синдром эмоционального выгорания педагога | Шошина Валентина. Работа №353223
Статья "Когда профессия становится приговором" адресована педагогическим работникам в целях борьбы с симптомами эмоционального выгорания в рабочем образовательном пространстве, а так же для других специалистов помогающих профессий. В статье приводятся основные маркеры проявления эмоционального выгорания специалиста, а так же практические рекомендации по противодействию профессионального выгорания педагога.
Когда профессия становится приговором…
В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять интенсивное общение с другими людьми. В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении. К числу данной группы риска относятся преподаватели, психологи, социальные работники и спасатели.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены все время подстраиваться, что, в свою очередь, ведет к физическим, интеллектуальным перегрузкам, стрессу и эмоциональному выгоранию.
Профессиональное выгорание — способ психологической защиты человека в ответ на чрезмерные эмоциональные нагрузки и стрессы на работе ведущие к истощению личностных ресурсов человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, чаще незаметно. Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. к равнодушию). Внешне человек остается высоким профессионалом, но внутри сам оценивает свою деятельность как неуспешную, бессмысленную, ненужную и т.п. То есть синдром эмоционального выгорания – это субъективная составляющая профессиональной деятельности.
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
Эмоциональную истощенность
- чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализацию
(отстраненность) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.
Истощение
- возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Складывающиеся симптом – еще не полное выгорание в профессии, но уже состояние, представляющий дискомфорт и неудовлетворенность работой и жизнью у каждого человека по определенным (индивидуальным) параметрам деятельности. То есть симптом складывается, дискомфорт присутствует, без отдыха или смены деятельности он будет усугубляться и с течением времени переходить в состояние выгорания, потери интереса к труду, телесным недомоганиям. В очень тяжелых случаях, длительных ситуациях выгорание переходит в профессиональную деформацию или в физическую болезнь.
Несмотря на сложность данного явления, эмоциональное выгорание можно победить. Разнообразие методов, которые приводятся в методичках, в жизни может напугать, поэтому имеет смысл пробовать все подряд и так найти рецепт своего личного спасения.
Рекомендации педагогу
Профилактика профессионального выгорания включает:
1. Забота о себе и снижение уровня стресса на физиологическом уровне:
своевременное питание
,
водные процедуры
и
достаточное количеств
о
сна
;
15 минут физических упражнений в день и
ли
прогулки на природе;
лечебные процедуры, массаж;
стр
емление к
здоровому образу
жизни, удовлетворение
потребности в общении
или наоборот
в одиночестве
;
2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);
стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.
старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие
от простых каждодневных вещей
;
Предлагаем прием «100 желаний». Стоит взять 100 маленьких бумажек и записать на них мелкие желания. Сложить в банку, и потом каждый день вынимать из нее 3-4 бумажки и исполнять желание. Желания должны быть простыми, исполнимыми. Так мы дарим себе ощущение заботы и того, что все сбудется!
старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой через физическую деятельность, свежие впечатления (природа,
прослушивание
музыки
путешествия, общение с людьми из других сфер профессиональной деятельности, чтение непрофессиональной литературы).
3. Обратите внимания на себя.
Есть удивительное множество интересных занятий кроме работы, где можно быть самим собой, раскрываться с разных сторон. Когда учитель готовит модный смузи по рецепту из интернета — он не учитель, когда педагог своей семьей идет в театр — он тоже не педагог. Необходимо осознание того, что, хоть личная жизнь и работа неизбежно пересекаются, это не одно и то же.
На самом деле, ни администрация школы, ни родители, ни непослушные ученики не виноваты в том, что в какой-то момент вы позволили работе украсть всё ваше время и моральные силы. А, значит, только вы можете это изменить, не просто преодолев усталость от работы, а качественно изменив сам подход к ней.
Для начала стоит определить личные границы, четко решить, что вам нравится делать на работе, а что нет, и постарайтесь выстроить комфортную для себя среду. (Например, не переписываться с родителями по мелким вопросам в неурочное время и не выслушивать отчаянные речи других учителей об их личных проблемах). Кроме того, можно добавить элементов личной жизни в рабочую: принести любимую кружку на рабочее место, оформить кабинет, как хотелось именно вам, и начать заходить по утрам за любимым кофе.
4. Повышайте уровень своего профессионального мастерства.
общение с коллегами и поиск поддержки среди них
;
Возможно в какой-то момент заметите, что коллеги — вовсе не токсичные люди, и они умеют не только сопереживать, но и хвалить друг друга за какие-то небольшие успехи. Общаясь с другими учителями, постепенно научитесь хвалить сами себя, ведь обесценивание собственных достижений — прямой путь к профессиональному выгоранию.
курсы повышения квалификации по специальности и различные обучающие курсы по другим смежным интересам
.
Посмотрите под другим углом на свою работу.
5. Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть. В дальнейшем выберите и опробуйте те способы восстановления баланса, которые вам покажутся наиболее приемлемыми.