Символ собаки в изобразительном искусстве Китая :опыт социокультурного и историко-регионологического анализа. | Бухольцева Яна Александровна . Работа №273716
Автор: Бухольцева Яна Александровна
Анализ социокультурной синволики собаки в Китае. Разбор, что такое Сиволика, что такое анализ, что такое социокультурной. Где встречается символ собаки и что означает, в Китае и других стран.
"Символ собаки в изобразительном искусстве Китая: опыт социокультурного и историко-регионологического анализа"
"The symbol of the dog in the fine art of China: the experience of socio-cultural and historical-regional analysis"
Я. А. Бухольцева, студент кафедры востоковедения и регионоведения АТР Иркутский государственный университет.
Научный руководитель – ст. преподаватель кафедры востоковедения и регионоведения АТР Н.Л. Адилханян, Иркутский государственный университет.
Y. A. Buholtseva, student of the Department of Oriental Studies and Regional Studies of the APR, Irkutsk State University.
Academic Adviser – Senior teacher of the Department of Oriental Studies and Regional Studies of the APR, Irkutsk State University.
Ключевые слова: cимвол, анализ, искусство Китая, китайская культура, символ собаки.
Аннотация: В статье приведены некоторые результаты социокультурного и историко-регионологического анализа символики собаки в культуре и изобразительном искусстве Китая.
Keywords: Symbol, Analysis, art of China, Chinese culture, Dog Symbol.
Annotation. The article presents some results of socio-cultural and historical-regional analysis of dog symbolism in the culture and fine art of China.
Символ «собака» в искусстве Китая является неотъемлемой частью знаковой системы подобно другим странам мира. Тема символов, знаков, письменности представляется актуальной для исследователей культуры [1], истории [2], политики [3], мифологии разных этносов [4], для осуществления межкультурной коммуникации, например, в работе переводчиков. Символ – это способ передачи информации под видом знака, рисунка, кода или иероглифа. Существует множество определений «символа». Как писал философ А.Ф. Лосев, «понятие символа является одним из самых туманных, сбивчивых и противоречивых» [5] Можно сделать предположение, что там происходит из-за тесной связи с неполными синонимами символа: образ, знак, эмблема, архетип. Рассмотрим их связь.
Образ прямо и наглядно передает предметы действительности в сознании человека как форму отражения предметов и воспринимаемых явлений, символ же – отражение представлений общества в целом, а не отдельного человека. Значение знака, в отличие от символа, должно быть только общепринятым, хоть и не точным. Н.Д. Арутюнова характеризует знаки как согласованные изображения, а символы признаются правильными или приобретают силу закона. [6]. Эмблемы значимы, а символы абстрактны. В художественных текстах символ и архетип демонстрируют лингвистическое и когнитивное единство, что не только помогает формировать мировоззрение автора, но и способствует более глубокому пониманию значения поэтического слова.
Итак, символика – неотъемлемая часть культуры. Символ является «механизмом памяти, памяти культуры» как отмечает Ю. М. Лотман [7]. Социокультурный подход к символу – это методологический подход к обществу как вместилищу культурных символов. Символика играет немаловажную роль в современном обществе упрощая приспособление человека к языковым и культурным особенностям общества.
Обращаясь непосредственно к символу собаки, рассмотрим его локус в искусстве. Символ собаки в изобразительном искусстве присутствовал: 1) на предметах быта и культа (амулеты, изображения знаков гороскопа, рисунки бронзовых вазах, самый ранний – династия Чжоу); 2) картинах; 3) в искусстве письма и каллиграфии (знак «собака» является частью античной пиктограммы юаня и словарным ключом).
Что выражает символ собаки в китайских произведениях искусства? Ответ на это кроется в истории Китая. В частности, особое место занимали пекинесы, их разводили при дворе: они символизировали льва, который считался средством передвижения Будды и его спутником, а пекинеса стали «Священный лев Будды». Пекинес считался священным животным, сопровождавшее и защищавшее царственных особ, как при жизни, так и после смерти. Разводили и другие породы собак: чау-чау, шарпей, тибетский мастиф, тибетский спаниель и т. д. Чужая собака у дома сулила благополучие, их приманивали варенным рисом. Рядом с домом ставили статуи собак, создавали амулеты с иероглифами. Считалось, что рожденные в год собаки, имели такие качества как верность, храбрость, забота, любовь к хозяйству и очагу.
Таким образом, анализ символики собаки в искусстве и в разных этнокультурах мира является актуальной и востребованной сферой исследований, которая помогает углублять и расширять понимание между представителями разных культур.
Список источников и литературы:
Кузнецова О.В. К вопросу о роли пищи в корейских обрядах жизненного цикла // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур: меж.
конф
. (Иркутск, 30–31 мая 2016 года). Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2016. С. 65-75.
Кобжицкая
О.Г. Представления о душе в эпоху Инь и Чжоу // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: межд.
конф
. (Красноярск, 14–16 марта 2008 года). Красноярск: СФУ, 2008. С. 87-92.
Кремнёв Е.В., Ван Л. Социально-политическая система КНР. Иркутск: ИГЛУ, 2014. 208 с.
Адилханян
Н.Л. Образ "чужого" в сознании древних китайцев на материале "Каталога
Заморья
" трактата "Шань хай цзин" // Азиатско-Тихоокеанский регион: диалог языков и культур: межд.
конф
. (Иркутск, 30–31 мая 2016 года). Иркутск: МГЛУ ЕАЛИ, 2016. С. 19-25.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1995. – 320 с.
6. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. – М.: Флинта, 2010. – 224 с
7.Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199.