Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Символ собаки в изобразительном искусстве Китая :опыт социокультурного и историко-регионологического анализа. | Бухольцева Яна Александровна . Работа №273716

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Бухольцева Яна Александровна
Анализ социокультурной синволики собаки в Китае. Разбор, что такое Сиволика, что такое анализ, что такое социокультурной. Где встречается символ собаки и что означает, в Китае и других стран. 

"Символ собаки в изобразительном искусстве Китая: опыт социокультурного и историко-регионологического анализа"

"The symbol of the dog in the fine art of China: the experience of socio-cultural and historical-regional analysis"

Я. А. Бухольцева, студент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Иркутский государственный университет.

Научный руководитель – ст. преподаватель кафедры востоковедения и регионоведения АТР Н.Л. Адилханян, Иркутский государственный университет.

Y. A. Buholtseva, student of the Department of Oriental Studies and Regional Studies of the APR, Irkutsk State University.

Academic Adviser Senior teacher of the Department of Oriental Studies and Regional Studies of the APR, Irkutsk State University.

 Ключевые слова: cимвол, анализ, искусство Китая, китайская культура, символ собаки.

Аннотация: В статье приведены некоторые результаты социокультурного и историко-регионологического анализа символики собаки в культуре и изобразительном искусстве Китая.

Keywords: Symbol, Analysis, art of China, Chinese culture, Dog Symbol.

Annotation. The article presents some results of socio-cultural and historical-regional analysis of dog symbolism in the culture and fine art of China.

Символ «собака» в искусстве Китая является неотъемлемой частью знаковой системы подобно другим странам мира. Тема символов, знаков, письменности представляется актуальной для исследователей культуры [1], истории [2], политики [3], мифологии разных этносов [4], для осуществления межкультурной коммуникации, например, в работе переводчиков. Символ – это способ передачи информации под видом знака, рисунка, кода или иероглифа. Существует множество определений «символа». Как писал философ А.Ф. Лосев, «понятие символа является одним из самых туманных, сбивчивых и противоречивых» [5] Можно сделать предположение, что там происходит из-за тесной связи с неполными синонимами символа: образ, знак, эмблема, архетип. Рассмотрим их связь.

Образ прямо и наглядно передает предметы действительности в сознании человека как форму отражения предметов и воспринимаемых явлений, символ же – отражение представлений общества в целом, а не отдельного человека. Значение знака, в отличие от символа, должно быть только общепринятым, хоть и не точным. Н.Д. Арутюнова характеризует знаки как согласованные изображения, а символы признаются правильными или приобретают силу закона. [6]. Эмблемы значимы, а символы абстрактны. В художественных текстах символ и архетип демонстрируют лингвистическое и когнитивное единство, что не только помогает формировать мировоззрение автора, но и способствует более глубокому пониманию значения поэтического слова.

Итак, символика неотъемлемая часть культуры. Символ является «механизмом памяти, памяти культуры» как отмечает Ю. М. Лотман [7]. Социокультурный подход к символу это методологический подход к обществу как вместилищу культурных символов. Символика играет немаловажную роль в современном обществе упрощая приспособление человека к языковым и культурным особенностям общества.

Обращаясь непосредственно к символу собаки, рассмотрим его локус в искусстве. Символ собаки в изобразительном искусстве присутствовал: 1) на предметах быта и культа (амулеты, изображения знаков гороскопа, рисунки бронзовых вазах, самый ранний – династия Чжоу); 2) картинах; 3) в искусстве письма и каллиграфии (знак «собака» является частью античной пиктограммы юаня и словарным ключом).

Что выражает символ собаки в китайских произведениях искусства? Ответ на это кроется в истории Китая. В частности, особое место занимали пекинесы, их разводили при дворе: они символизировали льва, который считался средством передвижения Будды и его спутником, а пекинеса стали «Священный лев Будды». Пекинес считался священным животным, сопровождавшее и защищавшее царственных особ, как при жизни, так и после смерти. Разводили и другие породы собак: чау-чау, шарпей, тибетский мастиф, тибетский спаниель и т. д. Чужая собака у дома сулила благополучие, их приманивали варенным рисом. Рядом с домом ставили статуи собак, создавали амулеты с иероглифами. Считалось, что рожденные в год собаки, имели такие качества как верность, храбрость, забота, любовь к хозяйству и очагу.

Таким образом, анализ символики собаки в искусстве и в разных этнокультурах мира является актуальной и востребованной сферой исследований, которая помогает углублять и расширять понимание между представителями разных культур.

 

Список источников и литературы:

Кузнецова О.В. К вопросу о роли пищи в корейских обрядах жизненного цикла // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур: меж.

конф

. (Иркутск, 30–31 мая 2016 года). Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2016. С. 65-75.

Кобжицкая

О.Г. Представления о душе в эпоху Инь и Чжоу // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: межд.

конф

. (Красноярск, 14–16 марта 2008 года). Красноярск: СФУ, 2008. С. 87-92.

Кремнёв Е.В., Ван Л. Социально-политическая система КНР. Иркутск: ИГЛУ, 2014. 208 с.

Адилханян

Н.Л. Образ "чужого" в сознании древних китайцев на материале "Каталога

Заморья

" трактата "Шань хай цзин" // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур: межд.

конф

. (Иркутск, 30–31 мая 2016 года). Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2016. С. 19-25.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.

6. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. – М.: Флинта, 2010. – 224 с

7.Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×