еще помним не только по кроссам в

спортгородке.

А больше потом, как он пел под гитару,

О страстях любви и о родных домах.

И сегодня нам все это родное, нам все это велико,

И нужно слово простое

В благодарность спасибо городу тому...

Ленинск- Кузнецкий- это гордое имя

Носит этот шахтерский родник!

Пусть будешь ты благословенный.

Пусть людям твоим сопутствует счастье и

доблестный труд!!!

Ученик 2:  В разные дни, месяцы, годы уезжали обученные курсанты из города Ленинска-Кузнецкого  в западном направлении, в различные военные соединения, чтобы бить врага.  Героически сражались бойцы- пулеметчики в действующей армии, вот какие  патриотические стихи написал о тех боевых днях Александр Цвелов.

Ученик 3:  «Оркестр»

Оркестр духовой захлебнулся От плача, рыданий и слёз

А я лишь родным улыбнулся

Когда заревел паровоз:

«Прощайте, родные, и ждите,

Сломаем фашистам хребет

Почаще на фронт нам пишите

И верьте, Победа придет!»

Плывет эшелон вдоль перрона

Уже позади семафор,

И мчится вагон за вагоном

Во весь свой железный опор

В горящей теплушке, у печки чугунной

За дверью плывёт голубой горизонт

Мы едем сражаться на Западный фронт

Ученик 4: «На станции Кольчугино»

Это было чудом, чудом и останется:

 Платьице летние, суматоха станции.

И глаза раскрытые. И улыбка детская.

И сквозная, синяя даль твоя Кузнецкая.

"Ты пиши же!" ... крикнула...

И платформа длинная

 Поплыла, поехала в степь твою полынную.

 На погонах звёзды, как живые замерли...

 О грядущем нашем ничего не знали мы.

 Пролетели годы вереницей длинною.

Улетает сердце вдаль твою полынную,

В молодость курсантскую, в тишину бессонную,

Где с тобою встретились в пору ту военную.

Но поют мне ветры песенку нелестную:

"Не вернёшь ты молодость- эту даль Кузнецкую..."

Сорок лет промчалось с того боя,

А рубец под сердцем все печет.

Где-то в дымке скрылось Абгонерово,

Солнце покатилось на закат.

Поезд мчится, а в небе к северу,

Две звезды солдатские горят.

Ученик 1:    Александр Цвелов вспоминает Сталинградскую битву в стихотворении  «На Абгонерово, под Сталининградом».

Ученик 5: Маки на разъезде Абгонерово

 Возле полосатого столба,

 Островом пылают кумачовым,

Словно чья-то яркая судьба.

Чья? В степи Донской без края,

У гудящих рельсов на виду,

 Взглядом их тревожным провожая,

Мой попутчик помолчит с версту,

А потом, рубец потрогаю,

 Скажет, под колёсный перестук,

-Сколько ж это будет, Саня?

 -Почитай все сорок тут!

Время, время, ведь оно живое,

Как вода в Дону течет.

Ученик 1:    А это стихотворение, как послание-назидание издалека!  Невозможно его читать спокойно.  Оно и сейчас звучит актуально.

Ученик 6: Ребёнка бережно возьмете вы на руки,

Укроете от шквального огня,

Я верю, каждый так из вас поступит,

 Спасая мир, не пощадив себя.

 Не дай же бог пожара в нашем мире,

Пускай цветут сады, и хлеб растут поля,

Объятья дружбы распахнуться шире

 И мирным домом будет вся земля.

Я с праздником вас поздравляю.

Желаю счастья, мира и тепла,

И этот тост за мир я поднимаю,

Навечно зачеркнув, понятие война.

 

Учитель: Плечом к плечу вместе с Александром Ивановичем Цвеловым познавал суровые будни и рядовой Ларкин Михаил Лазаревич.

(На фоне музыки «На безымянной высоте…» ребята из 2 группы рассказывают автобиографию Ларкина Михаила Лазаревича, ветерана ЛКПУ)

Ученик:

Ларкин Михаил Лазаревич

Год рождения 1924.

Помощник командира взвода.

В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943 год.

Сражался на разных фронтах до 5 мая 1945 года.

Имеет много наград. Среди них: “Орден красная звезда”, “Орден Славы 3 степени” . Награжден  многими медалями. Имел три ранения.

После войны проживал в городе Новосибирске.

Учитель:  Послушайте воспоминания о войне Михаила Лазаревича Ларкина.

Ученик 7: «Туманные дали».

Туманные дали укрыли былое,

Но ясно предстает предо мною.

Когда вспоминаешь о прожитых днях,

О трудных походах, в жестоких боях…

Училище наше- казармы- сараи

Стояли у города, с самого краю,

Как помню сейчас о былом вспоминая,

Что рота, в которой учился- вторая.

В ту пору наверно детьми ещё были,

Но с пулей, гранатой и скаткой дружили,

Бежали в атаку к игрушечным дотам,

Омывшись соленым, щекочущим потом.

«Максимку» часами мы терли до блеска

И знали станкач не простая железка-

Оружие, которым спасают Отчизну,

Которому вечно обязан я жизнью.

Бушлаты, венгерки зеленого цвета

Носили зимою, сдавали их летом.

Уставы учили с упорностью яркой

В столовку шагали мы с песней устало

И бодрости юной, завидуя ныне,

Я тоже бодрюсь, не впадая в унынье

И груз свой тяжелый, раненья и боли,

 Мы тянем собой не по собственной воле.

Ученик 1:  В стихотворении  «Мы соколы» Михаил Ларкин пишет не столько о храбрости солдат, сколько о гордости и радости за них. Недавно в нашей школе проходила акция, посвящённая советскому солдату Николаю Ивановичу Масалову, чей памятник стоит в Германии в Трептов парке. Ларкин  тоже упоминает его в своём произведении.

Ученик 8: Недаром нас учили науке «побеждать»

Такая нам задача, врагу по «харе» дать.

Да так, чтобы запомнил: тяжел у нас кулак

И в бегство обернулся, попятился тут враг.

И дрогнув пошатнулся. Взметнулся алый стяг

Вот Харьков, вот Полтава и Киев впереди,

А полководцам слава и орден на груди.

И мы уж не курсанты, не желтые грачи.

 Мы соколы, мы тигры, мы чудо - станкачи!

И на куполе  чёрном - полыхающий стяг.

И вот в эту память в Трептов - парке

Стоит с обнаженным мечом наш солдат

 Дышит девочка жарко, обнимая плечо.

Есть, чем в жизни гордится, ты не зря воевал.

Ученик 2:  Стихотворение   «Тревога!»

В казарме тревожно: у Волги сраженье,

На карту поставлено, чьё пораженье?

Иль мы иль они одолеют в бою!

"Тревога"- вскричал нам дневальный с порог

Тревога ! Тревога! Тревога! Тревога!

Мы быстро мотаем обмотки на икры,

К тревогам давно уж курсанты привыкли.

Построились быстро, равняясь на вход,

Готов к выступлению четвёртый наш взвод.

 

Учитель: Предлагаю познакомиться с еще одним земляком Спектором Георгием Павловичем, который после окончания пулеметного училища остался в нем работать.

 (На фоне музыки «На безымянной высоте…» ребята из 2 группы рассказывают автобио-графию Спектора Георгия Павловича, ветерана ЛКПУ)

Ученик:

Спектор Георгий Павлович, ветеран ЛКПУ

Год рождения 1922г.

После ранения, в годы Великой Отечественной войны, служил в Ленинске-Кузнецком пулеметном училище с 26 июня 1942г. по 20 мая 1946г.

Был командиром 4 и 8 рот.

Закончил службу  в гвардии подполковником.

Проживал в городе Кемерово.

Ученик 1:  Георгий  Спектор  написал немало строк своим однокурсникам:

Ученик 9: Мы- ленинск-кузнецкие

Ребята молодецкие

Мы овладевали знаниями,

Чтобы бить ненавистного врага.

За землю нашу исконную,

За наш народ,

За родину священную

Шли мы в бой!

Курсанты армии советской

Мужали и крепли в её рядах,

Громили врага в стране немецкой

Не раз участвовали в боях...

Мы шли до радостной победы

Преграждая путь врагу.

Учитель:   Наше занятие подходит к концу. Посмотрим ещё раз на фотографии, всмотримся в эти лица. Пусть вечный огонь горит для них.  Наше сегодняшнее воспоминание о них будет примером  служения Отчизне для нас ныне живущих. Я закончу мероприятие словами нашего земляка Владимира Петровича Романчина: «Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших».  Это эпиграф нашего занятия, т.к. без доброй памяти невозможно счастливое будущее.

 

Внеклассное занятие Лирика земляков- курсантов пулеметного училища г.Ленинска-Кузнецкого
М.И.Сотникова, учитель истории МБОУ СОШ № 34 г. Кемерово,
Внеклассное мероприятие проводится в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в ВОВ. Оно знакомит с творчеством земляков- курсантов пулемётного училища, располагавшегося во время войны на базе школы № 20 г. Ленинска-Кузнецкого. Данное мероприятие предназначено расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, приобщить их к изучению исторического наследия, вызвать интерес и уважение к землякам, сочиняющим стихи о войне.
С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Возникает особая необходимость знакомства и изучения детьми литературного творчества наших земляков, ленинск-кузнечан, курсантов пулемётного училища, основанного во время войны на базе нашей школы. Продолжать воспитывать чувство гордости за наших солдат и уважения к тем, кто ковал победу.
Цель занятия:
использовать личный интерес и потенциал учащихся, стремящихся узнать историю через участников войны-родственников или тружеников тыла;
познакомить с литературным творчеством наших земляков на войне;
воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, уважение к славным страницам прошлого;
проявлять творческое отношение к фронтовой лирике.
Оборудование:
фотографии ветеранов расположенные на доске, вечный огонь;
картина К. Юона Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года;
стихи курсантов ЛКПУ (Ленинск-Кузнецкое пулемётное училище, которое
располагалось на базе нашей школы);
песни о войне На безымянной высоте…, Журавли;
Основные формы работы на подготовительном этапе:
1 группа обучающихся- сбор материала о Великой Отечественной войне и пулеметном училище города Ленинска-Кузнецкого;
2 группа обучающихся – сбор материала о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Михаиле Ларкине, Георгии Спекторе;
3 группа обучающихся- изучение стихотворений ветеранов Ленинск-Кузнецкого пулеметного училища Александра Цвелова, Михаила Ларкина, Георгия Спектора.
Ход мероприятия:
На доске запись:
Глядят на нас фронтовики,
Глядят исчезнувшие роты,
Глядят ушедшие дивизии, полки,
Глядят с надеждой и заботой.
Ну как мы тут,
И что у нас за жизнь,
Куда идем семьёю многоликой.
Готовы ль честно родине служить,
Достойны ли истории великой? ( М.Ножкин)
На фоне музыки Яна Френкеля Журавли вступительное слово учителя
Учитель: Мы подходим к знаменательной дате, 9 мая, празднику победы над фашистской Германией и сегодня занятие будет посвящено судьбам людей нашей малой родины, участникам Великой Отечественной войны. У каждого из наших земляков была своя судьба, но делали они общее благородное дело.
Эпиграфом к нашему занятию являются слова нашего земляка, ветерана войны Владимира Петровича Романчина: Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших.
Посмотрим на картину К.Юона Парад на Красной площади В Москве 7 ноября 1941 года. Серая масса солдат прямо с площади, после парада, отправляется на фронт. Не видно лиц, нет имен. Кто они, эти солдаты?
Художник объединяет их в одну силу, дает наказ - подумать, отыскать каждого, не забывать, не пропустить ни одного того, кто ковал победу. В этом и заключается наша главная задача занятия.
Ученик 1: Наше мероприятие основывается на воспоминаниях родственников о тех, кто воевал, кого нет в живых, кто внес хотя и малые, но драгоценные крупицы того огромного целого, что называется Великим всенародным подвигом, совершенным в годы Великой Отечественной войны.
Ученик 2: Для того, чтобы провести сегодняшнее занятие, мы разбились на группы, чтобы изучить историю войны, историю пулеметного училища города Ленинска-Кузнецкого, который в военные годы располагался в здании нашей школы, собрать материал о земляках участниках войны, курсантах пулеметного училища, занимающихся литературным творчеством Александре Цвелове, Александре Ларкине, Георгии Спекторе, изучить их лирику.
Ребята из первой группы расскажут о том, что они узнали о войне и пулеметном училище.
(Обучающиеся сопровождают рассказ экспонатами музея, демонстрируют фотографии, копии документов и т.д.)
Ученик 1:
Родина наша малая-
Там, где родился и рос.
Связана с ласкою маминой,
С шелестом белых берез.
Родина наша малая-
Там, где в тяжелый год
Сердце наше усталое
Чуточку отдохнет.
Родина наша малая-
Там, где в прощальный час
Зори восходят алые
Добром провожая нас.
(Ипатова Н.И.)
Ученик 2: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Вся наша Западная Сибирь всей мощью поднялась на защиту Родины. Всюду формировались Сибирские добровольческие соединения, в июне 1942 года огромная Новосибирская область сформировала дивизию, а Кузбасс создал для неё два стрелковых полка, обеспечивая их не только вооружением, но и одеждой, обувью. Один полк назывался Кемеровским, другой Кузбасским. Героически сражались и наши пулемётчики курсанты Ленинска-Кузнецкого пулемётного училища (ЛКПУ) созданного на базе нашей школы (МБОУ СОШ №20).
Ученик 3: В мае 1942 г военные люди, а за ними и новобранцы начали прибывать в город Ленинск-Кузнецкий. Здесь по решению высших военных властей, в частности командующего Сибирским военным округом, было организовано училище для ускоренной подготовки офицеров- командиров пулеметных взводов по сокращенной программе. Размещалось оно западнее автовокзала, где сейчас расположены гаражи вдоль дороги на город Полысаево. А впоследствии его перебазировали на территорию нашей школы.
Молодые курсанты Александр Цвелов, Михаил Ларкин, Георгий Спектор с первого дня существования училища окунулись в нелегкие будни этого учреждения.
(Вторая группа детей познакомит с автобиографией Цвелова Александра Ивановича)
Учитель: Кто же они, вчерашние выпускники школ, нынешние курсанты пулеметного училища?
(На фоне музыки Вениамина Баснера На безымянной высоте…)
Ученик 1:
Цвелов Александр Иванович, ветеран ЛКПУ
Год рождения 23.08.22г.
В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943.
Воинское звание: в начале службы рядовой, в конце службы капитан.
Должность: в начале службы стрелок-радист; в конце службы начальник отделения штаба дивизии.
Род войск: воздушно-десантные.
Участвовал в боях с июня месяца 1941 года по октябрь 1942 года.
Фронт (направление) Южный, Юго-Западный, Западный, Кавказский и Сталинградский. Участвовал в боях по защите Москвы, участник Сталинградской битвы
Воинская часть № 36 Гвардейская авиадесантная дивизия.
Награжден орденами к 100-летию со дня В.И.Ленина, За оборону Сталинграда, За оборону Кавказа, За оборону Москвы и д.р.
Был ранен 7.03.1942 и 26.09.1942г. После войны проживал в г. Донецке.
(Следующая группа знакомит с фронтовой лирикой курсантов ЛКПУ)
Учитель: Как шла подготовка к отправке на фронт Александр Иванович рассказывает в своих произведениях.
Ученик 1:
О нашем училище.
Я обращаюсь к вам, заветные друзья,
К вам, спутники суровых дней войны.
Когда в полях войны, в дыму огня
Мы защищали Родину, свободу, честь и жизнь.
Мы пережили тяготы суровых дней,
Мы очень много горя повидали...
От Сталинградских выжженных степей
Пришли в Берлин и там победу одержали.
В боях мы были, как один, суровы,
Врага разили, метко мстя за Русь,
За разоренные поля и наши нивы,
За Украину, Дон, Кубань и Беларусь.
И вот война закончилась победно,
Вернулись Вы героями к заветному труду,
И вновь себя прославили и всё изведали,
И ордена прибавились на хлеб, за уголь, за руду,
В труде теперь вся ваша слава, честь.
Вы лучшие из лучших гвардии труда.
И в мирном подвиге одно желанье есть-
За мир бороться, за мир великий навсегда!
Ленинск - Кузнецкий - город шахтёрский
И здесь, вдруг создали наше училище.
Мы прибыли в город уже опаленные войной.
А здесь было столько среди курсантов
необученных молодцов.
Да, мы были там заводилами, но нас держали в
рукавицах.
И комбат горячий Пхакадзе, и комроты
минометной Плешивцев, и физрук наш
Аствацатурян.
Мы его еще помним не только по кроссам в
спортгородке.
А больше потом, как он пел под гитару,
О страстях любви и о родных домах.
И сегодня нам все это родное, нам все это велико,
И нужно слово простое
В благодарность спасибо городу тому...
Ленинск- Кузнецкий- это гордое имя
Носит этот шахтерский родник!
Пусть будешь ты благословенный.
Пусть людям твоим сопутствует счастье и
доблестный труд!!!
Ученик 2: В разные дни, месяцы, годы уезжали обученные курсанты из города Ленинска-Кузнецкого в западном направлении, в различные военные соединения, чтобы бить врага. Героически сражались бойцы- пулеметчики в действующей армии, вот какие патриотические стихи написал о тех боевых днях Александр Цвелов.
Ученик 3: Оркестр
Оркестр духовой захлебнулсяОт плача, рыданий и слёз
А я лишь родным улыбнулся
Когда заревел паровоз:
Прощайте, родные, и ждите,
Сломаем фашистам хребет
Почаще на фронт нам пишите
И верьте, Победа придет!
Плывет эшелон вдоль перрона
Уже позади семафор,
И мчится вагон за вагоном
Во весь свой железный опор
В горящей теплушке, у печки чугунной
За дверью плывёт голубой горизонт
Мы едем сражаться на Западный фронт
Ученик 4: На станции Кольчугино
Это было чудом, чудом и останется:
Платьице летние, суматоха станции.
И глаза раскрытые. И улыбка детская.
И сквозная, синяя даль твоя Кузнецкая.
"Ты пиши же!" ... крикнула...
И платформа длинная
Поплыла, поехала в степь твою полынную.
На погонах звёзды, как живые замерли...
О грядущем нашем ничего не знали мы.
Пролетели годы вереницей длинною.
Улетает сердце вдаль твою полынную,
В молодость курсантскую, в тишину бессонную,
Где с тобою встретились в пору ту военную.
Но поют мне ветры песенку нелестную:
"Не вернёшь ты молодость- эту даль Кузнецкую..."
Сорок лет промчалось с того боя,
А рубец под сердцем все печет.
Где-то в дымке скрылось Абгонерово,
Солнце покатилось на закат.
Поезд мчится, а в небе к северу,
Две звезды солдатские горят.
Ученик 1: Александр Цвелов вспоминает Сталинградскую битву в стихотворении На Абгонерово, под Сталининградом.
Ученик 5: Маки на разъезде Абгонерово
Возле полосатого столба,
Островом пылают кумачовым,
Словно чья-то яркая судьба.
Чья? В степи Донской без края,
У гудящих рельсов на виду,
Взглядом их тревожным провожая,
Мой попутчик помолчит с версту,
А потом, рубец потрогаю,
Скажет, под колёсный перестук,
-Сколько ж это будет, Саня?
-Почитай все сорок тут!
Время, время, ведь оно живое,
Как вода в Дону течет.
Ученик 1: А это стихотворение, как послание-назидание издалека! Невозможно его читать спокойно. Оно и сейчас звучит актуально.
Ученик 6: Ребёнка бережно возьмете вы на руки,
Укроете от шквального огня,
Я верю, каждый так из вас поступит,
Спасая мир, не пощадив себя.
Не дай же бог пожара в нашем мире,
Пускай цветут сады, и хлеб растут поля,
Объятья дружбы распахнуться шире
И мирным домом будет вся земля.
Я с праздником вас поздравляю.
Желаю счастья, мира и тепла,
И этот тост за мир я поднимаю,
Навечно зачеркнув, понятие война.
Учитель: Плечом к плечу вместе с Александром Ивановичем Цвеловым познавал суровые будни и рядовой Ларкин Михаил Лазаревич.
(На фоне музыки На безымянной высоте… ребята из 2 группы рассказывают автобиографию Ларкина Михаила Лазаревича, ветерана ЛКПУ)
Ученик:
Ларкин Михаил Лазаревич
Год рождения 1924.
Помощник командира взвода.
В Ленинске-Кузнецком пулеметном училище обучался с 1942 по 1943 год.
Сражался на разных фронтах до 5 мая 1945 года.
Имеет много наград. Среди них: “Орден красная звезда”, “Орден Славы 3 степени” . Награжден многими медалями. Имел три ранения.
После войны проживал в городе Новосибирске.
Учитель: Послушайте воспоминания о войне Михаила Лазаревича Ларкина.
Ученик 7: Туманные дали.
Туманные дали укрыли былое,
Но ясно предстает предо мною.
Когда вспоминаешь о прожитых днях,
О трудных походах, в жестоких боях…
Училище наше- казармы- сараи
Стояли у города, с самого краю,
Как помню сейчас о былом вспоминая,
Что рота, в которой учился- вторая.
В ту пору наверно детьми ещё были,
Но с пулей, гранатой и скаткой дружили,
Бежали в атаку к игрушечным дотам,
Омывшись соленым, щекочущим потом.
Максимку часами мы терли до блеска
И знали станкач не простая железка-
Оружие, которым спасают Отчизну,
Которому вечно обязан я жизнью.
Бушлаты, венгерки зеленого цвета
Носили зимою, сдавали их летом.
Уставы учили с упорностью яркой
В столовку шагали мы с песней устало
И бодрости юной, завидуя ныне,
Я тоже бодрюсь, не впадая в унынье
И груз свой тяжелый, раненья и боли,
Мы тянем собой не по собственной воле.
Ученик 1: В стихотворении Мы соколы Михаил Ларкин пишет не столько о храбрости солдат, сколько о гордости и радости за них. Недавно в нашей школе проходила акция, посвящённая советскому солдату Николаю Ивановичу Масалову, чей памятник стоит в Германии в Трептов парке. Ларкин тоже упоминает его в своём произведении.
Ученик 8: Недаром нас учили науке побеждать
Такая нам задача, врагу по харе дать.
Да так, чтобы запомнил: тяжел у нас кулак
И в бегство обернулся, попятился тут враг.
И дрогнув пошатнулся. Взметнулся алый стяг
Вот Харьков, вот Полтава и Киев впереди,
А полководцам слава и орден на груди.
И мы уж не курсанты, не желтые грачи.
Мы соколы, мы тигры, мы чудо - станкачи!
И на куполе чёрном - полыхающий стяг.
И вот в эту память в Трептов - парке
Стоит с обнаженным мечом наш солдат
Дышит девочка жарко, обнимая плечо.
Есть, чем в жизни гордится, ты не зря воевал.
Ученик 2: Стихотворение Тревога!
В казарме тревожно: у Волги сраженье,
На карту поставлено, чьё пораженье?
Иль мы иль они одолеют в бою!
"Тревога"- вскричал нам дневальный с порог
Тревога ! Тревога! Тревога! Тревога!
Мы быстро мотаем обмотки на икры,
К тревогам давно уж курсанты привыкли.
Построились быстро, равняясь на вход,
Готов к выступлению четвёртый наш взвод.
Учитель: Предлагаю познакомиться с еще одним земляком Спектором Георгием Павловичем, который после окончания пулеметного училища остался в нем работать.
(На фоне музыки На безымянной высоте… ребята из 2 группы рассказывают автобио-графию Спектора Георгия Павловича, ветерана ЛКПУ)
Ученик:
Спектор Георгий Павлович, ветеран ЛКПУ
Год рождения 1922г.
После ранения, в годы Великой Отечественной войны, служил в Ленинске-Кузнецком пулеметном училище с 26 июня 1942г. по 20 мая 1946г.
Был командиром 4 и 8 рот.
Закончил службу в гвардии подполковником.
Проживал в городе Кемерово.
Ученик 1: Георгий Спектор написал немало строк своим однокурсникам:
Ученик 9: Мы- ленинск-кузнецкие
Ребята молодецкие
Мы овладевали знаниями,
Чтобы бить ненавистного врага.
За землю нашу исконную,
За наш народ,
За родину священную
Шли мы в бой!
Курсанты армии советской
Мужали и крепли в её рядах,
Громили врага в стране немецкой
Не раз участвовали в боях...
Мы шли до радостной победы
Преграждая путь врагу.
Учитель: Наше занятие подходит к концу. Посмотрим ещё раз на фотографии, всмотримся в эти лица. Пусть вечный огонь горит для них. Наше сегодняшнее воспоминание о них будет примером служения Отчизне для нас ныне живущих. Я закончу мероприятие словами нашего земляка Владимира Петровича Романчина: Жизнь начинается не с чистого листа, она начинается с освоения опыта старших. Это эпиграф нашего занятия, т.к. без доброй памяти невозможно счастливое будущее.
HYPER13PAGE HYPER15
2
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×