Синдром выгорания в педагогической профессии и способы его профилактики | Ивекеева Ирина Владимировна. Работа №350906
Аннотация. Синдром эмоционального выгорания — это психологическое состояние, при котором человек теряет интерес к своей профессиональной деятельности, испытывает усталость, апатию и чувство внутреннего опустошения. Особенно подвержены этому синдрому педагоги, чья работа требует постоянного эмоционального вовлечения и стресса. В статье рассмотрены причины, стадии и проявления синдрома выгорания у педагогов, а также даны рекомендации по его профилактике и преодолению. Приведены примеры ситуаций из профессиональной практики педагога-психолога и описаны методы самопомощи, которые помогают снизить риск развития эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагогическая деятельность, профилактика выгорания, стресс, психологическая помощь, эмоциональное благополучие.
Синдром выгорания в педагогической профессии
и способы его профилактики
Ивекеева Ирина Владимировна, педагог-психолог
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Панаевская школа-интернат»
Аннотация. Синдром эмоционального выгорания — это психологическое состояние, при котором человек теряет интерес к своей профессиональной деятельности, испытывает усталость, апатию и чувство внутреннего опустошения. Особенно подвержены этому синдрому педагоги, чья работа требует постоянного эмоционального вовлечения и стресса. В статье рассмотрены причины, стадии и проявления синдрома выгорания у педагогов, а также даны рекомендации по его профилактике и преодолению. Приведены примеры ситуаций из профессиональной практики педагога-психолога и описаны методы самопомощи, которые помогают снизить риск развития эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, педагогическая деятельность, профилактика выгорания, стресс, психологическая помощь, эмоциональное благополучие.
Педагогическая профессия предъявляет высокие требования к эмоциональной устойчивости, терпению и умению справляться с напряженными ситуациями. Учителя, как и педагоги-психологи, находятся в постоянном контакте с детьми, родителями и коллегами, что требует от них включенности и энергии. Однако постоянные нагрузки, высокий уровень ответственности и частое взаимодействие с конфликтными ситуациями могут приводить к такому явлению, как синдром эмоционального выгорания. Важно понимать, что это состояние развивается постепенно и имеет несколько стадий, каждая из которых проявляется по-разному.
На первой стадии синдрома выгорания педагог может ощущать лёгкое недовольство и неудовлетворённость работой, которые он склонен объяснять внешними факторами: перегрузкой, организационными проблемами, недостатком ресурсов. Нередко на этой стадии человек пытается работать с ещё большим усердием, чтобы преодолеть возникающее напряжение, не осознавая, что именно чрезмерные усилия могут усугублять проблему. Важно, чтобы педагог своевременно заметил первые признаки и научился вовремя отдыхать, а не углублять стресс.
Если пренебречь этой стадией, процесс может перейти на следующий этап, когда появляется хроническая усталость, раздражение и ощущение, что ресурсы истощены. Педагогу кажется, что он не справляется с обязанностями, и это вызывает чувство тревоги, иногда переходящее в апатию. На третьей стадии происходит отстранённость от профессиональной деятельности: педагог может демонстрировать безразличие, формальное отношение к задачам, потерю интереса к общению с коллегами и учениками. Эмоциональное истощение на этой стадии может негативно сказываться на физическом здоровье, способствуя возникновению психосоматических заболеваний, таких как головные боли, проблемы с давлением, бессонница.
Пример из практики: педагог-психолог обратила внимание на симптомы выгорания у своей коллеги, преподавателя с многолетним опытом. Коллега жаловалась на хроническую усталость и потерю интереса к занятиям, хотя раньше была увлечена своей работой. В такой ситуации помощь коллег и психолога становится необходимой, так как человек, находящийся в состоянии выгорания, редко осознаёт проблему самостоятельно.
Профилактика синдрома выгорания включает несколько ключевых аспектов, направленных на поддержание эмоционального здоровья педагога. Один из них — организация рабочего времени и грамотное распределение нагрузок. Педагогу важно научиться ставить границы и избегать ситуации, когда работа занимает всё его время и силы. Эффективной стратегией может стать использование техник тайм-менеджмента, например, составление расписания с выделением времени для отдыха и коротких перерывов в течение рабочего дня. Эти паузы позволяют снизить накопленный стресс, способствуя восстановлению сил.
Ещё одним методом профилактики выгорания является развитие навыков саморегуляции. Педагогам и психологам полезно освоить техники дыхательной гимнастики, медитации и мышечной релаксации, которые помогают справиться с негативными эмоциями и напряжением. Например, техника «Глубокое дыхание» позволяет снизить уровень тревожности и сосредоточиться на настоящем моменте, что особенно полезно в условиях интенсивной рабочей среды. Практика медитации даже на несколько минут в день помогает педагогу настроиться на позитивный лад и восстановить энергию.
Поддержка коллег и позитивное взаимодействие в коллективе также играют значимую роль в профилактике выгорания. Организация групповых встреч и обсуждений в неформальной обстановке помогает снять напряжение и наладить доверительные отношения. Важно, чтобы педагоги могли делиться своими трудностями, ощущая поддержку, а не страх осуждения. В образовательных учреждениях также могут проводиться тренинги по развитию эмоциональной устойчивости и стрессоустойчивости, направленные на укрепление личных ресурсов педагогов.
Педагог-психолог может оказать помощь коллегам, которые чувствуют симптомы эмоционального выгорания, организуя занятия по арт-терапии или групповую психотерапевтическую работу. Например, арт-терапия позволяет выразить свои эмоции через творчество, а групповые встречи дают возможность обсудить наболевшие вопросы и найти совместные способы преодоления трудностей. Важно понимать, что у каждого человека есть собственный запас прочности, и важно вовремя позаботиться о его сохранении.
Личное отношение педагога к своей профессиональной деятельности и осознание её важности — ещё один фактор, снижающий риск выгорания. Педагогам полезно регулярно напоминать себе о смысле и значимости своей работы, обращая внимание на положительные моменты, благодарность учеников и коллег, успехи воспитанников. Поддержание интереса к профессии возможно через участие в профессиональных сообществах, обмен опытом, чтение специальной литературы и повышение квалификации.
Кроме того, сам педагог-психолог должен вести разъяснительную работу среди коллег, обучая их элементарным приёмам профилактики стресса и выгорания. Например, рекомендуется ежемесячно проводить в коллективе короткие лекции или тренинги по эмоциональной саморегуляции, обмениваться успешными техниками отдыха и восстановления. Такие мероприятия способствуют профилактике эмоционального выгорания и создают более благоприятную атмосферу в коллективе.
Таким образом, профилактика выгорания в педагогической профессии требует комплексного подхода. Важно сочетать грамотное распределение нагрузок, навыки саморегуляции, поддержку коллег и развитие позитивного отношения к профессиональной деятельности. Для педагога-психолога особенно важно не только уметь распознавать симптомы выгорания у себя и коллег, но и быть примером заботы о собственном эмоциональном здоровье.
Список литературы
Бойматова
А. Г.,
Джумабаева
М. Б.
С
индром выгорания у педагогов // Теория и практика современной науки. 2019. №3 (45). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-vygoraniya-u-pedagogov
Копылова
Е. Д.
С
индром профессионального выгорания в профессиональной деятельности педагога // Новые импульсы развития:
вопросы научных исследований. 2020.
№5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-professionalnogo-vygoraniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga
Курленя
В. А.
С
индром эмоционального выгорания и деструктивные изменения личности педагога // Образование. Карьера. Общество. 2021. №1 (68).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-i-destruktivnye-izmeneniya-lichnosti-pedagoga
Паутова В. В. Профессия «Педагог» и синдром
профессиональгного
выгорания // Инновационная наука. 2016. №11-3.
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professiya-pedagog-i-sindrom-professionalgnogo-vygoraniya