Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте. | Рябчикова Надежда Геннадьевна. Работа №354615
Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отношением общества к детству и к ребенку. Суть детской игры и собственно детства состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условия существования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых. Под познавательными процессами понимаются процессы, обеспечивающее получение, хранение и восприятие информации, знаний из окружающей среды.
К познавательным процессам относятся: восприятие, память, мышление и воображение.
Познавательные процессы входят в деятельность человека и обеспечивают ее эффективность.
Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте.
Детская игра всегда воспринималась и воспринимается в связи с отношением общества к детству и к ребенку. Суть детской игры и собственно детства состоит в том, чтобы учиться приспосабливаться к изменчивым условия существования, а также моделировать действия и взаимоотношения взрослых.
Понятие познавательных процессов
Под познавательными процессами понимаются процессы, обеспечивающее получение, хранение и восприятие информации, знаний из окружающей среды.
К познавательным процессам относятся: восприятие, память, мышление и воображение.
Познавательные процессы входят в деятельность человека и обеспечивают ее эффективность.
Познавательные процессы позволяют намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Когда говорят об общих способностях человека, то имеют в виду уровень развития и характер особенностей познавательных процессов, чем лучше развиты эти процессы, тем большими возможностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность обучения.
Ребенок рождается с определенными задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы малыш осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности и научиться управлять ими.
Поэтому уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от получения прирожденных задатков, но и в большей мере от характера восприятия, обучения и от собственной деятельности по развитию интеллектуальных способностей.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определёнными предметами, приобретая свой действительный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен.
Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить свой собственный опыт.
Игры и упражнения, в которых ребенок действует путем проб и примеривания, развивают у него внимание к свойствам предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие.
Целостное восприятие предмета, является важным условием правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире, лежит в основе многих видов деятельности – предметной, игровой, трудовой, изобразительной. По – настоящему оно складывается тогда, когда дети воспринимают окружающее не приблизительно, а видят в предмете форму, величину, выделяют в предмете существенные детали.
Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание предмета; второй – создание полноценного образа, учитывающего свойства предметов форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей.
Большое внимание уделяется развитию тактильно – двигательного восприятия, которое имеет много общего с развитием зрительного восприятия. Оно, также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.
В дальнейшем на основе восприятия возникают переходные к мышлению, формы оперирования образами в уме, которые мы наблюдаем при складывании разрезной картинки, собирании игрушки, из частей, рисовании целого предмета, глядя на его части и т. д. На данном этапе происходит формирование первых форм анализа. Правильное развитие целостного восприятия подготавливает и некоторые стороны причинного мышления. Когда ребенок правильно представляет предмет с его частями, он легко может осознавать причину, если нарушено это целое.
Например, если ребенок хорошо представляет части машины, то он может быстро найти причину, почему машина не двигается – у машины нет колеса.
Очень важным оказывается влияние восприятие на решение словесных задач типа загадок. Без сформированного представления дети действуют с опорой только на привычный заученный материал на память, а не на мышление, то есть фактически не решают предложенной мыслительной задачи.
Таким образом, путь от восприятия к мышлению оказывает влияние на ход развития наглядно – образного и элементов логического мышления. У детей с особенностями в развитии наглядно – действенное мышление без коррекционного воздействия развивается очень медленно. Они слабо обобщают опыт, плохо ориентируются в условиях практических задач, а проблемные задачи вообще не могут решить.
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно – образном и даже в словесном плане.
Не меньшее значение имеет проведение дидактических игр, способствующих развитию слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты. Развивая слуховое восприятие, надо также идти от различения к восприятию как при дифференциации неречевых звуков, так и при работе с речевым материалом. На первом этапе ребенку для различения неречевых звуков и речевого материала требуется зрительная и зрительно – двигательная, или просто двигательная опора. Там, где у ребенка уже появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ, дополнительная чувствительная опора ему не нужна.
Таким образом, игры и упражнения по развитию слухового восприятия создают необходимые предпосылки к формированию речи у детей с особенностями психического развития.
Важным в психическом развитии ребенка является формирование мышления. Именно в этот возрастной период возникают не только основные формы наглядного мышления – наглядно - действенного и наглядно – образного и закладываются основы логического мышления - способность к переносу одного свойства предмета на другие (первые виды обобщения, причинное мышление, способность к анализу, синтезу).
В играх, способствующих формированию мышления, выделяют два направления: от восприятия к мышлению и от наглядно - действенного к наглядно – образному и логическому мышлению.
Деятельность учителя – дефектолога по развитию познавательных процессов детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры
Цель коррекционной работы предусматривает разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их развитии, а также профилактике нарушений, имеющих не причинный, а следственный (вторичный, социальный) характер. Это позволяет сформировать у дошкольников с ЗПР различного генеза психологическую готовность к обучению в массовой или специальной (коррекционной) школе VII вида.
Особенности коррекционно – развивающей работы с детьми ЗПР состоит в необходимости индивидуального и дифференцированного подхода, снижение темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности детей.
Коррекционно – развивающая работа с дошкольниками с ЗПР в основном носит игровой характер. Несомненно, успешному проведению дидактической игры способствует умелое педагогическое руководство ими. Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья эмоциональная сторона организации игры – одно из важных условий. Своим поведением, эмоциональным настроем педагог должен вызвать положительное отношение к игре.
Необходима доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата. Роль взрослого в дидактической игре двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой – выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости дает образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил. Важно знать, что все дидактические игры имеют определенную структуру с определёнными составляющими игры:
- игровая задача, которая осуществляется детьми и определяет игровые действие. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и представлена перед детьми в виде игрового замысла.
- игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
- правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
- подведение итогов – проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успех отстающих детей.
Таким образом - это игра только для ребенка. Для взрослого она- способ обучения. Цель дидактических игр и игровых приемов – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.
Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр:
- функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения;
- функция формирования психических новообразований;
- функция формирования учебной деятельности;
- функция формирования умений, навыков учебной самостоятельной работы;
- функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
- функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.
Организовать и грамотно провести дидактическую игру – достаточно важная задача для педагога, необходимо соблюдать основные условия проведения дидактических игр:
- наличие у педагога определённых знаний, умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре;
- необходимость включения педагога в игру. Он является и участником и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры, при этом, не оказывая давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло;
- необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение.
Проводя игру, педагог должен помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения, эмоциональная легкость, непринужденность.
- средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре;
- атмосфера добра и уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
- простата и емкость наглядности.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов в образовательной деятельности ребенка.
В начале деятельности цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность; в середине деятельности игра должна решать задачу усвоения темы; в конце игра может носить поисковый характер. На любом этапе игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности. Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе образовательной деятельности и в любом виде образовательной деятельности, как в групповой, так и в индивидуальной форме работы. Так для объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов. На закрепление материала используют игры на воспроизведение свойств, действий.
Система дидактических игр как средство развития познавательных процессов детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте
Важным условием результативного использования дидактических игр в обучении детей с особенностями в развитии является соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего, должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания. Все эти принципы предусмотрены в предложенной системе дидактических игр по развитию познавательных процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Данная система содержит 2 блока:
I блок – дидактические игры и дидактические упражнения, направленные на развитие сенсорного восприятия;
- восприятие формы;
- восприятие величины;
- восприятие цвета;
- восприятие целостного образа предмета;
- восприятие пространства и ориентировки в нем;
II блок - это дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления:
- переход от восприятия к обобщению;
- переход от восприятия к наглядно – образному мышлению и элементам логиче-ского мышления;
- развитие наглядно – образного мышления.
Данные дидактические игры расположены по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования умений; способов ориентировки в задании, уровня обобщения и другого. Поэтому, в первую очередь проводятся игры на выполнение заданий по практической ориентировки, затем – игры, основанные на зрительную ориентировку, а в дальнейшем - игры, в которых дети должны опираться на приобретенный в процессе дидактической игры чувственный опыт и опыт, обобщенный в слове, уметь оперировать образами – представлениями, вызванным словом. Дидактические игры могут служить как для развития познавательных процессов детей с ограниченными возможностями, так и для формирования собственно игры, поведения в коллективе.