Синквейн - развитие связной речи детей дошкольного возраста. | Евгения Леонидовна Духанина. Работа №309933
Как говорил Л. С. Выготский «Без речи нет ни сознания, ни самосознания». На сегодняшний день образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей — явление очень редкое. В чем же проблема? А проблем существует много — это бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное. А если у детей есть нарушения в речи, то речь таких детей характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости, трудностью в выделении главной мысли.
Одним из эффективных методов в развитии речи детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи.
Синквейн как инновационная технология активизации познавательной деятельности и развития связной речи детей дошкольного возраста.
Е.Л. Духанина воспитатель 1 категории.
МДОБУ №79 «Лучик»
2023г.
Речь — величайший дар, который подарила нам природа, именно благодаря этому дару мы получили возможность общаться друг с другом, познавать окружающий нас мир. Она помогает понять, сформировать взгляды, мысли и убеждения.
Для появления и становления речи человеку дается очень мало времени — это дошкольный и ранний возраст, так как именно в это время возникают благоприятные условия для развития речи. Любая, даже маленькая задержка, нарушение в развитии ребенка находят свое отражение в поведении и деятельности ребенка. В последние годы стремительно возросло количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями речи.
По мнению таких ученых как, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина нарушение речевой деятельности отрицательно влияет на все сферы личности дошкольника: затруднено развитие познавательной деятельности, снижается уровень запоминания, нарушаются все виды памяти, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются формы общения и межличностного взаимодействия, тормозится развитие игровой деятельности, которая является ведущей деятельностью дошкольного возраста, также играющая огромную роль в отношении общего психического развития [4].
Слово – основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Особенности развития детского мышления во многом определяют особенности детского словаря. Работа над словарем ребенка должна идти в тесной связи с развитием его мышления. Живые наблюдения, игры, занятия, прогулки дают детям обширный круг наглядных представлений. При наличии богатого словарного запаса ребенок легче овладеет образной, связной речью, может пересказывать тексты и составлять рассказы, проявлять навыки словотворчества. Богатство словаря создается и за счет разнообразного изменения слова, овладения различными формами слов, словами уменьшительными, ласкательными, степенями сравнения.
Важное место в системе речевой работы занимает обогащение словарного запаса, его активизация и закрепление, ведь совершенствование речевого общения невозможно без обогащения словарного запаса ребенка. По мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной познавательное развитие, невозможно без усвоения новых слов [5]. Овладение словарем в дошкольном возрасте имеет огромное значение для успешного обучения в школе, в связи с этим особое значение приобретает более глубокое продумывание методов и приемов позволяющих активизировать познавательную деятельность и способствующих развитию речи детей дошкольного возраста.
Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основные развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется творческая личность с богатым воображением и предпосылками к развитию словотворчества «стихоплетства».
Традиционная методика обучения развитию речи рекомендует использовать приём «образец рассказа педагога», что является больше недостатком для ребёнка. Это проявляется в том, что он повторяет то, что услышал. Таким образом, ему не приходится особо размышлять, использовать какие –то свои выразительные средства. В итоге детям становится скучно и неинтересно.
Принятие в 2022 году ФОП ДО требует от воспитателя наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий, воспитательно значимой деятельности и потенциальных «точек роста».
Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического «Синквейна».
Инновационность данного метода – это сознание условий для развития личности, способности, критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование технологии «синквейн» в непосредственно образовательной деятельности воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
«Синквейн» (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
В этом стихотворении есть свои правила написания и нет рифмы.
«Синквейн» появился благодаря японской поэзии. В начале ХХ века американская поэтесса Аделаида Крепси разработала эту форму.
Существуют определенные правила написания синквейна. Он состоит из 5 – ти строк. Его форма напоминает «елочку».
1-я строчка – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, отвечающее на вопросы «Кто? Что?», одно ключевое слово, определяющее содержание. Название произведения, имя героя и т.д.
2-я строчка – два ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, отвечающие на вопросы «Какой? Какая? Какое?»
характеризующее первую строчку.
3-я строчка – три ГЛАГОЛА, отвечающие на вопрос «Что делает?», обозначающих действие, относящихся к теме.
4-я строка – выражение собственного мнения по теме синквейна. Традиционно фраза состоит из трех, четырех слов.
5-я строчка – одно СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ или СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Существует алгоритм синквейна для детей-дошкольников, которые пока не умеют читать. Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое, четкое соблюдение правил составления синквейна необязательно. Так в четвертой строке синквейна предложение может состоять не из четырех слов, а из трех. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему. А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:
Условные обозначения:
слова-предметы (существительные),
слова-признаки (прилагательные),
слова-действия (глаголы),
слова-предметы (существительные).
Работа по обучению дошкольников составлению синквейна ведется поэтапно:
I этап – подготовительный
Для того чтобы правильно, полно, грамотно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Поэтому работу необходимо начинать с уточнения, расширения и совершенствования словаря.
Цель этапа: знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Через какие формы образовательной деятельности дошкольников проводится обогащение и активизация словаря:
- Словесные игры и упражнения («Кто это? Что это?», «Отгадай загадки», «Узнай по описанию», «Скажи, какой? какая? какое? какие?», «Подбери признаки», «Кто что делает?» и другие.)
- Дидактические игры «Найди пару», «Кто что делает?», «Слова с противоположным значением» и др.
- Речевые тренинги. (Собрана картотека речевого материала для речевых тренингов.)
- Игры малой подвижности («У Маланьи, у старушки», «Что мы делаем – не скажем», «Живые слова» и другие.)
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога).
Для успешного овладения детьми данной технологии можно использовать разные способы работы с «синквейном»:
«Синквейн-загадка». Педагог читает стихотворение, не называя первой строки, предлагая ребенку догадаться по содержанию текста, о каком предмете или явлении идет речь.
«Нарисуй предмет-отгадку». Все дети одновременно рисуют отгадку. Затем рисунки вывешиваются на доске, и педагог может видеть, насколько у каждого ребенка есть знания о данном предмете. Насколько он правильно понимает смысл и значение слов. Хорошо ли он усвоил словарь лексической темы.
Составь «Синквейн по образцу»
«Закончи стихотворение». Ребенок называет слово последней строчки. Как правило – это обобщающее слово.
«Найди ошибки в стихотворении». В третьей и четвертой строчке педагог намеренно допускает ошибку в подборе признака или действие нехарактерное для данного предмета.
«Чужое слово». Аналогичное задание.
«Один начинает, другой продолжает». Называется предмет. Один ребенок составляет вторую строку стихотворения, второй – третью. Третью. Третий –четвертую, четвертый-пятую.
Эти игровые приемы помогают детям составлять более качественные тексты и поддерживать интерес к работе. После того, как дети научатся составлять нерифмованные стихи, можно переходить к третьему этапу работы.
III этап практический. Самостоятельное составление синквейнов детьми.
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна по лексическим темам.
Сначала все дети составляют синквейн об одном предмете или природном явлении. После приобретения навыка самостоятельного выполнения такого рода задания можно давать детям индивидуальные темы.
Для того чтобы разнообразить занятия по составлению нерифмованного стихотворения на этом этапе используем следующие игровые приемы:
«Чей синквейн Лучше?» Составляется дидактический синквейн к разным словам-предметам, связанных между собой одной лексической темой (например, разные виды одежды). А затем обсуждается, чей текст был наиболее удачным и почему.
«Речецветик». Детям предлагается цветок с несколькими лепестками. На каждом лепестке изображен предмет по определенной лексической теме. Каждый ребенок, не глядя на картинку, отрывает лепесток и составляет синквейн.
«Занимательный кубик». На каждой стороне кубика картинка с изображением предмета или явления. Дети по очереди бросают кубик, выпавшая картинка и есть тема синквейна.
«Волчок». Круглое поле делится на несколько секторов. В каждом секторе изображен предмет изучаемой лексической темы. Ребенок вращает волчок на какой предмет попадет стрелка волчка, после окончания вращения, о том предмете составляется синквейн.
«Отгадай загадку, и на отгадку составь синквейн»
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям, и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Чем выше уровень развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.
Таким образом, эффективность и целесообразность этого метода заключается в следующем:
1. Простота. Синквейн могут составить все. Это вид новой творческой речевой деятельности, который основан на развитии интеллектуальных возможностей (так как необходимо запомнить алгоритм и следовать ему). При его составлении открываются новые творческие, речевые возможности, и каждый ребёнок может реализовать их.
2. Синквейн является игровым приёмом.
3. Обеспечивает непроизвольное запоминание материала.
4. Способствует обогащению и актуализации словаря, носит характер комплексного воздействия (развивает речь, самостоятельность, инициативу, воображение, память, внимание, мышление).
- закрепляет знания о вопросах и обозначениях разных частей речи, о предложении;
- совершенствует навык использования в речи синонимов;
- стимулирует развитие творческого потенциала
5. Может использоваться, как заключительное задание в рамках прохождения определённой лексической темы, для её закрепления или для проведения анализа полученной информации.
Задачи «Синквейна» заключаются: в пополнении знаний детей по лексическим темам; в обогащении пассивного и активного словарного запаса; в совершенствовании навыков использования в речи синонимов, антонимов; в развитии ассоциативного мышления и образной памяти; в совершенствовании умения высказывать собственное отношение к чему-либо.
Метод «Синквейн», применяемый в работе по развитию речи у детей, безусловно способствует успешному развитию всей речевой системы в целом, при условии системной, работы в данном направлении.
Литература:
Акименко, В.М. Новые педагогические технологии:
Учеб.-
метод. пособие.
Ростов
н/Д.,
2008.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина
.
Терентьева, Н. Синквейн по «Котловану», Журнал «Первое сентября», № 4 -
2006.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Психолого-педагогические основы коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста// Дефектология. 1985. № 4.
Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. М:2003
Ссылки на интернет источники:
https://eduportal44.ru/Sharya/ds6/1_1/SiteAssets/DocLib24/Старший%20воспитатель/Амурцева%20СВ%20Синквейн.pdf
https://dohcolonoc.ru/cons/16080-ispolzovanie-tekhnologii-sinkvejn.html