«Символические образы снега в русской поэзии». | Любовь Морозова. Работа №304497
Символический образ снега как неотъемлемой черты России создан в творчестве поэтов XX в., с наибольшей силой это проявилось в поэзии начала XX в. и в творчестве русских эмигрантов. Осмысление снега как символа нашей страны особенно характерно для поэтов XX в.»Он является образом и в музыке, и в живописи, и в литературе. Снег – важный мотив русской пейзажной лирики. Каждая национальная литература имеет свои особые мотивы, например, в немецкой литературе это лес, во французской – ручей. «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии», - знаменательно, что в этом известном пушкинском определении народности «климат» стоит на первом месте. Если «образ правления» и «вера» суть изменчивые, исторически подвижные черты народной физиономии, то климат, ландшафт, флора и фауна накладывают на нее родовой отпечаток»
«Символические образы снега в русской поэзии».
Цель проекта – выявление символических образов снега в русской поэзии
Задачи проекта:
Реализация поставленной цели потребовала решение ряда частных задач:
Обобщить информацию о роли снега в русской литературе.
Определить роль снега в мифологической картине мира.
Описать семантическое поле слова «снег».
Выявить и описать особенности взаимосвязи смысловых и формальных характеристик слова.
Исследовать лексические единицы семантического поля « снег» в их эстетической функции на материале произведений устного народного творчества и художественной литературы.
Определить специфику их использования в индивидуально-образной системе каждого автора.
Актуальность проекта. Актуальность работы определяется необходимостью изучения эстетической функции отдельных слов в художественном тексте, а также тем, что систематизация лексики в художественном тексте по-прежнему остаётся важной лингвистической задачей.
Практическая значимость проекта
заключается в том, что результаты исследования дают многообразный материал для комментирования и могут быть использованы на занятиях по лексикологии, стилистике русского языка, лингвопоэтике.
Предметом исследования
является художественный текст, который создаёт особые условия для функционирования лексических единиц языка, их семантического преобразования и приобретения ими символических смыслов.
Объектом исследования являются примеры употребления метафоры снега.
Гипотеза: предположение нахождения новых символических смыслов в семантическом поле слова «снег» и их необходимости для выражения авторского видения мира и авторской позиции в создании художественного образа.
Метод: аналитический, сравнительный анализ, поисковый
Продукт: статья
Материал: пословицы, поговорки, стихи русских поэтов о снеге.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Основные эстетические и символические смыслы снега…………………………6
Глава 2. Снег как мироощущение лирического героя (А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Бесы», А.А.Фет «Снега»)………..9
Глава 3. Новые смыслы образа снега в русской поэзии 20 века……….12
Глава 4. Национально маркированный концепт снега в русской поэтической картине мира и в индивидуально- авторской модели мира.15
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Выбор темы исследования «Символические образы снега в русской поэзии» определяется тем, что для русской природы снег – самое яркое и чистое явление. Россия ассоциируется у других народов с метелью, холодом, снегом. Именно поэтому снег – один из культурных символов России. «На протяжении всего развития русской поэзии слово снег употребляется в сочетании с определениями русский, российский, родной, наш.
С XVIII в. снег осмысляется в поэтических текстах как неотъемлемая характеристика России, называемой поэтами страной метелей, отчизной вьюг, у которой есть / Этот снег, что так синеет, / Как нигде и никогда, / От которого пьянеет / сердце раз и навсегда (Дон Аминадо).
Символический образ снега как неотъемлемой черты России создан в творчестве поэтов XX в., с наибольшей силой это проявилось в поэзии начала XX в. и в творчестве русских эмигрантов. Осмысление снега как символа нашей страны особенно характерно для поэтов XX в.»1 Он является образом и в музыке, и в живописи, и в литературе. Снег – важный мотив русской пейзажной лирики. Каждая национальная литература имеет свои особые мотивы, например, в немецкой литературе это лес, во французской – ручей. «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии», - знаменательно, что в этом известном пушкинском определении народности «климат» стоит на первом месте. Если «образ правления» и «вера» суть изменчивые, исторически подвижные черты народной физиономии, то климат, ландшафт, флора и фауна накладывают на нее родовой отпечаток»2
Глава 1.Основные эстетические и символические смыслы снега.
Первые упоминания о снеге в поэтических произведениях относятся к устному народному творчеству. В русском фольклоре имеется великое множество пословиц, поговорок и примет, связанных со снегом.
Белей снегу белого.
Где снег, там и след.
Снегу
нету
, и следу нету.
Растаял, как снег.
Как снег на голову, внезапно.
Уж не первый снег на голову, много пожил.
Не то снег, что метет, а что сверху идет.
Первый снег выпадает сорок дней до зимы.
Денной снег не лежит, а первый надежный выпадает ночью.
Материнский гнев, что вешний снег: и много его нападет, да скоро
изникнет
.
Снегу надует - хлеба прибудет; вода разольется - сена наберется. Много снегу - много хлеба; много воды - много травы.
Здесь учитываются все физические состояния снега: падение, наст, таяние. «Направления поэтической концептуализации снега начинают формироваться в поэзии в разное время: образное описание падения, снежного покрова, метели складывается уже в XVIII в.тогда как образ тающего снега находим лишь в начале XIX в. Эволюция образного описания снега проявляется в конкретизации направлений концептуализации, в постепенном привлечении новых номинаций, акцентирующих тот или иной признак снега, а также в появлении других способов осмысления снега»3.Работая с литературоведческими источниками, я узнал, что существует более 8 тысяч контекстов с образом снега, значит, снег является фрагментом языковой картины мира и обладает особым эстетическим и символическим смыслом.
Поэты создают разные ситуации:
Описание самого снега
Характеристика человека
Творческое вдохновение
Этапы жизни
Начало чего- то
Портрет человека
Голос человека
Невинность
Нежелательность и неизбежность событий
Выпавший снег как волшебство
Мотив снега часто реализуется при помощи обозначения цвета, путем создания контраста, антонимического соотношения белого и черного. «В русской поэзии почти нет такого мрачного, порочащего изображения снега, льда и вообще зимы. Зима здесь - праздник света».4
Снег - явление завораживающее, он может принимать разные образы:
Снег – покров(покрывало, полог, пелена, саван)
Снег – постель (перина, простыня, одеяло)
Снег – одежда (платье, плащ, шуба, тулуп)
Снег - головной убор (венец, корона, шаль, шапка)
Снег – ткань (парча, шёлк, бархат, лён)
Снег – водное пространство (море, океан,валы)
Снег – драгоценность (серебро, броня алмазная, бисер, хрусталь)
«Не являясь традиционным поэтическим символом, снег способен приобретать довольно регулярные символические значения».5
Для поэзии снег - одно из ключевых понятий, от него зависит вдохновение и взгляд поэта на мир. Певцом первого снега в русской поэзии является П. А. Вяземский, он назвал снег «нежным баловнем полуденной природы», «сыном пасмурных небес».
Стихотворение «Первый снег» Было написано в 1817 году, состоит из 105 строк, в которых разворачиваются разные картины жизни: то это охотники с собаками, то группа катающихся на лошадях людей. Их настроение, радость, восторг и восхищение сродни блестящему разноцветными искорками снегу:
Здесь снег, как легкий пух,
повис на ели гибкой,
Там, тёмный изумруд посыпав серебром.
Так же красивы лица героев и так же чисты их помыслы. Строчки из этой элегии П.А.Вяземского стали эпиграфом к первой главе «Евгения Онегина» - «И жить торопится, и чувствовать спешит».
Снег – это отражение взгляда на жизнь, приятие обновленной природы и ожидание обновленной жизни. «В русской поэзии почти нет такого мрачного, порочащего изображения снега, льда и вообще зимы. Зима здесь – праздник света».6И снег – праздник жизни.
Глава 2. Снег как мироощущение лирического героя (А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Бесы», А.А.Фет «Снега»)
Мотив радости жизни звучит в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро», в котором предстает взору великолепная картина природы после бури. Не так давно, «вечор», «вьюга злилась, на мутном небе мгла носилась», а уже «мороз и солнце; день чудесный». И все видимое пространство по горизонтали и по вертикали освещено снежным сиянием: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит». «Видна строгая логика тематического развертывания. Мотивы сначала последовательно развиваются в трех строфах, а затем сталкиваются в четвертой, концентрируя тему повторами и замыкая композиционный свод»7.
Это мнение литературоведов о стихотворении «Зимний вечер», но такое же развитие происходит и в стихотворении «Зимнее утро». Оно создано 3 ноября 1829 года, поэт в это время переживал угнетенные чувства, тоску, печаль, одиночество. По структуре произведение состоит из пяти строф. В первой - восхищение русской морозной зимой и приглашение близкого и любимого человека полюбоваться этой красотой. Во второй строфе воспоминания о вчерашнем разгуле непогоды, буре и вьюге. Далее любование зимней ясной картиной:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит.
Свежесть снега создается аллитерацией на согласный /с/,словно слышится поскрипывание снега. Создавая оппозицию погожий день- ненастный день, поэт использует разные художественные средства: (сравнение «луна, как бледное пятно», эпитет «на мутном небе», олицетворения «мгла носилась», « вьюга злилась». В воображении лирического героя рисуется русский зимний пейзаж: небесная лазурь, изумрудные ели, блестящая белизна снега. «Янтарный блеск», заливающий комнату, дополняет гармонию, сложившуюся и в природе, и в душе лирического героя. Для описания вчерашнего дня поэт использует антитезу, создавая оппозицию ненастный день - погожий день. Таково и мироощущение лирического героя, от волнения, одиночества и переживаний к радости.
Поэт использует разные художественные средства: Динамику событию придают глаголы: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.
Снег может быть небесным знаком, указывающим на гармонию в природе и в человеке, где все всегда находится в движении («Зимнее утро»). Но снег может нести с собой разрушительную силу. Эта снежная пора может быть суровой, как, например, в стихотворении "Бесы": путник заблудился «в чистом поле» во время метели. «Снег летучий» мешает лирическому герою найти верную дорогу, даже луна не освещает пути, "невидимкою" скользя по небосводу, и кажется, что эта снежная стихия никогда не станет благосклонной к человеку, как это было в стихотворении «Зимнее утро». Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне…
Осенью 1830 года Пушкин приехал в Болдино, чтобы уладить все вопросы, связанные со вступлением в права владения имением и подготовиться к предстоящей свадьбе. Однако из- за эпидемии холеры он на несколько месяцев должен был задержаться. В этот период и было написано стихотворение «Бесы. «Снег летучий» и рой бесов – такой параллелизм сближает сознание поэта с народным представлением о метели, в русском фольклоре снег, метель – это происки злых сил, а путник, попавший в метель, - это мифологический сюжет, раскрывающий не только русские культурные традиции, но и политические взгляды поэта. У Пушкина бесы в снежной круговерти, которые «Бесконечны, безобразны, в мутной месяца игре закружились», представляются светским обществом с его балами.
Лирический герой и сам переживает, как и природа, состояние хаоса, путаницы. Снежная стихия – отражение этой дисгармонии.
Иначе трактуется образ снега в творчестве А.А.Фета. Поэт через картины природы передаёт свою любовь к родине. Но, как и в произведениях русских поэтов, ведущим образом остаётся снег, основной компонент русской культурной традиции. Интересен в этом смысле цикл стихов Фета «Снег», состоящий из 15 стихотворений. Открывает сборник стихотворение «Я русский, я люблю молчанье дали мразной…».
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Для лирического героя сливаются воедино ощущение прекрасного и любовь к родине. Просторы родины покрыты «пологом снегов». Пейзаж кажется каким – то пустынным, даль «мразная» « как смерть однообразная». И человеку в нем страшно и одиноко. Сугроб, возникший за ночь, уподобляется мавзолею, поля, занесенные снегом, своим однообразием навевают мысль о смерти, звуки метели кажутся заупокойным пением. Но, несмотря на это, природа хоть грустная и скудная, всё-таки дорога поэту. Мотивы радости и печали, смерти и любви слиты в стихотворении. Лирический герой любуется мрачным простором ледяной пустыни и находит в нем не только своеобразный идеал красоты, но нравственную опору. Он не брошен, не «заключен» в этот суровый мир, а порожден им и страстно к нему привязан.
Снег в стихотворениях данного цикла имеет разные интерпретации - это и «хлопья белые», и «снежок», и «свежая, белая, пухлая вата», и «снег валит клоками…», и «серебристый пух», и «белая бахрома», и «блестящий снег». Смыслы у слова «снег» как положительные, так и отрицательные. В одних стихотворениях снег - это выражение и ожидание чего-то светлого, радостного, а в других - это вестник смерти, чего-то холодного, чужого, тёмного.
Глава 3. Новые смыслы образа снега в русской поэзии 20 века.
В русской поэзии 20 века снег получает новые смыслы:
Сне
г-
тоска, страх
Снег – любовь
Снег – смерть
Снег – слава
Снег – творчество
Снег – память
Снег – Родина
« При этом в образовании ассоциативных рядов могу играть роль физиологические ощущения (холод), эмоционально – психологическое восприятие, цветовые ассоциации (символика белого цвета), звуковые подобия, мифологический и культурно – исторический компонент».8
В поэтической модели мира 20 века не часто описывается скорость падения снега, густота снега, направление падающих снежинок. «В эстетическом освоении скорости снегопада регулярно фиксируется медленное падение, что выражается в использовании ограниченного количества языковых единиц».9Одним из шедевров пейзажной лирики является стихотворение К.Д.Бальмонта «Снежинка», в котором снежинка - главная героиня, яркая, эмоциональная. Автор использует характерный для пейзажной лирики психологический параллелизм, сравнивая снежинку с чем-то чистым, прекрасным и невинным. И это можно увидеть только при медленном снегопаде. «Стилевой чертой Бальмонта всегда была непринужденная легкость, воздушность строк, поэт утверждал, что записывает произведения с первого раза и не переделывает их, «вымучивая» более удачные строки. Еще одной особенностью творчества и жизни Бальмонта было его легкое созерцательное мировоззрение, с налетами то меланхолии, то оптимизма, внимание к природе и каждому её вздоху, каждому шевелению»10. Именно таким, легким и воздушным стихотворением, хорошо иллюстрирующим общую тенденцию творчества поэта, стало стихотворение «Снежинка», опубликованное в 1903 году и вошедшее в сборник «Только любовь».
А у И. Анненского зима стала символом увядания, ощущая исход, он написал в 1909 году стихотворение «Снег», причём пять его вариантов, но только один удовлетворял его ощущениям. Поэт соотносит конец жизни с зимой, для него это завершение всех радостей, прекращение тревог, мучений и сомнений. Зима, когда – то любимое время года, теперь его не радует. «Анненский видит, что преклонение перед природой, радость от смены времен года – это всего лишь иллюзорна попытка человека уйти в выдуманный мир. И все же он любит этот мир и вспоминает о нем с ностальгией».11 В стихотворении две части: в одной поэт говорит о том, как снег мешает ему, а в другой - как прекрасно пробуждение природы весной. Снег наполнен глубоким смыслом, это размышления, раздумья о жизненном пути, его скоротечности. Поэтому снег получил эпитеты «ослабелый сиреневый», метафору «снег ложится на обрыв». «Благодаря этим тропам поэт смог передать, как ярко он ощущает хрупкую грань между настоящим и будущим, перешагнуть которую не всем суждено. Очевидно, сам он хотел бы увидеть пробуждение природы, но понимает, что этого не случится».12
« В снеге, и в льде, этих образах райского великолепия, все чаще начинает проглядывать нечто тревожное, пугающее. А.Блок досказывает то, что оставалось недосказанным у классиков XIX века, -- то, о чем они не догадывались, чего страшились, в чем не смели признаться самим себе. А.Блок восстанавливает пушкинское наполнение бесовского пейзажа -- метельное, вьюжное, но там, где у А.С. Пушкина только страх и отчаяние заплутавшего путника, у А. Блока -- «бесовски сладкое чувство» гибельного полета. Национальная традиционность пейзажного мотива делает особенно заметными вариации, вносимые в него ходом истории»13.
Глава 4. Национально маркированный концепт снега в русской поэтической картине мира в целом и в индивидуально-авторской модели мира.
Можно заметить, как с течением времени постепенно расширяется контекстуальное окружение слова «снег», которое формирует новые смыслы. «Образ снега на каждом следующем витке развития русской поэзии обогащается семантическими приращениями, которые естественно связаны с многообразием поэтических индивидуально – авторских систем».14
Например, для поэта Е. Евтушенко снег – это не только явление природы, которое является своеобразным фоном для описания событий и фактов объективной действительности, но и ключевой образ, посредством которого автор рисует такие абстрактные понятия, как время, жизнь, смерть. При характеристике снега как природного явления автор акцентирует внимание на таких его признаках, как цвет, размер, состояние, способ движения в воздухе:
Было в городе строго и лыжно.
Под сугробами спряталась грязь,
И летели сквозь снег неподвижно
Опушенные краны, кренясь.
Так по белым пустым тротуарам,
И казнясь и кого-то казня,
Брел и брел я, раздавленный даром
Красоты, подкосившей меня.
в стихотворении «Третий снег» Евгений Евтушенко, описывая первый снег, рисует портрет слабого духом, застенчивого человека. Черты неуверенного лирического героя читаются через описание первого снега: «Он был пластинчатый и хрупкий и сам собою был смущен. Его мы нежно брали в руки и удивлялись: «Где же он?» Второй снег – это настырный и самоуверенный человек:« Был новый снег через неделю. Он не пошёл – он повалил. Он забивал глаза метелью, шумел, кружил что было сил. В своей решимости упрямой хотел добиться торжества, чтоб все решили: он тот самый, что не на день и не на два. Но сам себя таким считая, не удержался он и сдал. И если он в руках не таял, то под ногами таять стал. А вот человек почти идеальный – это третий снег: «Он лег на землю и на крыши, всех белизною поразив, и был действительно он пышен, и был действительно красив. Он шел и шел в рассветной гамме под гуд машин и храм коней, и он не таял под ногами, а становился лишь плотней. Лежал он, свежий и блестящий, и город был им ослеплен. Он был тот самый. Настоящий. Его мы ждали. Выпал он».
Третий снег – это поэтическая параллель с людьми, которые не останавливаются перед трудностями, а, пережив все неприятности, становятся лишь сильнее. Как в сказке, герои выполняют какое – то действие трижды и только тогда добиваются победы, так и в стихотворении снег проходит очищение трижды, чтобы стать тем самым, настоящим. И в реальной жизни человеку приходится пуд соли съесть, чтобы стать настоящим. Здесь присутствует некая градация, лестница к успеху, достижение цели, и символом ее является снег. Таким образом, «снег принадлежит к числу тех национально маркированных концептов, которые занимают особое место в русской поэтической картине мира в целом и в индивидуально-авторской модели мира».15
Индивидуален образ снега и в поэзии Р.Рождественского. Это может быть родная земля, проявляющееся чувство патриотизма («Я еще подкуплен снегом белым – белым»), боль и предзнаменование страданий («Был он рыжим, как из рыжиков рагу, Рыжим, словно апельсины на снегу»),непонимание между людьми («И не знает снег, куда лететь ему, где найти ему местечко для жилья»), под снегом подразумевается какая -то вечная сила, бесконечная мудрость и бессмертный покой.
Природа при всей суетности человеческого бытия остаётся непоколебимо спокойной, заставляет восхищаться собой и наталкивает на мысли и мелочном и значимом (Хлопья нечаянной вечности).
Образ снега – это многосмысловой образ, который нельзя истолковать однозначно. Слова у Рождественского вплетаются в орнамент поэтического голоса. Книжно-письменный и устно-разговорный способы соединения слов в более крупные смысловые единства влечет за собой глубинные, принципиальные различия в организации художественного содержания. Возникает линейный причинно-следственный характер отношений между элементами содержания или возрастает ассоциативность, идеи переплетаются, перетекают друг в друга, соединяются по контрасту, не договариваются, подразумеваются.
Снегами полон шар земной.
Кричит метель в моем окне
И нет тебя со мной…
Идёт мороженое с неба.
Просторно,
сказочно идёт…
Конкретные «мнимые» неправильности проявляются в слоге Рождественского в форме сложных инверсий, «затемняющих» логическую ясность, употребление «не тех» падежей, соединение слов необычным способом, выкидка определенных элементов из содержания, усложняют и обогащают феномен индивидуального стиля.
Ритмический рисунок стихотворений поэта разнообразен, В приведённых строчках х о снеге преобладает вдумчивая, спокойная интонация размышления. В сочетании с восторженной интонацией удивления чудесам природы она позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, отразить его лирическую исповедь. Играет свою роль и нарушение классической рифмовки.
Образ снега появился в русском фольклоре, прошел долгий путь развития, наращивания разных смыслов. И в литературе 21 века он остаётся предметом исследования. Например, существует сказка Марины Дьяченко «Как появился снег».
Зачин сказки звучит так: «Было это давно, еще на заре Мира, но старые люди утверждают, что все это чистая правда.
Собрались как-то, четыре сестры: Зима, Весна, Лето и Осень и стали решать, как они будут встречать Бога, как Мир украсят, чем его угостят, и во что сами нарядятся». Весна зальёт все нежно- зеленой дымкой, наденет платье из одуванчиков, напоит ключевой водой и подарит песню соловья. Лето угостит душистой земляникой, наполнит мир буйной зеленью и будет в платье из бабочек и венке из лилий и роз. Осень поспешила похвастаться золотым платьем. И только зима молчала, а потом заплакала. Нечем ей похвастаться: серое небо, серые деревья, серая земля… Бог увидел её слезы, спустился к ней и тихонько дотронулся до её слезинки. И тотчас слезы превратились в снежинки, лёгкие, воздушные. Зима украсила ими весь мир. « А когда мир стал сказочным, под шорох падающих снежинок Зима сплела себе серебряную шубу и разлила в воздухе аромат морозной свежести».16
Заключение.
На протяжении всего развития русской поэзии слово снег употребляется в сочетании с определениями русский, российский, родной, наш. С XVIII в. снег осмысляется в поэтических текстах как неотъемлемая характеристика России, называемой поэтами страной метелей, отчизной вьюг, у которой есть Этот снег, что так синеет, / Как нигде и никогда, / От которого пьянеет / сердце раз и навсегда (Дон Аминадо).
«Все физические состояния снега привлекаются для осмысления и наглядно-чувственного изображения времени как фундаментальной категории бытия человека. Желание разгадать его тайну, подчеркнуть характер его протекания и дать образную интерпретацию таких параметров, как необратимость, цикличность, однонаправленность и пр. проявляется в описаниях времени в образах снегопада, тающего снега, снежного покрова»17.
В процессе исследования были выявлены разные смысловые пласты слова «снег», отмеченные национальным своеобразием: мотив цикличности развития природы; мотив быстротечности жизни; мотив бесконечности движения; мотив смерти, сна, ; мотив тоски, печали; мотив метафорического отождествления снежинок, цветов и звезд. «Актуализация того или иного признака объекта обусловлена не только индивидуальным восприятием автора, но и той поэтической «модой», которая господствует в литературе в определенную эпоху. Так, изображение заснеженных просторов в поэзии XVIII в. связано с монументализмом и масштабностью художественного типа мышления той эпохи. На следующих этапах развития поэзии происходят изменения в воссоздании свойств снега. С одной стороны, постепенно в поэтических текстах закрепляются новые концептуальные признаки снега, а с другой меняются средства описания ранее освоенных признаков»18. Таким образом, снег как образ помогает понять течение времени, круговорот событий как в жизни отдельного человека, так и всей страны в определённые этапы её развития.
Список литературы
1.https://www.dissercat.com/
2.https://studwood.ru/712595/literatura/motiv_snega_tvorchestve_bloka
3.https://cyberleninka.ru/article/v/obraz-pervogo-snega-v-russkoy-poeticheskoy-modeli-mira
4.https://pandia.ru/text/80/280/45990.php
5.https://studref.com/409296/literatura/kontsept_sneg
6.https://www.turboreferat.ru/rhetoric/koncept-zima-v-tvorchestve-aspushkina/94111-488032-page3.html
7.Белякова С.М. Микрополе «снег »в русской поэзии 20 века// Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 19958.https://obrazovaka.ru/analiz-tihotvoreniya/annenskiy/sneg.html#ixzz6BNG1LJLf
9.https://elib.bspu.by/bitstream/doc/14785/ 10.https://www.proza.ru/2011/03/28/1104
12.https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-esteticheskogo-polya-denotativnogo-klassa-sneg13.https://studwood.ru/712595/literatura/motiv_snega_tvorchestve_bloka14.https://ru.wikipedia.org/wiki/Рождественский,_Роберт_Иванович#Биографияhttp://www.rogdestvenskij.ru/
https://www.dissercat.com/
https://studwood.ru/712595/literatura/motiv_snega_tvorchestve_bloka
https://cyberleninka.ru/article/v/obraz-pervogo-snega-v-russkoy-poeticheskoy-modeli-mira
https://pandia.ru/text/80/280/45990.php
https://studref.com/409296/literatura/kontsept_sneg
https://studwood.ru/712595/literatura/motiv_snega_tvorchestve_bloka
https://www.turboreferat.ru/rhetoric/koncept-zima-v-tvorchestve-aspushkina/94111-488032-page3.html
Белякова С.М. Микрополе «снег »в русской поэзии 20 века// Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 1995г.
Белякова С.М. Микрополе «снег »в русской поэзии 20 века// Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 1995
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/annenskiy/sneg.html#ixzz6BNG1LJLf
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/annenskiy/sneg.html#ixzz6BNG1LJLf
https://studwood.ru/712595/literatura/motiv_snega_tvorchestve_bloka
Белякова С.М. Микрополе «снег »в русской поэзии 20 века// Лексика, грамматика, текст в свете антропологической лингвистики. Екатеринбург, 1995г.
https://elib.bspu.by/bitstream/doc/14785/
https://www.proza.ru/2011/03/28/1104
https://www.dissercat.com/content/evolyutsiya-esteticheskogo-polya-denotativnogo-klassa-sneg
http://studik.net/aspekty-izucheniya-obraza-snega-v-nauchnoj-literature/