«Синкретичность мюзикла через историческую призму эпох – в XXI век» | Мой кабинет. Работа №349256
«Синкретичность мюзикла через историческую призму эпох – в XXI век»Мюзикл – один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Есть необходимость выстроить логистический генезис возникновения: мюзикл – оперетта – опера. Роль Мюзикла в XXI веке набирает популярность. Культурный резонанс мюзиклов достиг небывалых масштабов как среди профессиональных ценителей искусства, так и среди широких кругов любителей. Жанр мюзикла привлекал и привлекает внимание исследователей с первых дней своего существования. Мюзикл обсуждается на страницах книг как отечественных, так и европейских.
Деньгина Марина Васильевна
Учитель музыкального искусства
г. Тюмень, МАОУ гимназия № 16
dmv_67@mail.ru
Статья
«Синкретичность мюзикла через историческую призму эпох – в XXI век»
Аннотация
Мюзикл – один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Есть необходимость выстроить логистический генезис возникновения: мюзикл – оперетта – опера. Роль Мюзикла в XXI веке набирает популярность. Культурный резонанс мюзиклов достиг небывалых масштабов как среди профессиональных ценителей искусства, так и среди широких кругов любителей. Жанр мюзикла привлекал и привлекает внимание исследователей с первых дней своего существования. Мюзикл обсуждается на страницах книг как отечественных, так и европейских.
Ключевые слова
Мюзикл, синкретичность, культивированность, логистичность, синергетичность, эволюция, генезис.
Роль мюзикла в XXI веке набирает популярность. Культурный резонанс мюзиклов достиг небывалых масштабов как среди профессиональных ценителей искусства, так и среди широких кругов любителей. Жанр мюзикла привлекал и привлекает внимание исследователей с первых дней своего существования. Мюзикл обсуждается на страницах книг как отечественных, так и европейских. В России наиболее значительной работой, посвященной жанру мюзикла, стала книга Э. Кампуса «О мюзикле». Мюзикл отличается широко и существенно от традиционных жанров музыкального театра: динамический и актуальный тематизм, универсальность музыкального языка, эмоционально-чувственное драматургическое, логистическое развитие. Ведь мюзикл конкретно ориентирован на широкую слушательско-зрительскую аудиторию.
Мюзикл необходимо назвать культивированным, так как он, с научной точки зрения, может рассматриваться как в синергетическом аспекте, так и в культурологическом и философском, и музыковедческом, и в истории музыки. В этот музыкальный жанр вошло и внутренняя открытость для всего нового и новейшего, и разноплановость восприятия, и слияние музыкальных стилей, жанров, и, в то же время, фундаментом ему служат образцы театрального классического искусства.
Автор книги Э. Кампус подчеркивает важность и значимость литературной основы, на которой рождается и либретто, и сам мюзикл. Отсюда, награды за постановку мюзиклов связаны с литературно-театральными премиями. Важно выявить писателей, на чьи сюжеты сотворены мюзиклы – У. Шекспир, В. Гюго, Ч. Диккенс, Б. Шоу и другие.
Слово мюзикл («Musical») произошло от сокращения понятия Musical comedi (англ.: музыкальная комедия) или Musical play (англ.: музыкальный спектакль). В «Музыкальной энциклопедии» содержится следующее определение мюзикла: «Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыки, драматического, хореографического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь придали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач несложными для восприятия художественными средствами» [1]. В Толковом Словаре Русского Языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой мюзикл определяется как «представление, сочетающее в себе элементы эстрады, оперетты и балета» [5].
Аналогичным образом понятие мюзикла интерпретируется и в популярных музыковедческих изданиях. Так, в книге «Оперные либретто» мюзикл получает следующую характеристику. Мюзикл – «...жанр развлекательного «легкого» представления – пьеса с разговорными диалогами, эффектным сценическим оформлением, танцами, пением (ансамбли, иногда хоры, но главное – песни, именуемые зонгами). Чаще всего мюзиклы – веселые комедийные пьесы, в которых действие, сюжет служат как убедительный повод для развертывания музыкальной стихии спектакля» [3]. Подобные определения обусловлены тем, что мюзикл, в силу своей относительной новизны и особым положением по отношению к академической и популярной музыке, долгое время оставался малоисследованным жанром. Эта ситуация стала меняться лишь в 2000-е годы.
Научный интерес к жанру мюзикла в российском музыкознании был во многом подготовлен книгами «Рождение джаза» В.Дж. Конен [4] и «О мюзикле» Э.Ю. Кампуса [1]. В 1970-1780-е годы мюзиклу уделяется внимание в научных работах российских музыковедов, посвященных музыкальному театру: Л.Г. Данько, Т.Н. Кудиновой. Книга, посвященная мюзиклу, появилась только в 2002 году, то есть почти через 20 лет после книги Кампуса – энциклопедия «Великие мюзиклы мира» (под редакцией И.П. Емельяновой), содержащая интересные сведения о наиболее известных мюзиклах и их авторах. Вслед за названным изданием в первые десятилетия XXI века выходит целый ряд научных исследований, посвященных различным историческим и теоретическим аспектам жанра мюзикла.
Как известно, мюзикл сформировался в американской культуре на основе синтеза элементов театра менестрелей, балладной оперы, бурлеска, оперетты, водевиля, ревю, развлекательного шоу. Первыми появились работы, в которых жанровые особенности мюзикла рассматриваются в связи с изучением творчества британского композитора Эндрю Ллойд Уэббера, сыгравшего ключевую роль в развитии мюзикла в ХХ веке.
Выдающиеся композиторы, творившие в жанре мюзикла – Дж. Гершвин, К. Портер, Л. Бернстайн, Г. Арлен и Р. Роджерс – сумели мастерски синтезировать европейские принципы гармонического и композиционного мышления с уникальной ритмоинтонационной природой негритянской музыки и создать на этой основе высокохудожественные произведения, в том числе в жанре мюзикла. Эволюция мюзикла протекает в русле сложных процессов, характерных для музыкального творчества ХХ века. Эти процессы выразились в создании произведений, основанных на жанровых, стилевых и драматургических взаимодействиях и смешениях.
Анализируя мюзиклы западноевропейских и российских авторов, созданных во второй половине ХХ века, в качестве компонентов жанрового синтеза исследователи выделяют: балет, камерно-вокальный цикл, кантату, мелодраму, мистерию, оперу, псалмы, симфонию, хорал. Для характеристики персонажей и расширения образно-смыслового пространства произведения композиторы обращаются к различным историческим и современным музыкальным стилям. В их число входят: барокко (хоральность, принципы полифонического развития), классицизм (приемы симфонического развития), романтизм (сквозная драматургия оперы, круг образов, система лейтмотивов), музыкальный авангард ХХ века (сложные мелодико-гармонические обороты, приемы атональности), рок-музыка, джаз, кантри, хип-хоп, современная эстрада. В контексте произведения они становятся своеобразными музыкальными историко-стилевыми знаками, которые существенно расширяют его культурно-художественное пространство. Такие шедевры жанра, как «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера и Т. Райса, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна и многие другие мюзиклы американских, западноевропейских и российских композиторов показывают открытость мюзикла к ассимиляции стилистически разнообразных средств музыкальной выразительности. «Notre-Dame de Paris» вошел в Книгу Рекордов Гиннеса как образец стремительно «раскрученного» спектакля, снискавшего славу феноменально популярного явления мировой культуры.
Таким образом, мюзикл – один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актёров. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль. Есть необходимость выстроить логистический генезис возникновения: мюзикл – оперетта – опера.
Литература
Э. Кампус,
О
мюзикле / Кампус Э. – Музыка. Ленинградское отделение, 1983.
Ю.В. Келдыш,
Музыкальная энциклопедия в 6 т. / Келдыш Ю.В. –
М. :
Советская энциклопедия : Советский композитор, 1973-1982.
К.В.
Кондахчан
, Оперное либретто /
Кондахчан
К.В. –
М. :
Музыка, 2009.
В.
Конен
,
Рождение
джаза
/
Конен
В. –
Москва :
Сов. композитор, 1984.
С.И. Ожегов, Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд.
перераб
. –
М.
:
Мир и образование, 2014.