Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Синдром эмоционального выгорания в педагогической среде | Тулинова Юлия Валерьевна. Работа №298640

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Тулинова Юлия Валерьевна
 

В связи с переходом современной школы на новые ФГОС, личностно-ориентированные модели образования, внедрения в обычную школу модели инклюзивного образования проблема сохранения психического здоровья педагога являются актуальными и значимыми.

Профессиональное выгорание не является чем-то неизбежным. Необходимо предпринимать определенные шаги по его

профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить

возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные

ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если

степень риска выгорания велика, наряду с приемами самопомощи

целесообразно обратиться за поддержкой к специалисту-психологу.

В связи с переходом современной школы на новые ФГОС, личностно-ориентированные модели образования, внедрения в обычную школу модели

инклюзивного образования проблема сохранения психического здоровья

педагога стала особенно остро. Со стороны общества повышаются требования не только к профессионализму педагога, но и к самой его личности, его роли в учебном процессе (из учебного он все больше преобразуется в учебно-воспитательный). От педагога требуется творческое отношение к работе, владение современными педагогическими техниками, педагогическим тактом, проектировочными умениями.

Такой подход к профессии педагога содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что, без должной профилактической и

коррекционной работы, приводит к возникновению психосоматических

расстройств и ряду невротических заболеваний. Психика человека обладает

мощными защитными механизмами и в ситуации отсутствия у педагога

необходимых внутренних энергоресурсов на выполнение ставящихся перед

ним задач, возникают достаточно устойчивые отрицательные реакции (чаще

неосознаваемые) в виде дезадаптации как отражения личностных

противоречий, замкнутости и апатии как проявления внутреннего состояния

перенапряжения и переутомления.

Синдром эмоционального (профессионального) выгорания (СЭВ) - понятие, введенное в психологию более 40 лет назад американским психиатром

Фрейденбергом - это проявляющееся нарастающее эмоциональное истощение.

В XXI веке, во времена возрастающих требований к личности педагога и

его профессионализму, синдрому профессионального выгорания в

образовательных учреждениях уделяется все больше внимания. СЭВ чаще

всего подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше). У таких

работников заметно снижается интерес к работе, проявляется профессиональная усталость, нежелание развиваться и принимать что-то новое, нарастает негативное отношение ко всем субъектам образовательного процесса.

По многочисленным исследованиям как зарубежных, так и российских ученых известно, что по степени напряженности нагрузка педагога в среднем больше, чем у других представителей профессии типа «человек-человек» (это и менеджеры, и банкиры, и директора, и президенты ассоциаций). А по данным НИИ медицины труда, к таким психическим расстройствам как неврозы, связанные с профессиональной деятельностью, склонны чуть менее 60% педагогов.

Сфера деятельности преподавателя связана с большим количеством

напряженных ситуаций. В образовательном процессе воспитанники часто не

соблюдают правила поведения, между ними нередко возникают

непредвиденные конфликтные ситуации, учащиеся могут не понимать

объяснений преподавателя и другие ситуации. Профессиональное общение с

коллегами и руководством также может быть связано с конфликтами по поводу нагрузки, чрезмерного контроля со стороны руководства, перегруженностью различного рода поручениями, неясной постановкой целей и задач в рабочем процессе. И с родителями учащихся не всегда возможно найти общий язык касательно учебы детей, их поведения. В подобных ситуациях педагоги испытывают стресс и напряженность, связанную с необходимостью принять правильное и ответственное решение в сжатые сроки.

В психологии и медицине хорошо известно, как пагубно действует на здоровье и психику человека длительный стресс.

Необходимость в профессии педагога «сохранять лицо», т.е. в любых

ситуациях сдерживать вспышки недовольства, отчаяния, тревоги, раздражения повышают внутреннее эмоциональное напряжение, что, в свою очередь, губительно сказывается на здоровье педагога. Ряд заболеваний, таких как язва желудка, астма, гипертония, уже относят к профессиональным заболеваниям преподавателей.

В этой связи все чаще в последнее время психологи говорят о синдроме профессионального выгорания. Данный синдром обусловлен целым рядом факторов: это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к

увеличению трудового времени за счет работы на дому, и недовольство своим социальным статусом, и, часто, отсутствие условий для самореализации и самовыражения.

В психологии есть понятие «повседневный психический потенциал

Человека». И не секрет, что профессия педагога чаще, чем большинство других профессий, приводит человека с состоянию стресса и напряжения,

превышающего этот потенциал. В состоянии стресса наиболее опасным для

человека является состояние незащищенности, неизвестности и

беспомощности, так характерное для современного педагогического работника.

Как следствие таких состояний, педагог испытывает апатичность, чувство

хронической усталости, подавленности, а иногда и проявляет грубость,

несдержанность. Эмоциональные взрывы не приносят облегчения, а наоборот, заставляют его испытывать чувство вины, так как профессиональный долг обязывает держать себя в руках. Тогда проявляется другая крайность - равнодушие. В свою очередь, эти две реакции - агрессия и равнодушие -становятся причиной стресса учащихся.

 

 

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов, на мой взгляд, должна являться одной из приоритетных задач современной системы образования.

Профессиональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно. Его этапы соответствуют механизму развития стресса.

Поэтому при профессиональном выгорании отмечают фазу нервного

(тревожного напряжения), фазу резистенции (сопротивления), фазу истощения.

Соответственно каждому этапу развития профессионального выгорания

возникают отдельные его симптомы, которых на данный момент насчитывается

более ста. Среди них выделяют симптомы психосоматического уровня,

симптомы проявления личностных особенностей.

Помните, что профессиональное выгорание не является чем-то

неизбежным. Необходимо предпринимать определенные шаги по его

профилактике, которые могут предотвратить, ослабить или исключить

возникновение выгорания. Нужно приумножать и пробуждать личностные

ресурсы, помогающие преодолевать жизненные и рабочие стрессы. Если

степень риска выгорания велика, наряду с приемами самопомощи

целесообразно обратиться за поддержкой к специалисту-психологу.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×