Школьный музей в культурно-образовательном пространстве | Путункеева Туяна Пурбуевна, ГБОУ "ССШИСОО". Работа №294142
Автор: Путункеева Туяна Пурбуевна, ГБОУ "ССШИСОО"
Школьный музей в культурно-образовательном пространстве
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum», что в переводе означает «храм». Музей – это место, посвященное наукам и искусствам. Как учреждение, музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Когда идёт речь о создании музея в школе, возникает ряд вопросов: Что такое школьный музей? Насколько данный музей необходим? Каковы будут его возможности? Достаточно ли собранного материала? А самое главное – что показывать и с какой аудиторией будет работать школьный музей?
Школьный музей в культурно-образовательном пространстве
Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum», что в переводе означает «храм». Музей – это место, посвященное наукам и искусствам. Как учреждение, музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Когда идёт речь о создании музея в школе, возникает ряд вопросов: Что такое школьный музей? Насколько данный музей необходим? Каковы будут его возможности? Достаточно ли собранного материала? А самое главное – что показывать и с какой аудиторией будет работать школьный музей?
Что такое школьный музей?
Школьный музей – это:
прежде всего, результат поисковой, исследовательской и краеведческой работы, которая учит «смотреть» вокруг себя и «видеть», получать знания из самой жизни;
большие возможности для организации самостоятельной исследовательской и, что особенно важно, творческой работы учащихся,
эффективная форма организации и подачи учебного материала, позволяющая с наибольшей отдачей использовать иллюстрированный материал по всем разделам школьной программы.
Являясь неформальными учебными подразделениями общеобразовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны, где учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Собранные ими экспонаты входят в состав музейного и архивного фонда России.
Как создаются школьные музеи?
Школьные музеи, как форма воспитательной и образовательной работы, создаются по инициативе:
выпускников,
родителей,
учащихся и педагогов школы.
Они возникают как:
ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности,
результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности.
Цели создания школьного музея:
выявление, собирание и изучение музейных предметов и музейных коллекций (Ст. 27 Федерального закона. Приложение № 1)
всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся;
поддержка творческих способностей детей;
формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.
Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Цели музейной деятельности:
- формирование чувства ответственности за сохранение истории, традиций, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины;
- координация военно-патриотической деятельности образовательного учреждения;
- расширение социальных связей школы: школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть, связующей нитью между школой, учреждениями культуры и общественными организациями.
Задачи школьного музея:
воспитательная;
образовательная;
г
ражданско-патриотическая.
Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.
Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Направления деятельности школьных музеев:
поисково-исследовательское;
образовательно-воспитательное.
Поисково-исследовательская деятельность строится на принципах историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий:
рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи;
оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе;
изучение истории в свете современности.
Сегодня увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и профессиональной музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города. Они учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей об истории Отечества, родного края.
Образовательно-воспитательная деятельность школьного музея организована иначе, чем в государственных и в большинстве негосударственных учреждений, где такого типа музейная деятельность осуществляется штатом специалистов. В музее школы она реализуется через различные формы экспозиционно-выставочной и массово-просветительной работы и ставит целью передачу знаний посетителям музея и идейно-нравственное воздействие на них посредством личного участия в работе музея.
Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участвуя в поисково-собирательной работе, учащиеся постоянно соприкасаются с историей школы, города независимо от того, какую тему они изучают. Феномен школьного музея состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности.
Функции школьного музея:
социальная функция;
исследовательская функция;
функция документирования;
функция хранения.
Социальная функция обусловлена тем, что школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа - своего рода «социальное сито», в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности, учатся выбирать и критиковать своих лидеров, аргументировано дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за свои поступки и решения. Школьный музей позволяет репетировать социальные роли, у ученика возникает возможность выступать попеременно и в роли лидера, и в роли исполнителя. Работа в составе Совета школьного музея, являющегося органом ученического соуправления, прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности к происходящим событиям.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и т.д. Так, исследовательская функция осуществляется на основе поиска и изучения исторических подлинников.
Функция документирования общественных явлений реализуется в ходе отбора и комплектования документов школьного музея. Её осуществлению служат поиск и изучение значимых памятников истории школы. Документирующая функция осуществляется в трех формах: комплектование фондов, непосредственно фондовая работа, создание экспозиций.
Важным направлением реализации школьным музеем такой функции может стать документирование истории школы, при которой функционирует музей, а именно документирование наиболее интересных и значимых событий, происходящих в ее стенах. Таким образом, школьный музей может взять на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.
Функция хранения реализуется в процессе учета, хранения описания, реставрации собранных документов и предметов.
Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся. Многие педагоги - руководители школьных музеев, других краеведческих объединений отмечают высокий процент выбора учащимися, занимающимися музейной деятельностью, профессий гуманитарного характера: педагогика, музейное, архивное, библиотечное дело и т.п. Нередко ученики, занимавшиеся военно-историческими краеведческими изысканиями, становятся профессиональными военными, пожарными, работниками правоохранительных органов и т.д.
Признаки школьного музея:
наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества;
наличие экспозиции (экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы; материалы экспозиции выставляются в определенной системе, в соответствии с логикой разделов);
наличие помещения и оборудования, обеспечивающих хранение и показ собранных коллекций;
наличие постоянного актива учащихся - Совета музея, способного вести под руководством педагогов систематическую поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов.
Только при наличии всех этих признаков можно говорить, что в школе имеется музей.
Профиль школьного музея.
Профиль музея – это специализация собрания и деятельности музея, обусловленные его связью с конкретной наукой, техникой, производством, а также с их отраслями и дисциплинами, с различными видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев.
Музеи делятся на следующие основные профильные группы:
естественно-научные,
исторические,
литературные,
художественные,
музыкальные,
театральные,
технические,
сельскохозяйственные и пр.
Специфической особенностью школьных музеев, во всяком случае, абсолютного большинства из них, является краеведческий характер реализации документирующей функции, т.е. они изучают преимущественно события и явления, связанные с историей и природой родного края. Можно сказать, что краеведение – наука, изучающая развитие природы и общества определенного региона силами жителей. Следовательно, краеведение – это методологический прием познания закономерностей, развития природы и общества через специфику своего края.
Школьные музеи исторического профиля могут и не заниматься изучением истории своего края с древнейших времен, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края, либо определенному историческому периоду и даже отдельному событию. Поэтому к школьным музеям исторического профиля могут быть отнесены как музеи, изучающие историю города, так и музеи, изучающие историю школы.
Школьный литературный музей может изучать жизнь и творчество не только знаменитых писателей, родившихся и живших в данной местности, но и тех местных писателей, которые не получили общественного признания, может быть, даже и никогда не публиковались. Одним из возможных направлений краеведческих исследований школьного литературного музея может быть выявление лиц, а также природных, исторических и технических объектов, которые описаны в литературных произведениях.
Подобные рекомендации по организации деятельности могут быть отнесены и к школьным музеям других профилей: художественным, музыкальным, театральным и т.д. Поэтому, например, деятельность школьного музыкального музея может быть посвящена собиранию материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т.п.
Особую типологическую группу составляют монографические музеи. Они посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления или определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т.п. К монографическим музеям можно отнести следующие разновидности:
-военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: музей героев-панфиловцев, музей работников тыла и т.п.
-мемориальные музеи, созданные в память о выдающемся событии или лице, распложенные на памятном месте или в памятном здании (музей-усадьба, дом-музей, музей-квартира и т.п.). В целях соблюдения принципа историзма, мемориальный музей желательно создавать только в том месте, здании, помещении, в котором произошло событие или жил человек;
-историко-биографические музеи, где могут храниться подлинные вещи, принадлежавшие изучаемому лицу. Эти музеи играют важную роль в выявлении и уточнении различных фактов биографии своего героя, в популяризации его жизни и деятельности среди учащихся.
Выбор профиля музея, по существу, определяет цели и методики реализации его документирующей функции, составляет основу концепции музея. Вместе с тем, не следует воспринимать профиль музея, особенно школьного, как некую жесткую конструкцию, за рамки которой нельзя выходить.
Специфика школьных музеев заключается в том, что создаваемые в процессе творчества детей и педагогов, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.