Система экологического воспитания детей дошкольного возраста | Павельева Инна Геннадьевна. Работа №318934
Создание целостной системы экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:
1.Развивать экологическое мышление, умения использовать географические особенности родного края, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности формировать краеведческие знания (нормы и правила поведения в окружающей среде).
2. Постепенное формирование экологических знаний у детей о природе.
3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
4.Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад №12 «Улыбка» Елизовского муниципального района
Камчатского края
Тема:
Система работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель- Павельева Инна Геннадьевна
2022г.
В непрерывном экологическом образовании дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое воспитание не может быть успешным только на основе пассивного созерцания, поэтому я пытаюсь построить работу с дошкольниками, которая формирует у детей активность, помогает пробудить сочувствие и понимание потребностей живых организмов в процессе наблюдений и труда.
Работая над темой экологическое воспитание дошкольников, мне в первую очередь было необходимо определить, как наиболее эффективно совместить все составляющие экологического процесса, которые позволили бы сформировать необходимые знания, представления, умения. Создание целостной системы экологического воспитания через все виды детской деятельности, направленные на решение следующих задач:
1.Развивать экологическое мышление, умения использовать географические особенности родного края, знакомить с простейшими способами ориентирования на местности формировать краеведческие знания (нормы и правила поведения в окружающей среде).
2. Постепенное формирование экологических знаний у детей о природе.
3. Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
4.Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
Пути реализации:
1.Создание условий: материальная база, экологизация развивающей среды, программное обеспечение.
2.Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
3.Обеспечение непосредственного общения детей с живой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
4.Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
За время работы по экологическому направлению я старалась использовать метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Работая с дошкольниками, мне стало очевидно, что именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
Главными аспектами в своей работе с детьми я выделяю:
разнообразие видов деятельности,
интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
При построении системы экологической работы я обратила особое внимание на следующие основные направления:
Создание в детском саду условий для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно- иллюстративных материалов.
Организация «экологического пространства» в помещении детского сада: групповые уголки природы, экологическая тропа в помещении детского сада.
Организовать и использовать «экологическое пространство» на участке детского сада, экологическая тропа на территории ДОУ.
Использование прилегающих природных территорий. Организация лесной экологической тропинки.
1. Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания.
Наблюдения в повседневной жизни - ведущая форма приобщения детей к окружающей жизни.
Организация и проведения опытнической работы с объектами природы, моделирующая деятельность с ними.
Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания.
2. Экологические акции. Для формирования социального ореола, вместе с детьми мы проводим социально значимые мероприятия. «Покормите птиц», «Посади дерево».
Я в своей работе стараюсь использовать технологии экологического образования, где человек выступает как субъект экологического отношения. Вера в ребенка, его силы, возможности, создание ситуации успеха становится необходимым условием организации процесса экологического образования.
В нашем городе, как и во всех других, имеются природные объекты: деревья, кустарники, травы, насекомые, птицы. Как показала практика - изучать их лучше в рамках проектной деятельности. Особенно актуальны проекты в старших группах, но это не значит, что младшие дошколята не могут в них участвовать. Все зависит от содержания проекта.
3. Проектный метод. В своей работе я часто использую проектный метод, где дети всерьез занимаются решением определенных задач в процессе исследования.
Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образова- тельных программ дошкольного учреждения.
Любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными. Их длительность определяется коллективом дошкольного учреждения в зависимости от поставленных задач.
Цель проектов - формировать у детей “экологическое чувство”, чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля “общим домом”, прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.
Мы с детьми наблюдали за ковром белых ромашек, который раскинулся на берегу реки, над цветами летали пчелы, бабочки. В траве ползали жуки, прыгали кузнечики. Пока цвели ромашки, дети с превеликим удовольствием исследовали жизнь поляны, вели наблюдения, фиксировали необычные моменты в дневнике путешественника.
Работа над проектом помогает мне:
Р
асширить и углубить представления о животных и растениях, как представителях живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).
Систематизировать и обобщить представления детей о цикличности роста и развития, об условиях необходимых для роста и развития на каждой стадии.
Конкретизировать и расширять представления о составе сообществ (водоема, леса, луга).
Ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
4. Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности детей с другой».
На основе анализа экологической литературы, я сделала вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Для того чтобы дети свободно экспериментировали в групповой комнате был организован уголок экспериментальной деятельности. Его содержание периодически меняется в зависимости от поставленной цели. Мы проводим опыты с воздухом, водой, песком, камнями, простыми приборами (мерками, магнитами, лупой). Опыты связаны с неживой и живой природой.
5.Походы, экскурсии. Доброй традицией стало ежегодное проведение экологических экспедиций. В это время ведется всесторонняя углубленная работа по теме. Темы планирования различные: "Путешествие в долину Уюта", "Горная река", "Осенняя палитра", "Природа и мы". Совместно с детьми разработана природоохранная акция "Птичья столовая", "Цветочная фантазия", "Экологический десант" в Долине Уюта. Дошколята проявили инициативу и активность в очистке уголка долины от мусора, предложили поставить там экологический знак. Нет мелочей на нашем пути!