Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Синкретичность мюзикла через историческую призму эпох – в XXI век» | Мой кабинет. Работа №349256

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 «Синкретичность мюзикла через историческую призму эпох – в XXI век»Мюзикл – один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Есть необходимость выстроить логистический генезис возникновения: мюзикл – оперетта – опера. Роль Мюзикла в XXI веке набирает популярность. Культурный резонанс мюзиклов достиг небывалых масштабов как среди профессиональных ценителей искусства, так и среди широких кругов любителей. Жанр мюзикла привлекал и привлекает внимание исследователей с первых дней своего существования. Мюзикл обсуждается на страницах книг как отечественных, так и европейских.

 

 

Деньгина Марина Васильевна

Учитель музыкального искусства

г. Тюмень, МАОУ гимназия № 16

dmv_67@mail.ru

 

Статья

 

«Синкретичность мюзикла через историческую призму эпох в XXI век»

 

Аннотация

Мюзикл один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Есть необходимость выстроить логистический генезис возникновения: мюзикл – оперетта – опера. Роль Мюзикла в XXI веке набирает популярность. Культурный резонанс мюзиклов достиг небывалых масштабов как среди профессиональных ценителей искусства, так и среди широких кругов любителей. Жанр мюзикла привлекал и привлекает внимание исследователей с первых дней своего существования. Мюзикл обсуждается на страницах книг как отечественных, так и европейских.

 

Ключевые слова

Мюзикл, синкретичность, культивированность, логистичность, синергетичность, эволюция, генезис.

 

Роль мюзикла в XXI веке набирает популярность. Культурный резонанс мюзиклов достиг небывалых масштабов как среди профессиональных ценителей искусства, так и среди широких кругов любителей. Жанр мюзикла привлекал и привлекает внимание исследователей с первых дней своего существования. Мюзикл обсуждается на страницах книг как отечественных, так и европейских. В России наиболее значительной работой, посвященной жанру мюзикла, стала книга Э. Кампуса «О мюзикле». Мюзикл отличается широко и существенно от традиционных жанров музыкального театра: динамический и актуальный тематизм, универсальность музыкального языка, эмоционально-чувственное драматургическое, логистическое развитие. Ведь мюзикл конкретно ориентирован на широкую слушательско-зрительскую аудиторию.

Мюзикл необходимо назвать культивированным, так как он, с научной точки зрения, может рассматриваться как в синергетическом аспекте, так и в культурологическом и философском, и музыковедческом, и в истории музыки. В этот музыкальный жанр вошло и внутренняя открытость для всего нового и новейшего, и разноплановость восприятия, и слияние музыкальных стилей, жанров, и, в то же время, фундаментом ему служат образцы театрального классического искусства.

Автор книги Э. Кампус подчеркивает важность и значимость литературной основы, на которой рождается и либретто, и сам мюзикл. Отсюда, награды за постановку мюзиклов связаны с литературно-театральными премиями. Важно выявить писателей, на чьи сюжеты сотворены мюзиклы – У. Шекспир, В. Гюго, Ч. Диккенс, Б. Шоу и другие.

Слово мюзикл («Musical») произошло от сокращения понятия Musical comedi (англ.: музыкальная комедия) или Musical play (англ.: музыкальный спектакль). В «Музыкальной энциклопедии» содержится следующее определение мюзикла: «Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами» [1]. В Толковом Словаре Русского Языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мюзикл определяется как «представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета» [5].

Аналогичным образом понятие мюзикла интерпретируется и в популярных музыковедческих изданиях. Так, в книге «Оперные либретто» мюзикл получает следующую характеристику. Мюзикл «...жанр развлекательного «легкого» представления пьеса с разговорными диалогами, эффектным сценическим оформлением, танцами, пением (ансамбли, иногда хоры, но главное песни, именуемые зонгами). Чаще всего мюзиклы веселые комедийные пьесы, в которых действие, сюжет служат как убедительный повод для развертывания музыкальной стихии спектакля» [3]. Подобные определения обусловлены тем, что мюзикл, в силу своей относительной новизны и особым положением по отношению к академической и популярной музыке, долгое время оставался малоисследованным жанром. Эта ситуация стала меняться лишь в 2000-е годы.

Научный интерес к жанру мюзикла в российском музыкознании был во многом подготовлен книгами «Рождение джаза» В.Дж. Конен [4] и «О мюзикле» Э.Ю. Кампуса [1]. В 1970-1780-е годы мюзиклу уделяется внимание в научных работах российских музыковедов, посвященных музыкальному театру: Л.Г. Данько, Т.Н. Кудиновой. Книга, посвященная мюзиклу, появилась только в 2002 году, то есть почти через 20 лет после книги Кампуса энциклопедия «Великие мюзиклы мира» (под редакцией И.П. Емельяновой), содержащая интересные сведения о наиболее известных мюзиклах и их авторах. Вслед за названным изданием в первые десятилетия XXI века выходит целый ряд научных исследований, посвященных различным историческим и теоретическим аспектам жанра мюзикла.

Как известно, мюзикл сформировался в американской культуре на основе синтеза элементов театра менестрелей, балладной оперы, бурлеска, оперетты, водевиля, ревю, развлекательного шоу. Первыми появились работы, в которых жанровые особенности мюзикла рассматриваются в связи с изучением творчества британского композитора Эндрю Ллойд Уэббера, сыгравшего ключевую роль в развитии мюзикла в ХХ веке.

Выдающиеся композиторы, творившие в жанре мюзикла Дж. Гершвин, К. Портер, Л. Бернстайн, Г. Арлен и Р. Роджерс сумели мастерски синтезировать европейские принципы гармонического и композиционного мышления с уникальной ритмоинтонационной природой негритянской музыки и создать на этой основе высокохудожественные произведения, в том числе в жанре мюзикла. Эволюция мюзикла протекает в русле сложных процессов, характерных для музыкального творчества ХХ века. Эти процессы выразились в создании произведений, основанных на жанровых, стилевых и драматургических взаимодействиях и смешениях.

Анализируя мюзиклы западноевропейских и российских авторов, созданных во второй половине ХХ века, в качестве компонентов жанрового синтеза исследователи выделяют: балет, камерно-вокальный цикл, кантату, мелодраму, мистерию, оперу, псалмы, симфонию, хорал. Для характеристики персонажей и расширения образно-смыслового пространства произведения композиторы обращаются к различным историческим и современным музыкальным стилям. В их число входят: барокко (хоральность, принципы полифонического развития), классицизм (приемы симфонического развития), романтизм (сквозная драматургия оперы, круг образов, система лейтмотивов), музыкальный авангард ХХ века (сложные мелодико-гармонические обороты, приемы атональности), рок-музыка, джаз, кантри, хип-хоп, современная эстрада. В контексте произведения они становятся своеобразными музыкальными историко-стилевыми знаками, которые существенно расширяют его культурно-художественное пространство. Такие шедевры жанра, как «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера и Т. Райса, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна и многие другие мюзиклы американских, западноевропейских и российских композиторов показывают открытость мюзикла к ассимиляции стилистически разнообразных средств музыкальной выразительности. «Notre-Dame de Paris» вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как образец стремительно «раскрученного» спектакля, снискавшего славу феноменально популярного явления мировой культуры.

Таким образом, мюзикл один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Есть необходимость выстроить логистический генезис возникновения: мюзикл – оперетта – опера.

 

Литература

Э. Кампус,

О

мюзикле / Кампус Э. – Музыка. Ленинградское отделение, 1983.

Ю.В. Келдыш,

Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Келдыш Ю.В. –

М. :

Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973-1982.

К.В.

Кондахчан

, Оперное либретто /

Кондахчан

К.В. –

М. :

Музыка, 2009.

В.

Конен

,

Рождение

 

джаза

 / 

Конен

В. –

Москва :

Сов. композитор, 1984.

С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд.

перераб

. –

М.

:

Мир и образование, 2014.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×