Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

синдром эмоционального выгорания педагога | Шошина Валентина. Работа №353223

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья "Когда профессия становится приговором" адресована педагогическим работникам в целях борьбы  с симптомами эмоционального выгорания в  рабочем образовательном пространстве, а так же для других специалистов помогающих профессий. В статье приводятся основные маркеры проявления эмоционального выгорания специалиста, а так же практические  рекомендации по противодействию профессионального выгорания педагога.

Когда профессия становится приговором…

 

В настоящее время сохраняет свою актуальность проблема профессионального выгорания в среде специалистов, вынужденных по роду своей деятельности осуществлять интенсивное общение с другими людьми. В своей работе они испытывают большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в постепенном эмоциональном утомлении и опустошении. К числу данной группы риска относятся преподаватели, психологи, социальные работники и спасатели.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Современное общество представляет высокие требования к системе образования. Педагоги, стремясь соответствовать этим требованиям, вынуждены все время подстраиваться, что, в свою очередь, ведет к физическим, интеллектуальным перегрузкам, стрессу и эмоциональному выгоранию.

Профессиональное выгорание — способ психологической защиты человека в ответ на чрезмерные эмоциональные нагрузки и стрессы на работе ведущие к истощению личностных ресурсов человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, чаще незаметно. Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с психической усталостью человека, длительное время выполняющего одну и ту же работу, которая приводит к снижению силы мотива и меньшей эмоциональной реакции на различные рабочие ситуации (т. е. к равнодушию). Внешне человек остается высоким профессионалом, но внутри сам оценивает свою деятельность как неуспешную, бессмысленную, ненужную и т.п. То есть синдром эмоционального выгорания – это субъективная составляющая профессиональной деятельности.

Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:

Эмоциональную истощенность 

- чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализацию

 (отстраненность) - предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда.

Истощение

 - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Складывающиеся симптом – еще не полное выгорание в профессии, но уже состояние, представляющий дискомфорт и неудовлетворенность работой и жизнью у каждого человека по определенным (индивидуальным) параметрам деятельности. То есть симптом складывается, дискомфорт присутствует, без отдыха или смены деятельности он будет усугубляться и с течением времени переходить в состояние выгорания, потери интереса к труду, телесным недомоганиям. В очень тяжелых случаях, длительных ситуациях выгорание переходит в профессиональную деформацию или в физическую болезнь.

Несмотря на сложность данного явления, эмоциональное выгорание можно победить. Разнообразие методов, которые приводятся в методичках, в жизни может напугать, поэтому имеет смысл пробовать все подряд и так найти рецепт своего личного спасения.

 

Рекомендации педагогу

Профилактика профессионального выгорания включает:

1. Забота о себе и снижение уровня стресса на физиологическом уровне:

своевременное питание

,

водные процедуры

и

достаточное количеств

о

сна

;

15 минут физических упражнений в день и

ли

прогулки на природе;

лечебные процедуры, массаж;

стр

емление к

здоровому образу

жизни, удовлетворение

потребности в общении

или наоборот

в одиночестве

;

2. Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:

стремитесь находить смысл во всем (как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах);

стремитесь бороться со своими негативными убеждениями.

старайтесь как можно больше и чаще получать удовольствие

от простых каждодневных вещей

;

Предлагаем прием «100 желаний». Стоит взять 100 маленьких бумажек и записать на них мелкие желания. Сложить в банку, и потом каждый день вынимать из нее 3-4 бумажки и исполнять желание. Желания должны быть простыми, исполнимыми. Так мы дарим себе ощущение заботы и того, что все сбудется!

старайтесь отвлекаться от переживаний, связанных с работой через физическую деятельность, свежие впечатления (природа,

прослушивание

музыки

путешествия, общение с людьми из других сфер профессиональной деятельности, чтение непрофессиональной литературы).

 

3. Обратите внимания на себя.

Есть удивительное множество интересных занятий кроме работы, где можно быть самим собой, раскрываться с разных сторон. Когда учитель готовит модный смузи по рецепту из интернета — он не учитель, когда педагог своей семьей идет в театр — он тоже не педагог. Необходимо осознание того, что, хоть личная жизнь и работа неизбежно пересекаются, это не одно и то же. 

На самом деле, ни администрация школы, ни родители, ни непослушные ученики не виноваты в том, что в какой-то момент вы позволили работе украсть всё ваше время и моральные силы. А, значит, только вы можете это изменить, не просто преодолев усталость от работы, а качественно изменив сам подход к ней. 

Для начала стоит определить личные границы, четко решить, что вам нравится делать на работе, а что нет, и постарайтесь выстроить комфортную для себя среду. (Например, не переписываться с родителями по мелким вопросам в неурочное время и не выслушивать отчаянные речи других учителей об их личных проблемах). Кроме того, можно добавить элементов личной жизни в рабочую: принести любимую кружку на рабочее место, оформить кабинет, как хотелось именно вам, и начать заходить по утрам за любимым кофе.

 

4. Повышайте уровень своего профессионального мастерства.

общение с коллегами и поиск поддержки среди них

;

Возможно в какой-то момент заметите, что коллеги — вовсе не токсичные люди, и они умеют не только сопереживать, но и хвалить друг друга за какие-то небольшие успехи. Общаясь с другими учителями, постепенно научитесь хвалить сами себя, ведь обесценивание собственных достижений — прямой путь к профессиональному выгоранию.

курсы повышения квалификации по специальности и различные обучающие курсы по другим смежным интересам

.

Посмотрите под другим углом на свою работу.

5. Если Вы заметили первые признаки выгорания, прежде всего, признайте, что они есть. В дальнейшем выберите и опробуйте те способы восстановления баланса, которые вам покажутся наиболее приемлемыми.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×