Система физминуток, цель, задачи, методика проведения. | Третьякова Светлана Ивановна. Работа №337973
В данный сборник включен комплекс физминуток, с помощью которых повышается внимание, умственная работоспособность учащихся. Физминутки помогают уменьшить нагрузку на позвоночник, предупредить нарушение осанки, зрения.
Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность учащихся.
Физкультурные минутки – необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности, независимо от возраста детей.
Физкультурные минутки проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением. Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц корпуса (особенно спины) и мелких мышц кистей.
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
Учебное занятие и его структура
Методические рекомендации
для педагогов дополнительного образования
Ессентукская
2022 г.
Автор - составитель:
Третьякова Светлана Ивановна, методист ЦДТ.
Учебное занятие и его структура. Методические рекомендации помогут повысить результативность занятия. Включить детей в творческую деятельность. Организовать работу с молодыми педагогами. Систематизировать положительный опыт деятельности педагогов дополнительного образования.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества», Предгорный округ, 2022 г. – 7 с.
Макет, компьютерная верстка – МБУ ДО «Центр детского творчества» Предгорного муниципального округа. Тираж – 20 экз.
Адрес: 357350, Ставропольский край, Предгорный район, ст.Ессентукская, ул. Павлова, 55.Телефон: 8(879-61)5-19-17.
E-mail: detstvo55@mail.ru.
Педагог!
Помни, от тебя зависит многое, -
И атмосфера в группе, и настрой ребят.
Ты не смотри на них глазами слишком строгими,
Простой улыбки от тебя они хотят.
Отдай им сердце, не скупись на милосердие
Ведь для добра на свете создан человек.
Господь оценит твой талант, твое усердие
И в душах детских ты останешься навек!
УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ И ЕГО СТРУКТУРА
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Учебное занятие является главной частью образовательного процесса в системе дополнительного образования, это то время, которое педагог проводит с учащимися, организуя вариативную учебную, социально-педагогическую, досуговую и другие виды деятельности.
Занятие в системе дополнительного образования обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу учащихся, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности, имеет отличную от школьной систему оценивания результатов деятельности учащихся. Занятие имеет структуру, представляющую собой взаимосвязь ее компонентов, а также определенную логику, зависящую от поставленных целей, задач, методов, педагогических технологий.
В ходе проведения занятия главным для педагога является не сообщение информационных знаний учащимся, а выявление их жизненного опыта, включение в сотворчество с педагогом, друг с другом, в активный поиск знаний с приобретением умений, навыков, а в итоге – формирование творческой самореализации учащихся.
Учебное занятие - это целостный фрагмент образовательного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной цели и задач, содержания образования, методов и средств обучения.
Каждое занятие должно быть структурировано. Структура занятия – это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность занятия. Обязательными элементами структуры занятия являются такие этапы:
Организационный этап;
Этап формирования новых понятий и способов действия (объяснение нового материала уче
б
ного занятия);
Этап применения знаний и формирования умений
.
Подведения итогов.
Общая схема планирования учебного занятия
Тема занятия – прописывается из рабочей учебной программы.
Цель занятия – формулируется исходя из темы занятия.
Цель – это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащихся на занятии. Цель должна быть диагностичной, то есть настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о её реализации. Она отражает основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты. Соответственно на занятии решаются три вида задач:
Развивающие.
Направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков р
е
бенка
(
например: развивать коммуникативные навыки, творческие способности, навыки самосто
я
тельной работы, навыки исследовательской работы; развивать память, мышление в процессе из
у
чения нового материала, развивать умения саморегуляции, самодисц
и
плины, самопознания и т.д.).
Воспитательные.
Направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности
(
например: воспитывать внимание, наблюдател
ь
ность, эстетический вкус, командный дух и стремление побеждать, интерес к ...; воспитывать уважительное отношение к труду, в том числе и к творческому, уважительное отношение к насл
е
дию прошлого, к родной и чужой культуре и т.д.).
Обучающие.
Направлены на освоение
учащимися
системы учебных знаний и формирования предметных умений и нав
ы
ков.
Общие требования к постановке задач занятия:
задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования;
задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного;
задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовател
ь
ной деятельности;
задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить их в
ы
полнение;
формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве);
задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать);
в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия п
е
дагога и
учащихся
(оказать, отработать, освоить, организовать).
Также выделяются следующие типы занятий:
комбинированное;
сообщения и усвоения новых знаний;
повторения и обобщения полученных знаний;
закрепления знаний, выработки умений и навыков;
применения знаний, умений и навыков.
Формы нестандартных учебных занятий.
занятия в форме соревнования и игр
: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, рол
е
вая игра, кроссворд, викторина и др.;
занятия, напоминающие публичные формы общения
: пресс-конференция, аукцион,
телепередача
;
занятия, опирающиеся на фантазию
: занятие-сказка, занятие-сюрприз, занятие-подарок от как
о
го-либо персонажа;
«Следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, «п
о
сиделки», «Клуб знатоков»;
занятия-экспедиции (путешествия);
творческие практические работы;
за
щита творческих работ, проектов.
Методы обучения: представляют собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.
В дополнительном образовании используются следующие методы организации деятельности:
Словесные
:
рассказ,
беседа,
диалог,
консультация.
Практико-ориентированной
деятельности
:
тренинг, тренировка, упражнение, репетиции.
Наблюдения
:
проведение наблюдений, зарисовки,
фото-видеосъемка.
Исследовательские
:
опыты,
эксперименты, опытническая работа на участке.
Проблемного обучения
:
создание
проблемных ситуаций.
Проектные и проектно-конструкторские
:
разработка
проектов, моделирование ситуации, со
з
дание конструкций, создание творческих работ, создание произведений декоративно-прикладного иску
с
ства.
Метод игры
:
дидактические,
развивающие,
познавательные,
подвижные, народные; на развитие внимания, памяти, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра; деловая игра
;
игры-конструкторы.
Наглядные
:
картинки,
рисунки,
плакаты,
фотографии;
таблицы, схемы, чертежи, графики; д
е
монстрационные матери
а
лы: модели, приборы; видеоматериалы.
Психологические
и
социологические
:
анкетирование, психологические тесты, создание и решение различных ситуаций, психологический театр.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая работа, работа в парах.
Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение материала на всех его этапах в соответствии с выбранными формами организации учебной деятельности.
Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала.
Оборудование: книги, пособия, словари, справочно-информационная литература, репродукции, таблицы, кроссворды, памятки, алгоритм работы, иллюстративный и раздаточный, видеоматериал и др.
Ход занятия
1. Организационный момент. (3 мин.)
Организация группы, подготовка к работе на занятии, проверка готовности учащихся к занятию.
2. Основная часть занятия. (1ч. 20 мин. (20 мин. теория, 1 ч. практика)
1. Этап - Формирование новых понятий и способов действия (теоретическая часть).
Объяснение нового материала учебного занятия. Вычленяются новые понятия и способы их формирования, выбираются тип и форма самостоятельной работы, отбирается содержание учебного материала, готовятся проблемные и непроблемные (информационные) вопросы, намечаются варианты способов решения учебных проблем, возможные подсказки их решения.
2. Этап - Применение знаний и формирование умений (практическая часть)
Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов.
Планируется тип и форма самостоятельной работы, готовится ее содержание (задания, упражнения, инструкции и пр.), намечаются конкретные умения и навыки для отработки, выбираются способы получения обратной связи (информации).
3. Подведение итогов. (7 мин.)
Оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений.
Важное место в ходе занятия имеет проведение физминуток или этапов релаксации, которые проводятся 2 раза в течение занятия. В случае если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический коллектив) педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности.
Так, в объединениях изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двухчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а также упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.
Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.
Памятка
педагогу при проведении занятий.
Планируя занятие, педагог должен помнить шесть основных правил:
1. Представлять новое в старых рамках.
Педагогу следует придерживаться принципа перехода «от известного к неизвестному». Начинать нужно с того, что детям уже известно. Ребенок может воспринять новое посредством подобного старого, приобретённого им на опыте.
Это правило требует:
найти то, что ребенок знает и чего не знает;
переходить от известного к неизвестному малыми, простыми, сознательными шагами.
Материал должен быть распределен в систематическом порядке так, чтобы каждая мысль имела связь с последующей мыслью.
2.Употреблять слова, которые как педагог, так и учащийся понимают одинаково.
Это правило требует:
употреблять слова, известные всем детям;
объяснять значение непонятных слов, которые приходится употреблять.
3. Применять обучение к потребностям детей.
Чтобы знать, в какой информации ребенок нуждается и какую он может воспринять, педагог должен иметь представление о его внутренней жизни (знания, темперамент, духовное состояние) и окружающей его среде (семья, школа, друзья).
4. Создать атмосферу сотрудничества.
Это правило требует:
не оставлять без внимания пробудившийся интерес ребенка;
направлять детей на поиск знаний.
5. Развивать интерес к приобретению новых знаний.
Это правило называется «законом возрастающего интереса» и требует:
организуя деятельность ребенка, помещать известную информацию в новые рамки, создавать новые комбинации из известных ему фактов и знаний;
возбуждать любопытство и ожидание;
поддерживать интерес ребенка.
6. Повторять информацию, чтобы она осталась в памяти.
Это правило требует:
часто повторять то, что требуется запомнить;
на каждом занятии кратко повторять материал предыдущего занятия
.
Первое занятие в творческом объединении
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определят успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первого занятия педагог решает целый ряд учебно – воспитательных задач:
1) создать у детей положительный настрой на занятия в объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в детском объединении и перспективами личностного развития;
3) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
4) получить необходимую информацию друг о друге;
5) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию детского коллектива.
Первое занятие с детьми нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом.
Далее – рассказ педагога о детском объединении. В такой рассказ необходимо включить:
разъяснение детям целей и задач детского объединения, содержание его образовательной пр
о
граммы;
описание содержания и результатов первого года занятий, - объяснение основных этапов влад
е
ния мастерством;
рассказ о достижениях детского объединения в целом и его отдельных воспитанников;
рассказ о традициях детского объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения и т.д.).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях детского объединения, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
выставка детских творческих работ;
альбом–летопись детского объединения;
фотографии, слайды и видеофильмы;
награды детского объединения и его воспитанников.
Следующий этап занятия – выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
тесты или тестовые задания;
познавательные игры.
А заключительным этапом занятия будет выполнение практической работы изготовление поделок в объединениях декоративно-прикладного творчества, рисунков в объединениях изобразительного искусства, выполнение творческих заданий в театральных, хореографических, фольклорных и вокальных объединениях.