Сигнальная система коммуникаций при помощи предметных изображений | Федорович Олег Юрьевич. Работа №350598
Аннотация. В статье рассматривается сигнальная система коммуникаций, основанная на использовании предметных изображений, как эффективный метод общения с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната. Система визуальных коммуникаций помогает учащимся преодолевать трудности в выражении мыслей, потребностей и эмоций, облегчает процесс адаптации и социализации. В статье описываются основные принципы и преимущества метода, а также предлагаются примеры, помогающие педагогам реализовать визуальную поддержку общения с детьми, испытывающими сложности с вербальным общением.
Ключевые слова: сигнальная система, коммуникация, предметные изображения, школа-интернат, дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивное обучение, социальная адаптация, визуальная поддержка, альтернативная коммуникация.
СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КОММУНИКАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ ПРЕДМЕТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Федорович Олег Юрьевич, учитель
КГБОУ реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 3", г.Хабаровск
Аннотация. В статье рассматривается сигнальная система коммуникаций, основанная на использовании предметных изображений, как эффективный метод общения с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната. Система визуальных коммуникаций помогает учащимся преодолевать трудности в выражении мыслей, потребностей и эмоций, облегчает процесс адаптации и социализации. В статье описываются основные принципы и преимущества метода, а также предлагаются примеры, помогающие педагогам реализовать визуальную поддержку общения с детьми, испытывающими сложности с вербальным общением.
Ключевые слова: сигнальная система, коммуникация, предметные изображения, школа-интернат, дети с особыми образовательными потребностями, инклюзивное обучение, социальная адаптация, визуальная поддержка, альтернативная коммуникация.
Сигнальная система коммуникации на основе предметных изображений является одной из наиболее успешных методик взаимодействия с детьми, испытывающими трудности в освоении вербальной речи и в установлении социального контакта. Дети с задержками психического развития, расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха и речи зачастую испытывают сложности в выражении своих мыслей и эмоций. Для них применение системы визуальных изображений становится основой для общения и помогает формировать важные навыки, необходимые для взаимодействия с окружающим миром. Применение этого метода особенно актуально в условиях школы-интерната, где педагогам приходится обеспечивать комфортное обучение и поддержку детей с самыми разными особыми потребностями.
Суть метода предметных изображений заключается в том, чтобы визуально представить основные понятия и действия с помощью простых и понятных карточек. Эти изображения — будь то еда, эмоциональные состояния, предметы или ежедневные действия — становятся своеобразным «языком», позволяющим детям выражать желания и понимать окружающую среду. Для педагогов такая система становится доступным инструментом помощи, облегчая установление контакта с детьми. Карточки с изображениями помогают детям находить взаимопонимание с окружающими, преодолевать тревожность и чувствовать себя увереннее. Метод активно применяется и в повседневной жизни школы-интерната: карточки могут сопровождать любое занятие, игровую или учебную деятельность, а также помочь ребенку ориентироваться в режиме дня.
Для эффективного использования предметных изображений педагогам важно соблюдать несколько принципов. Во-первых, изображения должны быть простыми и легко узнаваемыми: чем проще символ, тем быстрее ребенок его понимает и запоминает. Во-вторых, методика требует регулярного применения: карточки нужно показывать детям каждый день, помогая им привыкать к визуальной системе и закреплять восприятие. Постоянное использование карточек приучает ребенка к визуальной поддержке и учит понимать последовательность действий в течение дня, что особенно полезно для детей с аутизмом и нарушениями развития. Применение карточек должно также учитывать индивидуальные особенности ребенка: для кого-то важно использовать изображения предметов быта, для других — эмоциональные состояния или режимные моменты.
На практике использование карточек выглядит как простая, но эффективная поддержка. Например, если ребенок хочет сообщить о своем состоянии, он может выбрать карточку с изображением «грусти» или «радости». Это позволяет ему передать свои чувства педагогу, который может оказать необходимую помощь. Если ребенок хочет выразить просьбу — попросить воды, игрушку или книжку — он может показать соответствующую карточку. Педагогам важно научить детей пользоваться этими изображениями, чтобы они постепенно стали частью их коммуникации и самообслуживания. Постепенно дети начинают лучше понимать свои потребности и учатся выражать их самостоятельно, что способствует развитию самостоятельности и уверенности.
Ещё один способ использования предметных изображений — визуализация режима дня. Карточки с изображениями «учеба», «обед», «сон», «прогулка» помогают ребенку понять последовательность действий и чувствовать себя спокойнее в распорядке дня. Это особенно важно для детей, которым сложно адаптироваться к режиму: такая визуальная поддержка создаёт ощущение стабильности, уменьшает уровень стресса и помогает ребенку более успешно выполнять задачи.
Карточки также можно использовать в процессе обучения, чтобы объяснять задания и темы уроков. Например, при изучении окружающего мира или других предметов, педагог может использовать изображения, чтобы дети с особыми потребностями могли понять смысл обсуждаемых понятий. В ходе игры также можно использовать карточки для объяснения правил или действий, помогая ребенку включаться в активность и лучше понимать её.
Таким образом, сигнальная система на основе предметных изображений в школе-интернате выполняет несколько важных функций. Во-первых, она помогает детям преодолевать трудности общения и выражения мыслей. Во-вторых, она способствует развитию у детей функциональной грамотности, учит их ориентироваться в окружающем мире, быть самостоятельными и активными. В-третьих, сигнальная система помогает детям адаптироваться к социальной среде, учит взаимодействовать с другими людьми, выражать свои желания и потребности.
Список литературы
Латыпова, Э. Р. Общение как коммуникация / Э. Р. Латыпова, А. В. Кузнецова. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 197-199.
Полушина, Н. А. Индивидуальные особенности мышления / Н. А. Полушина. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 11 (197). — С. 187-190.